Алина Александровна Журено
Картотека дидактических игр по трудовому воспитанию во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
№ 1. «Накроем стол для кукол».
Цель: формирование умения детей сервировать стол, называть предметы, необходимые для сервировки. Знакомство с правилами этикета (встреча гостей, приём подарков, приглашение к столу, поведение за столом). Воспитание гуманных чувств и дружеских взаимоотношений.
Ход игры: воспитатель входит в группу с нарядной куклой. Дети рассматривают её, называют предметы одежды. Педагог говорит, что сегодня у куклы день рождения, к ней придут гости – её подружки. Нужно помочь кукле накрыть праздничный стол (используется кукольная мебель и посуда). Воспитатель проигрывает с детьми этапы деятельности (помыть руки, постелить скатерть, поставить в центре стола вазочку с цветами, салфетницу, хлебницу, приготовить чашки с блюдцами к чаю или тарелки, а рядом разложить столовые приборы – ложки, вилки, ножи).
Публикация «Картотека дидактических игр по трудовому воспитанию во второй младшей группе» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2020
Затем обыгрывается эпизод встречи гостей, кукол рассаживают на места.
№ 2. «Что хочет делать Маша?»
Цель: уточнение представления детей о некоторых трудовых действиях; о материалах, инструментах и оборудовании, необходимых для работы.
Ход игры: воспитатель обращается к детям от имени Маши (кукла).
- Маша просит у меня тазик, ведро с водой и мыло (подставляет кукле называемые предметы).
- Как вы думаете, что она будут делать? (Стирать.) Правильно.
- А теперь Маша просит дать ей кастрюлю, молоко, сахар, соль и пшено. Что собирается делать Маша? (Кукла хочет варить кашу.) Как называется каша? (Пшённая.)
В игровой форме могут быть рассмотрены и другие трудовые действия, в которых необходимы соответствующие предметы. Детям показывают эти предметы (утюг, стопка кукольного белья – для глажения; ведро и лейка – для полива грядок и т. п.).
№ 3. «Кому это нужно?»
Цель: закрепление представления детей о предметах и их использовании в трудовых процессах. Знакомство с профессиями.
Ход игры: воспитатель показывает детям различные предметы, просит назвать их и рассказать, когда они используются и с какой целью?
Например, это половник, он нужен повару, чтобы размешивать кашу, разливать суп и компот и т. д.
№ 4. «Выбираем работу».
Цель: формирование элементарных представлений о профессиях людей, труд которых не был в сфере их наблюдений. Вызов интереса к труду людей любой профессии.
Ход игры: воспитатель вместе с детьми встаёт в хоровод и предлагает идти по кругу, приговаривая:
Будем дружно подрастать
В космонавты мы пойдём
И работу выбирать.
И ракеты поведём.
(Дети имитируют звук работы двигателя и полёт ракеты, действуя по показу воспитателя).
В капитаны мы пойдём, (Дети показывают, как капитаны смотрят в бинокль.)
Корабли мы поведём.
В вертолётчики пойдём, (Дети бегут и делают круговые движения над головой.)
Вертолёты поведём.
№ 5. «Зачем (для чего, почему) нужно это делать?»
Цель: формирование у детей представления о необходимости труда, расширение знаний о трудовых процессах.
Ход игры: воспитатель показывает детям картинку с изображением предмета, характеризующую то или иное действие. Дети должны назвать это действие.
- Зачем нужно растениям? (Лейка.)
- Почему нужно кормить? (Птиц)
- Что нужно мыть? (Тарелка.)
- Что нужно чистить? (Ковёр)
- Что нужно стирать? (Платье.)
- Что нужно гладить? (Рубашка.)
- Что нужно печь? (Пирожки.)
- Что нужно менять? (Постельное бельё.)
- Кого нужно купать? (Ребёнка.)
№ 6. «Поручение».
Цель: формирование умения детей убирать свои игрушки по местам; выполнять инструкцию воспитателя.
Ход игры: в группу приезжает грузовик и привозит игрушки, выгружает.
Воспитатель : Наши игрушки вернулись домой. Давайте с вами их уберем на свои места. А какие они у нас не опрятные приведите их в порядок (причесывают, обувают туфельки, застегивают пуговицы на платье и т. д.) Лиза, возьми маленькую куклу и посади ее на маленький стульчик. Игра продолжается пока не разложат все игрушки по местам. Молодцы ребята убрали все игрушки по местам, навели порядок в нашей группе. Полюбуйтесь, как стало просторно, светло, уютно и красиво.
№ 7. «Как игрушки убежали от Милаши».
Цель: воспитание у детей правильного отношения к хозяйственно- бытовому труду, интереса к нему, овладение необходимыми действиями.
Ход игры: содержание игры заключается в том, что девочка любила играть в игрушки, но ленилась их убирать. Однажды все ее игрушки убежали. Ей стало скучно, и она заплакала: Почему я игрушки не берегла, не убирала на место?» Вот если они ко мне вернулись бы, я стала бы их всегда убирать. Игрушки услышали эти слова и вернулись обратно к Милаше. Она обрадовалась кукле, кубикам, мячу, машине, и все разложила на полочку аккуратно.
№ 8. «Мы будем учиться чистить зубы».
Цель: формирование умения детей чистить зубы.
Ход игры: воспитатель зовет в умывальную комнату несколько малышей и предлагает им почистить зубки (сажает на стульчик рядом игрушечного бобренка, держащего в лапке зубную щетку).
С использованием алгоритма последовательности с чего надо начинать чистить зубы и читая стишок:
Зубы чистые всегда
У веселого бобра
Потому что наш бобренок
Чистит их еще с пеленок.
№ 9. «Научим Хрюшу умываться».
Цель: формирование умения детей мыть руки с мылом, насухо вытирать; активизация словаря существительными: мыло, пена, вода, полотенце; глаголами настоящего времени; намыливаю лью, смываю, вытираю.
Ход игры: воспитатель надевает на руку игрушку и от его лица обращается к малышам: «Научи-ка ты Ксюша, Хрюшу мыть щечки, нос, лоб. Помнишь, что надо сначала делать? Правильно, завернуть рукава, а теперь намочить руки и лицо.
Ну-ка бери мыло….
Буль-буль-буль журчит водица.
Все ребята любят мыться.
Льется чистая водица
Мы умеем сами мыться.
№ 10. «Накорми куклу».
Цель: формирование умения детей держать ложку в правой руке, пользоваться салфеткой и говорить спасибо; развитие умения называть некоторые блюда: каша, суп, салат, пюре, котлеты, сок и т. д., называть посуду.
Ход игры: необходимо для игры приготовить (стол, стул, посуда, картинки с изображением посуды (чайной, столовой, кухонной).
В гости к ребятам пришла кукла, она голодная. Под чутким руководством воспитателя дети кормят куклу, каждое свое действие сопровождают показом и словом.
Ах, как много разных дел
Вот компотик закипел
А теперь для куклы нашей
Мы наварим сладкой каши.
Упражнение «Каша».
Это каша для Катюши-
(сложить руки перед собой ковшиком.)
Пар над кашей поднялся-
(потянуться руками вверх)
Где же каша?
(пожимать плечами)
Нету! Вся!
(покачать головой потом помахать руками).
№ 11. «Учимся одеваться».
Цель: развитие трудовой деятельности детей, обучая порядку одевания и раздевания.
Ход игры: процесс обучения одеванию и раздеванию малышей наиболее сложный. Поэтому особенно важен дифференцированный, индивидуальный подход к каждому ребенку.
Например, воспитатель сопровождает каждое свое действие словами: «Как Настя, хорошо сделала! Она сняла шапку и положила ее в шкафчик на верхнюю полку. И Ксюша, и Соня тоже не забудут положить свои шапки в шкафчики на верхнюю полку», напоминает воспитатель, видя, что дети не торопятся убирать свои вещи. Необходимо вовремя поощрение детей со стороны взрослого, это стимулирует их активность, вызывает радость, удовлетворенность от собственных усилий.
Использовать худ слово:
Настя у нас зайчик
Зайчик-побегайчик!
Зайчик Настя скок-поскок,
Подберет штаны, носок.
Свои вещи не теряй
И на место убирай.
Воспитатель : Все вы мои заиньки, все мои любимые! Зайчики меня не огорчают, вещи быстро собирают.
№ 12. «Волшебное зеркало».
Цель: формирование умения самостоятельно пользоваться расческой, и замечать непорядок в своем внешнем виде.
Ход игры: воспитатель, заметив, что Ксюша не причесанная и обращается к ней: Ксюша, а у нас есть волшебное зеркало. Оно все видит и всем помогает. Если сама не замечаешь непорядок на своей голове - попроси зеркало. Оно доброе. Поможет тебе причесаться! Пойдем, заглянем в него! Ой, какая ты лохматая! Давай скорей неси свою расческу.
Воспитатель причесывает и приговаривает:
Как у солнышка лучики горят!
Так у Ксюши волосики блестят!
Вот какая у нас теперь Ксюша красивая, как солнышко!
№ 13. «Найди пару»
Цель: формирование умения ребенка выделять парную обувь, подбирать нужную пару обуви.
Средства реализации: обувь – сапоги, ботинки, кукла.
Ход игры: воспитатель вводит ребенка в игровую ситуацию: Маша-растеряша разбросала свою обувь по разным углам. Она не может ничего найти сама. Один ботинок нашла, а другой найти не может, один сапог нашла, а другой не знает, где найти!" и т. д. Ребенку предлагается помочь Маше найти нужную пару обуви. Воспитатель показывает один ботинок, предлагает найти его пару и т. д. Далее воспитатель предлагает ребенку примерить Маше найденную обувь.
№ 14. «Оденем кукол»
Цель: знакомство детей с разными видами застежек и способами застегивания.
Средства реализации: куклы, одежда на застежках (молния, пуговицы, липучки, кнопки, крючки, коляски.
Ход игры: воспитатель предлагает детям одеть кукол и покатать их в колясках, говорит: «Смотри, какая у кукол красивая одежда!», вместе с детьми рассматривает каждый предмет, обращает их внимание на застежки и демонстрирует способы застегивания. Детям предлагается самостоятельно одеть кукол, после чего покатать в коляске.
№ 15. «Убери со стола»
Цель: формирование самостоятельных действий: убирать посуду со стола, сметать крошки.
Средства реализации: посуда, щетка, совочек.
Ход игры: воспитатель показывает, как убирать посуду со стола на поднос, предлагает детям действовать по показу. При этом взрослый комментирует действия: «Мы кладем на поднос тарелку, чашку, ложку и т. д.» Затем показывает, как сметать крошки со стола, комментирует свои действия: Крошки со стола сметем и совочком уберем!». Ребенку дается возможность действовать самостоятельно.