Эрна Умняшкина
Картотека дидактических игр по сенсорному развитию
▼ Скачать + Заказать документы
и
упражнений
по се
нсорному развитию
детей
раннего возраста
Ход:
Воспитатель показывает детям геометрические фигуры, прои
звольно
перемешанные на столе. Затем говорит: «Вот это
–
круг, вот это
–
квадрат. Круг я
положу на круглую тарелочку, а квадрат
–
на квадратную тарелочку». Далее
воспитатель предлагает детям разложить фигуры по своим местам и активизирует
Темочки:
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорные игры
- Темочки
речь детей вопрос
ами: «Что это? (Круг). А это? (Квадрат) и т. п.».
ВОЛШЕБНАЯ КОРОБОЧКА
Цель:
Учить детей проталкивать геометрические формы в соответствующие
отверстия.
Оборудование:
Коробки с отверстиями круглой и квадратной формы и
соответствующие им по размеру кубики и ш
арики.
Ход:
Воспитатель показывает детям коробочки с «окошками» и говорит, что в
них можно протолкнуть шарики и кубики. Затем обводит пальцем круглое отверстие,
отмечая, что оно круглое, что у него нет уголков, и проталкивает в него шарик. То же
самое прод
елывает и с квадратным отверстием, отмечая, что оно квадратное и у него
есть уголки и проталкивает в него кубик. Далее, задание выполняют дети. При каждом
проталкивании, воспитатель удивленно
-
восхищенным тоном восклицает: «Ой, нет
шарика! Ой, нет кубика!»,
тем самым, стимулируя ребенка продолжать игру и вызывая
положительные эмоции.
(Рис. 27)
Также эту игру можно использовать и для
закрепления величины предметов
,
делая в коробках большие и маленькие отверстия различных однородных
геометрических форм. Можно
добавлять отверстия и
других геометрических форм,
например
–
треугольные, прямоугольные и т. д.
ЗАШТОПАЙ ШТАНИШКИ
Цель:
Учить детей вставлять предметы данной формы в соответствующие
отверстия.
Оборудование
:
Картонное изображение волка (матрешки
, куклы и т. п.) с
отверстиями круглой, квадратной и треугольной формы на штанишках и
соответственно им круги, квадраты и треугольники, такого же цвета, как и штанишки.
Ход:
Воспитатель показывает детям волка и обращает их внимание на то, что у
волка дырявы
е штанишки. Затем воспитатель показывает детям геометрические
фигуры
–
заплатки и предлагает помочь волку заштопать штанишки. Дети выполняют
задание, волк благодарит их.
(Рис. 28)
Эту игру можно проводить
с усложнением
, например
–
«заштопать» у матрешек
са
рафаны разного цвета различными большими и маленькими геометрическими
формами соответствующих цветов.
ВЕСЕЛЫЕ ЧЕЛОВЕЧКИ
Цель:
Учить детей группировать предметы по форме
Оборудование:
Вырезанные из картона круг, квадрат, треугольник,
прямоуго
льник
–
домики и эти же геометрические формы маленького размера
–
человечки.
Ход:
Воспитатель вместе с детьми рассматривает произвольно лежащие на столе
маленькие геометрические фигуры, говорит, что это
–
веселые человечки. Затем
показывает, например, круг
и говорит: «Этого человечка зовут круг. Как зовут
человечка? (Круг). Покажите, каких еще человечков зовут круг? (Дети показывают
круги)». Так же дети показывают и другие геометрические фигуры. Воспитатель
говорит, что человечки заблудились, и предлагает д
етям помочь человечкам найти
свои домики. Затем объясняет, что человечки
-
круги живут в круглом доме (кладет
человечка на большой круг, человечки
-
квадраты живут в квадратном доме (кладет
человечка на большой квадрат) и т. д. Далее дети выполняют задание сам
остоятельно.
(Рис. 29)
Эту игру проводят сначала с использованием двух геометрических форм, затем
–
трех и далее четырех. На первых этапах фигуры
-
человечки одинакового размера и
цвета,
усложняя игру
можно использовать «человечков»
разного размера, а затем
и
цвета. (Рис. 30)
Цвет
КУРОЧКА И ЦЫПЛЯТА
Цель:
Обратить внимание ребенка на то, что цвет является признаком разных
предметов и может служить для их обозначения.
Оборудование:
Коробка с мозаикой, где помеще
ны шесть элементов желтого
цвета и один белого.
Ход
:
Воспитатель показывает детям игрушки: белая курочка, а за ней желтые
цыплята (или картинку). Затем
–
белый элемент мозаики и говорит: «Это у нас будет
курочка. Она белого цвета». Демонстрирует желтый эле
мент мозаики и поясняет:
«Желтого цвета будут цыплятки». В отверстие панели воспитатель белую мозаику,
еще раз напоминая, что курочка будет такого белого цвета, и помещает следом за
белой мозаикой одну желтую, говоря, что такого цвета цыплята. Затем дает р
ебенку
коробку с мозаикой и предлагает найти еще одного цыпленка и поместить его следом
за мамой
-
курочкой. После того, как все цыплята будут найдены и размещены
«гуськом», позади курочки, ребенок повторяет задание самостоятельно.
(Рис. 31)
ЕЛОЧКИ И ГРИБОЧ
КИ
Цель
:
Научить ребенка чередовать предметы по цвету.
Оборудование
:
Коробка с мозаикой, где помещены по десять элементов
зеленого и красного цвета.
Ход:
Воспитатель показывает детям мозаику и поясняет, что елочки бывают
зеленого цвета, и размещает на панели елочку
–
элемент зеленого цвета. Показывает
элемент красной мозаики, поясняет, что такого красного цвета бывают грибочки.
Разместив у себя на панели е
лочку, грибочек, елочку, грибочек, воспитатель
предлагает ребенку продолжить ряд елочек и грибков.
Игру проводят как закрепление после соответствующего занятия.
(Рис. 31)
С той же целью, как и предыдущая игра можно проводить следующие игры:
«
Гуси с гусята
ми»
-
используют мозаику белого (гусь) и желтого (гусенок) цвета;
«
Домики и флажки»
-
используют мозаику белого (домик) и красного (флажок)
цвета. В игре «Домики и флажки» элемент красного цвета размещают над элементом
белого цвета.
(Рис. 32)
РАЗНОЦВЕТНЫЕ
БУСЫ
Цель:
Та же.
Оборудование:
По четыре белых и красных бусины (могут использоваться и
другие цвета) в коробке, шнур или мягкая проволока.
Ход
:
Проводится так же, как игра «Большие и маленькие» с той лишь разницей,
ч
то на нить поочередно нанизывают бел
ую и красную бусины. Основой для
успешного чередования других цветовых сочетаний является именно белый, хорошо
знакомый цвет, который часто упоминается в быту (белый снег, белые руки и т. д.).
ПОМОГИ МАТРЕШКЕ НАЙТИ СВОИ ИГРУШКИ
Цель:
Закрепить у детей умен
ие группировать однородные и
соотносить
разнородные предметы по цвету.
Оборудование:
Рисунок с матрешками, бусины и палочки разных цветов.
Ход
:
Воспитатель поочередно показывает детям матрешки, одетых в платья
четырех основных цветов и говорит, что у каждо
й матрешке есть свои игрушки:
мячики и палочки, но они все перепутались. Затем предлагает помочь матрешкам
найти свои игрушки. Воспитатель показывает одну из матрешек и предлагает выбрать
бусины такого же цвета, как у нее платье. После того как ребенок выб
ерет все бусины
и положит их рядом с матрешкой, ему предлагается так же выбрать палочки.
УГОСТИМ МЕДВЕДЯ ЯГОДОЙ
Цель:
Учить детей выбирать предметы данного цвета из нескольких
предложенных, развивать координацию рук и мелкую моторику пальцев.
Оборудование
:
Коробка с мозаикой, где помещены десять элементов
красного
цвета и по пять элементов желтого и зеленого цвета
.
Ход:
Воспитатель показывает детям медведя и рассматривает его вместе с
детьми. Затем предлагает детям угостить его ягодой, делая акцент на то,
что мишка
любит только спелую ягоду красного цвета. Далее, воспитатель берет из коробки
элемент мозаики красного цвета (ягодку, вставляет ее в панель и предлагает детям
тоже собирать ягоды, следя за тем, чтобы дети брали только спелые ягоды
красного
цвета
. Когда все красные ягоды собраны в «корзину», медведь благодарит детей.
(Рис. 33)
С той же целью, как и предыдущая игра можно проводить следующие игры:
«Найди солнышко», «Посади травку», «Облачка на небе»
и т. п., с той лишь
разницей, что ребенку предлагае
тся выбрать соответственно элементы желтого,
зеленого и синего цвета из нескольких предложенных.
ПОСТАВЬ БУКЕТ ЦВЕТОВ В ВАЗУ
Цель
:
Учить детей группировать предметы по цвету.
Оборудование:
Четыре вазы желтого, красного, зеленого и синего цветов,
сделанных
из пластиковых бутылок, бумажные цветы тех же расцветов.
Ход:
Воспитатель показывает детям цветы, которые лежат на столе или ковре
произвольно перемешанные, и предлагает собрать из них букеты и поставить в вазы.
Затем, воспитатель берет, например, красный
цветок и ставит его в вазу красного
цвета, делая акцент на то, что цветок такого же цвета, как и ваза. То же самое
воспитатель проделывает и с цветами других цветов. Далее собирать букеты
предлагается детям.
РАЗНОЦВЕТНЫЕ ШАРЫ
Цель:
Учить детей соотносить
предметы по цвету.
Оборудование:
Карточка с вертикально наклеенными на ней разноцветными
полосками
–
«ниточками» параллельно и на некотором расстоянии друг от друга,
Вырезанные из картона шары тех же цветов.
Ход:
Воспитатель показывает детям шары и предла
гает привязать к ним
ниточки, чтобы шары не улетели. Затем берет шар, например, желтого цвета и
прикладывает его к желтой полоске
–
«ниточке» желтого цвета. Далее задание
выполняют дети.
Эту игру можно проводить с другим
оборудованием:
разноцветные карточк
и
-
«книжки» с вырезанными «окошками»
-
шарами, карточки
-
вкладыши таких же цветов.
Тогда
ход
будет такой: воспитатель показывает детям карточки с шарами и предлагает
детям закрасить эти шары соответствующим цветом, предварительно показывая как
это сделать.
(Рис. 34)
ПОДБЕРИ ЧАШКИ К БЛЮДЦАМ
Цель:
Та же.
Оборудование:
Вырезанные из картона чашки и блюдца разных цветов.
Ход:
Воспитатель показывает детям блюдца и предлагает поставить на них
чашки и уточняет, что у каждого блюдца есть своя чашка такого же цвета.
Затем
воспитатель показывает, как это нужно делать. Далее задание выполняют дети.
(Рис. 35)
ВАРЕЖКИ
Цель
:
Та же
Оборудование:
Вырезанные из картона несколько пар разноцветных варежек,
куклы.
Ход:
Воспитатель говорит детям, что куклы собрались на прогулку,
но не могут
найти свои варежки, т. к. варежки перепутались. Затем воспитатель берет одну варежку
(например, красную, спрашивает у ребенка, какого она цвета и предлагает малышу
найти такую же красную варежку. Ребенок выполняет задание и игра продолжается.
МАГАЗИН ИГРУШЕК
Цель:
Учить детей группировать предметы по цвету.
Оборудование
:
Карточка с нарисованными на ней одна над другой
горизонтальными полосами, на небольшом расстоянии друг от друга; вырезанные из
картона силуэты разноцветных игрушек (мяч, само
лет, машина, кегля и т. п.)
Ход:
Воспитатель предлагает поиграть в магазин, но для этого нужно расставить
игрушки на полки. Затем предлагает малышу взять одну игрушку и поставить ее на
полку (карточку, уточняя ее цвет. Далее воспитатель предлагает ребенку
поставить на
эту полку игрушки такого же цвета. Когда задание выполнено, то игра продолжается с
игрушкой другого цвета.
Так же можно использовать разноцветные полки, а ребенку предложить
расставить на них игрушки соответственно с цветом.
(Рис. 36)
Игры и упражнения с предметами
СЛОЖИ МАТРЕШКУ
Оборудование
:
Матрешка, которая вмещает несколько вложенных друг в друга
кукол меньшего размера.
Ход:
Воспитатель вместе с ребенком открывает матрешку, произнося:
«Матрешка, матрешка, откройся н
емножко!». Достает матрешку поменьше и ставит ее
рядом с большой, предложив малышу сравнить их по размеру и цвету. Когда все
матрешки окажутся открытыми, воспитатель предлагает ребенка сложить их обратно,
начиная с самой маленькой.
Мы
–
матрешки
, мы
–
сестрички, В прятки с нами поиграй,
Все подружки
-
невелички. Нас скорее собирай
–
Как начнем плясать и петь, Если будешь ошибаться,
Никому не усидеть!
Мы не будем закрываться!
(С. Рещикова)
Сначала игру следует проводить с двусложной матрешкой, затем с трехсложной
и т. д. Точно так же вместо м
атрешки можно использовать
бочонки, стаканчики,
открывающиеся коробочки, вкладыши
различных форм и т. п.
СОБЕРИ ПИРАМИДКУ
Оборудование:
Пирамидка, состоящая из 4
-
5 колец, убывающих по величине.
Ход:
Воспитатель показывает ребенку пирамидку, и
помогает разобрать ее.
Вместе с малышом воспитатель рассматривает колечки, отмечая их форму и цвет и
делая акцент на их величину. Затем воспитатель предлагает ребенку собрать
пирамидку. Он объясняет, что сначала нужно выбрать самое большое колечко и
надеть
его на стержень (малыш выполняет задание). Далее воспитатель предлагает
сделать то же самое с оставшимися колечками до тех пор, пока пирамидка не будет
собрана. В дальнейшем ребенку предоставляется возможность самостоятельно
манипулировать с пирамидкой, с
тараясь собрать ее правильноМожно собирать
различные пирамидки
в зависимости от того, какие цели преследуются. Например:
пирамида, состоящая из колец одного размера или цвета; из кубиков, шариков, призм
одного или разного размера и цвета; из предметов возр
астающих по величине и т. д.
СОБЕРИ БУСЫ
Оборудование:
Любые предметы с отверстиями для нанизывания различной
величина, формы и цвета, шнур или мягкая проволока.
Ход:
Воспитатель предлагает ребенку собрать бусы, нанизывая их на шнур.
Показывает,
как это нужно делать и предлагает малышу продолжить. Если ребенок
затрудняется, воспитатель помогает ему.
Можно собирать
различные бусы
в зависимости от того, какие цели
преследуются. Например: бусы, состоящие из шариков и кубиков различного размера
и цве
та; из катушек от ниток, маскаронов, колечек, пробочек с отверстиями различных
цветов и размеров и т. д.
ПОСТРОЙ БАШЕНКУ
Оборудование:
Кубики различного цвета и размера.
Ход:
Воспитатель предлагает ребенку построить башенку, накладывая кубики
один на дру
гой и возводя постройку вверх.
Эту игру можно проводить
различными способами
в зависимости от того,
какие цели преследуются. Например: построить башенку из кубиков одного цвета и
разного размера; из больших или маленьких кубиков разного цвета; из больших
или
маленьких кубиков одного цвета и т. д.
(Рис. 42)
Упражнения, способствующие развитию мелкой
Моторики
Прищепки
Можно использовать следующие упражнения с прищеп
ками:
«Ежик»,
«Елочка», «Солнышко»
-
к силуэтам ежика, елочки, солнышка, сделанных
из картона, дети прицепляют колючки и лучики. Для
закрепления цвета
можно использовать разноцветные силуэты и соответствующие им по цвету
прищепки.
Пробочки
Можно исп
ользовать следующие упражнения с пробками:
«Цветочки», «Жучок»
-
дети раскручивают и закручивают пробки от
пластиковых бутылок к их горлышкам
–
серединки цветов или пятнышки на
спине жука. Для
закрепления цвета
прикручивают разноцветные пробки к
соответств
ующим по цвету горлышкам
Застежки
Можно использовать следующие упражнения с застежками:
«Застегни
сапожки», «Завяжи рубашку», «Пришей пуговицу»
и т. д.
–
дети вдевают
шнурок в отверстия. Так же используются различные
коврики, подушечки,
на которых нашиты п
уговицы, липучки, молнии, крючки, кнопки и т. п., с
которыми манипулируют дети.
Крупа
На крупе можно рисовать, искать в ней какие
-
либо предметы,
пересыпать ее из одной емкости в другую щепотками или кулачками и т. д.
Так же можно использовать следующие у
пражнения:
«Накормим птичку»
-
дети щепотками рассыпают крупу в кормушку для птицы,
«Помоги
Золушке»
-
дети сортируют, например горох и фасоль,
«Собери бусы»
-
дети
по одной горошине собирают горох или фасоль в сосуд с узким горлышком.