Соболева Анна Алексеевна
Картотека дидактических игр по развитию познавательных процессов у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактические игры на развитие познавательных процессов у старших дошкольников.
Игры на развитие речи.
Игра «Что сначала, что потом?»
Педагог предлагает детям серию картинок,объединённых определённым сюжетом, но последовательно неверно разложенных. Ребёнок рассматривает картинки и раскладывает их в правильной последовательности, после чего составляет рассказ по картинкам.
Публикация «Картотека дидактических игр по развитию познавательных процессов у старших дошкольников» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Старшая группа
- Темочки
Игра «Составь предложение»
Цель: развитие речи, воображения, фантазии у детей.
Воспитатель обращается к детям : «Сейчас каждому скажу по три слова. А вы составите из них предложение».
1. Автомобиль, мокрый, пастух;
2. Тетрадь, мартышка, сова;
3. Подушка, весёлый, жевать;
4. Корова, лёгкий, летать.
Образец: «Когда корова летала по плюю, она становилась лёгкой, как пушинка.
Игра «Найди пару»
1-й вариант. Воспитатель предлагает дошкольникам поиграть и объясняет, в чем заключается эта игра: «Каждый должен найти себе пару. Для этого кто-то, например, Сережа, скажет слово, а другой отзовется похожим словом. Если Сережа скажет шутка, то парой будет тот, кто отзовется словом мишутка или утка. Те, кто составил пару, отходят в сторону».
Упражнение продолжается до тех пор, пока все ребята не подберут себе пару.
2- й вариант. Игра проводится так же, как описано выше, но когда пары будут составлены, дети подходят к воспитателю и произносят другие, вновь подобранные, сходные по звучанию слова (песок — носок, кузнец — молодец).
«Какое слово задумано?»
Наглядный материал. Предметные картинки, на которых изображены ромашка, ключ, книга, стол, цветок, шкаф (для воспитателя); трактор, кровать, огурец, хлеб, змея, утка (для детей).
Воспитатель показывает картинку с изображением ромашки и говорит: «Это. омашка». Дети улыбаются и поправляют его: «Ромашка». Он соглашается: «Я же так и говорю —. омашка». Дети в ответ начинают произносить слово с нарочитым усилением звука р: р-р-ромашка. «Почему у меня получается не так?» — удивляется воспитатель. «Вы не говорите звук р, пропускаете его», — объясняют дети. Воспитатель показывает остальные картинки и тоже называет изображенные на них предметы без первого звука (. люч,. нига,. тол,. веток,. каф). Дети поправляют воспитателя, правильно произносят слова, выделяя голосом пропущенный первый звук. Затем они начинают показывать свои картинки и называть нарисованные на них предметы так же, как и вос-питатель, — без первого звука. Педагог их поправляет.
Это упражнение может быть проведено иначе. Воспитатель называет слово без первого звука, но не показывает картинку : «. ак». Дети отгадывают, какое это слово. (Рак, мак, бак, лак.)
Игра «Наоборот».
Цель – упражнение в подборе антонимов (слов – неприятелей).
Воспитатель говорит, что к нам пришёл в гости ослик. Он очень хороший, но вот в чё м вся беда: он очень любит всё делать наоборот. Мама – ослица с ним совсем замучилась. Стала она думать, как же сделать его менее упрямым. Думала, думала, и придумала игру, которую назвала «Наоборот». Стали мама-ослица и ослик играть в эту игру и ослик стал не такой упрямый. Почему? Да потому что всё его упрямство во время игры уходило и больше не возвращалось. Он и вас решил научить этой игре. Далее педагог играет с детьми в игру «Наоборот» : кидает ребёнку мяч и называет слово, а ребёнок, поймавший мяч, должен сказать антоним этому слову (высокий – низкий) и бросить мяч воспитателю.
Игровое упражнение «Закончи фразу».
Цель – развитие умения подбирать противоположные по смыслу слова (слова – неприятели).
Воспитатель называет словосочетания, делая паузы. Ребёнок должен сказать слово, которое пропустил учитель, т. е. закончить фразу.
-Сахар сладкий, а лимон … .
-Луна видна ночью, а солнце … .
-Огонь горячий, а лёд … .
-Река широкая, а ручей … .
-Камень тяжёлый, а пух … .
Обыграть это можно следующим образом: учитель говорит, что наш знакомый Незнайка пошёл всё-таки учиться в школу. Там на уроке русского языка был диктант – дети писали под диктовку разные фразы. Но так как Незнайка очень невнимательный, он не успевал дописывать эти фразы до конца и получил плохую оценку. Учительница сказала, что если он исправит ошибки в диктанте, то она исправит ему плохую оценку. Давайте ему поможем.
Игра «Какой предмет?»
Цель – развитие умения подбирать к слову – предмету как можно больше слов – признаков и правильно их согласовывать.
Содержание игры заключается в следующем: учитель показывает картинку или предмет либо называет слово и задаё т вопрос: «Какой?» Затем участники игры по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих данному объекту. Выигрывает тот, кто назовёт больше признаков.
Игра «Что бывает?»
Цель – развитие умения соотносить слово – предмет со словом – признаком и правильно их согласовывать.
Эта игра похожа на предыдущую. Отличие состоит в том, что к слову – признаку подбирается как можно больше слов – предметов.
-Зелёный – помидор, крокодил, цвет, фрукт, …
-красное – платье, яблоко, знамя.
Игра «Кузовок».
Цель – образовывать уменьшительно – ласкательные наименования; соотносить действие с его названием.
Дети садятся в круг. По считалке выбирается тот, кто начнёт игру. Ему даётся в руки корзинка. Он держит её, а дети в это время говорят слова:
-Вот тебе кузовок,
-Клади в него, что на –ок.
-Обмолвишься – отдашь залог.
Ребё нок отвечает: «Я положу в кузовок …и называет нужное слово (замок, сучок, коробок, сапожок, башмачок, чулок, утюжок, воротничок, сахарок, мешок, листок, лепесток, колобок, колпачок, гребешок и т. д.) Так происходит, пока все дети не подержат кузовок. Тот, кто ошибается, кладёт в корзину залог. После того, как все дети приняли участие, разыгрываются залоги: корзинка накрывается платком, а кто-нибудь из детей вынимает залоги по одному, предварительно спрашивая: «Чей залог выну, что тому делать?» Дети под руководством воспитателя назначают каждому залогу выкуп – какое-то задание (назвать слово с каким-то звуком, рассказать скороговорку, разделить слово на слоги и т. д.)
Игровое упражнение «Распространи предложение».
Цель – развитие умения строить длинные предложения со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями.
Детям предлагается продолжить и закончить начатое воспитателем предложение, опираясь на наводящие вопросы педагога. Например, воспиатаель начинает предложение так: «Дети идут … (Куда? Зачем)» Или более усложнё нный вариант: «Дети идут в школу, чтобы …. Этот вариант, помимо обогащения грамматического опыта, может служить своеобразным тестом, позволяющим выявить тревожность ребёнка по отношению к различным жизненным ситуациям.
Игра «Пойми меня».
Цель – развитие умения составить короткий рассказ по картинке, используя разные характеристики предмета.
Воспитатель показывает детям красивую коробочку и говорит, что эта коробочка не простая, а волшебная. В ней приготовлены для детей разные подарки. Получить подарок может только тот, кто умеет хранить секреты. Что это значит? (Это значит, не рассказывать раньше времени). Дальше педагог объясняет, что когда он подойдёт к кому-то, то этот ребёнок должен закрыть глаза и, не глядя, вытянуть из коробочки картинку, посмотреть на неё, но никому не показывать и не говорить, что на ней. Это нужно сохранить в секрете. После того, как все дети вытянут себе по – одной картинке, воспитатель спрашивает детей, хочется ли им узнав, кому что досталось? Дети отвечают, что да. Тогда воспитатель говорит, что показывать подарки нельзя, но про них можно рассказать. Но слово-подарок тоже называть нельзя. Потом педагог рассказывает про свой подарок, показывая детям, как это нужно делать правильно, а дети угадывают, что досталось учителю. После этого дети рассказывают про свои подарки по-очереди и, когда подарок угадан, открывают свою картинку. Лучше эту игру проводить сидя на ковре в кругу.
Звуковая культура речи.
Игра «Строим дорожку».
Цель – развитие фонематического слуха.
Дети садятся в круг. Кому-то даётся мяч и задание придумать любое слово. Затем мяч передаётся следующему игроку. Он должен придумать слово, которое начинается с последнего звука предыдущего слова. И так далее, пока не дойдут до первого игрока. В этой игре на первом этапе воспитатель активно помогает детям правильно произнести слово (вместе с ним, выделяя очень чётко последний звук в слове. На следующем этапе педагог уже просто следит, чтобы дети чётко проговаривали слово и выделяли последний звук. К концу второго года обучения у детей вырабатывается навык чёткого произнесения слова и выделения последнего звука, а учитель выполняет роль наблюдателя-контролёра, который лишь организует процесс игры, а помогает лишь в редких случаях.
Игра «Ловушка».
Цель – развитие умения услышать в слове определённый звук.
Воспитатель предлагает детям «открыть ловушки», т. е. поставить руки локтями на стол, параллельно друг другу, расправив свои ладошки, которые и есть «ловушки». Он даё т задание: если в слове услышите заданный звук, то «ловушки» нужно захлопнуть, т. е. хлопнуть в ладоши. Слова подбираются учителем в зависимости от темы занятия.
Игра «Поймай слог».
Цель – развитие слухового внимания и его быстроты.
Воспитатель «бросает» детям слог, а они должны «превратить» его в слово.
Например: ПА – папа, ма – мама, ку – кукла, ар – арбуз и т. д.
Игра «Посели в домик».
Цель – развитие умения определить слоговую структуру слова.
Воспитатель вводит «гостей» при помощи загадки или ещё как-то и предлагает поселить каждого гостя в домик. При этом он обращает внимание детей, что в одном домике – окно из одной створки, а у второго – из двух. Чтобы определить, какому гостю, какой домик, нужно определить, сколько слогов в названии гостя. Если один слог, то гостя селим в домик с одной створкой. Если два слога, то гостя селим в домик с двумя створками. Для усложнения игры можно потом пригласить гостей на новоселье и распределить их по такому же принципу.
Игры на развитие мышления, воображения, памяти у детей.
Игра «Придумай сам»
Цель: развитие речи, мышления, воображения.
Воспитатель: «Сейчас я буду называть тебе пары слов. Постарайся увидеть связь между словами и подобрать по аналогии пару к одинаковому слову».
1. Дом-кирпич; стакан-(стекло).
2. Коньки-лёд; лыжи-(снег).
3. Игла-ткань; фломастер-… (бумага).
4. Корова- домашнее животное; волк-(дикое животное).
5. Орёл-птица; щука-(рыба).
Игра «Пары картинок»
Цель: развитие механической памяти.
Воспитатель предлагает ребёнку картинки и просит содинить их парами «кто с кем дружит». Картинки разложены попарно в два ряда:
«дом»- вверху, «замок»- под ним; «ваза»- вверху, «конфеты» - под ней; «девочка»-вверху,»кукла»-под ней. Детям предлагается разложить картинки по смыслу и все из запомнить.
Особое внимание обращается на смысловую связь, которая существует между картинками в каждой паре. Ребёнок должен назвать, в чём эта связь состоит.
Игра «Бабушка укладывает в свой чемодан»
Цель: развития внимания, памяти, воображения.
Педагог начинает рассказ: «Бабушка укладывает в свой чемодан расчёску».
Следующий игрок должен повторить уже сказанное, добавив от себя ещё один предмет: «Бабушка укладывает в свой чемодан расчёчку, тапочки». Игра продолжается до тех пор, пока ряд не набирает 15-20 предметов.
Упражнение «Топни- хлопни»
Воспитатель предлагает детям поиграть в игру по правилам. Он произносит ряд слов, дети внимательно слушают слова и хлопают в ладоши, если прозвучит название цветка; топают ногой, если прозвучит название насекомого.
Например: ворона, роза, туча, муха, апельсин, фиалка, часы, стол, муравей, крокодил, утка, пчела, дождь, жираф, сирень, комар и т. д.
Игры на развитие логического мышления
Игра «Зачем и почему»
Воспитатель: «Ребята, я буду вам задавать очень интересные вопросы, а вы отвечайте».
1. Мы хотим пригласить к себе домой гостей. Перечисли всё, что мы должны сделать?
2. Мальчик пролил варенье на пол. Что ему теперь делать?
3. Катя пошла в лес и заблудилась. Что ей делать? Как поступить лучше всего? Что нужно знать, чтобы никогда больше не потеряться?
Словесная игра «Концовки». Если жираф выше тигра, значит, тигр. Если слон тяжелее зебры, значит, зебра. Если крокодил длиннее ящерицы, значит, ящерица. Если лев сильнее черепахи, значит, черепаха. Если гепард бегает быстрее черепахи, значит, черепаха.
Словесная игра «Кто больше?». Ведущий называет какое-либо животное и спрашивает первого игрока: «А кто больше этого животного?». Тот должен назвать другое животное, большее по величине, и задать такой же вопрос следующему игроку: «А кто больше?». Повторять названия животных нельзя.
Словесная игра «Родственники». Елка - родственница ежа, потому что. Клубок - родственник ежа, потому что. Медведь - родственник ежа, потому что. Енот - родственник ежа, потому что.
Дидактическая игра «Без чего не может быть?». У ребенка картинка с изображением животного и набор картинок, из которых он должен выбрать те, на которых изображено то, без чего это животное не может существовать.
Собака - кость, конура, шерсть, ошейник, хозяин. Лошадь - грива, овес, сбруя, конюшня. Корова - молоко, вымя, трава, ведро. Кошка –мышка, мясо, когти, блюдце, молоко. Коза-мясо, дом, рога, веревка.
Дидактическая игра «Мой дом». У ребенка большие карточки с изображением леса и деревенского домика с огородом и конверт с набором изображений диких и домашних животных. Ребенок должен разместить их по своим местам, объясняя свои действия.