Надежда Костял
Картотека дидактических игр по поликультурному воспитанию дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека дидактических игр по поликультурному воспитанию дошкольников
Составил: воспитатель Н. Е. Костял
1. «Наши соседи»
Цель: Формировать знания о народах, живущих на Дальнем Востоке; развивать умение узнавать элементы культуры других народов; воспитывать симпатию к людям других национальностей.
Публикация «Картотека дидактических игр по поликультурному воспитанию дошкольников» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
Ход игры: Играющим предлагается разместить на каждой грани 4 карточки (национальный костюм, национальный орнамент, национальное блюдо и государственный флаг, соответствующие определенной национальности.
Материалы: пирамида, состоящая из 4 граней и набор картинок с изображением элементов культуры народов нашего города (национальный костюм, национальная кухня, народный орнамент и государственный флаг).
2. «Путешествие по сказкам»
Цель: Закрепить знания детей о народных сказках, о национальных героях и их нравственных характеристиках.
Ход игры: При помощи известного сказочного персонажа (например, Незнайки, Буратино, Петрушки) ввести детей в игру, предложив им помочь узнать по картинкам героев любимых народных сказок и рассказать о том, какие они (дать характеристику их поступкам). Ребёнку, который правильно назвал героя, сказку и рассказал о нём, воспитатель даёт фишку.
Материалы: картинки с изображениями известных персонажей народных сказок, кукла Незнайка (Буратино, Петрушка, фишки.
3. «Угадай, откуда я приехал»
Цель: закрепить знания детей о разных народах.
Ход игры: в группе поочередно появляются дети в народных костюмах и рассказывают о различных странах, республиках. Остальные ребята должны угадать, откуда приехали гости.
В зависимости от этнической принадлежности гостя приветствовать его на родном языке, сервировать стол, угощать традиционными национальными блюдами.
4. «Кто знает больше "волшебных" слов по…»
Цель: Закреплять навыки владения родным (национальным) языком с использованием «волшебных» слов: спасибо, пожалуйста, здравствуйте и др., воспитывать культуру общения.
Ход игры: Передавая мяч по кругу, дети называют вежливые слова на различных языках: первый круг – по - русски, второй – по – татарски и т. д.
5. «Магазин одежды»
Цель: Систематизировать знания детей о национальном костюме и его элементах; соотносить костюм с национальным праздником (Сабантуй, Акатуй, Масленица); воспитывать интерес к народной культуре.
Ход игры: Дети - покупатели по карточкам, на которых изображены элементы национальных костюмов, просят группу детей - продавцов подобрать им остальные детали национального костюма. Затем покупатели рассказывают, на какой праздник они собираются.
Материалы: карточки с изображением деталей национальных костюмов.
6. «Вещи заблудились»
Цель: Закреплять умения детей определять элементы национального костюма и соотносить его с конкретным народом.
Ход игры: детям предлагается соотнести элементы одежды с национальным костюмом и закрыть лишний элемент.
Материалы: листы с нарисованными на них различными элементами национальных костюмов.
7. «Чей орнамент?»
Цель: Назвать элементы национального орнамента.
Ход игры: По указанию ведущего отгадать, орнамент какого народа изображён на маленькой карточке. Правильно ответивший ребёнок получает карточку, накрывает ею соответствующий участок на большой карточке.
Материалы: шесть больших карточек с изображением национальных узоров и столько же маленьких, представляющих фрагменты орнаментов.
8. «Музей народных игрушек»
Цель: Систематизировать знания детей о русских народных промыслах; воспитывать интерес к народной культуре, развивать творчество.
Ход игры: Исполняя роль экскурсовода, каждый ребёнок рассказывает о понравившемся народном промысле, поясняя, чем именно она ему понравилась.
Материалы: глиняный горшок, хохломская ложка, гжельская посуда, Елецкие кружева, валенки.
9. «Собери предмет»
Цель: Упражнять в самостоятельных поисках путей составления фигур из частей; систематизировать знания детей о русских народных промыслах.
Ход игры: Воспитатель предлагает в помнить, какие русские народные промыслы они знают и собрать предмет из частей, лежащих в конвертах.
Материалы: глиняный горшок, хохломская ложка, гжельская посуда, кружева, валенки.
10. «Чей дом?»
Цель: Показать детям многообразие материальной культуры разных народов на основе их жилищ; развивать познавательный интерес.
Ход игры: Воспитатель предлагает соотнести карточку с изображением жилища с карточкой с изображением человека в национальном костюме.
Материалы: два вида карточек : с изображением жилищ (изба, хата, юрта и т. д.) и людей в национальных одеждах (русский, украинец, казах и т. д.).
11. «Театр народного костюма»
Цель: Закреплять знания детей об элементах народного костюма; развивать навыки совместных действий, творческие способности.
Ход игры: Дети делятся на три группы – творческие лаборатории. Каждая группа определяет, костюм какого народа они будут «шить» и представлять на показе, отбирают его детали, создают и демонстрируют его под национальную музыку, комментируют.
Материалы: элементы народных костюмов, дополнительные украшения музыкальное сопровождение.
12. «Сказка - загадка»
Цель: Закрепить знание детей о народных сказках; воспитывать интерес к устному народному творчеству; развивать инициативу, умение согласовывать свои действия с другими детьми.
Ход игры: Ребёнок берёт из шкатулки любой конверт, в котором лежат картинки с изображением сказочных персонажей, приглашает товарища играть с собой в паре, и вместе они придумывают и загадывают загадку о персонаже или сказке, из которой он взят. Остальные дети должны отгадать и назвать героя.
Материалы: конверты с картинками с изображениями персонажей сказок русского, народов Крайнего Севера (Нанайцы, эвенки, чукчи.
13. «Найди пару»
Цель: Закреплять знания детей о костюмах разных народов; развивать наблюдательность, внимание, память.
Ход игры: Дети должны подобрать пары кукол в разных национальных костюмах.
Материал: картинки с изображением кукол в разных национальных костюмах.
14. Игра «Народы — как одна семья, хотя язык их разный…»
Цель: Обобщить представления детей о культуре народов ближнего зарубежья по следующим разделам: «Название страны», «Географическое положение», «Музыкальные произведения», «Национальный танец», «Народная игра», «Народный инструмент», «Национальный костюм», «Литература», «Достопримечательности».
Ход игры: Одновременно в игре могут принимать участие от 3 до 6 человек. Дети выбирают карточку с названием страны и во время движения по секторам ориентируются на свою карточку.
Если в секторе нарисован мальчик, читающий книгу, то необходимо рассказать какое-либо произведение народа, название которого у ребенка на карточке с красной звездочкой (например, «Украина» — значит, ребенок рассказывает стихотворение или сказку украинского народа).
На первых порах допускаются подсказки детей друг другу под руководством педагога. А на основе игры может быть составлена концертная программа о культуре разных народов ближнего зарубежья.
Материал: Вырезанный из картона круг, разделенный на 9 секторов. В каждом секторе картинка, обозначающая характерные особенности разных народов («мальчик, читающий книгу», «музыкальный инструмент», «ребенок в национальном костюме», «танцующий ребенок» и т. д.)