Татьяна Цымбал
Картотека дидактических игр по формированию безопасного поведения для детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека игр по основам безопасности жизнедеятельности
детей младшего дошкольного возраста
Составила воспитатель высшей категории Цымбал Т. В.
Публикация «Картотека дидактических игр по формированию безопасного поведения для детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Безопасность, ОБЖ. Игры, дидактические пособия
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Средняя группа
- Темочки
Цель: развитие ориентации детей младшего дошкольного возраста в ближайшем пространственном окружении, а также умения правильно оценить возникшие ситуации и выбрать правильное безопасное поведение.
Я – человек
Дидактическая игра «Умею – не умею»
Задачи:
• акцентировать внимание детей на своих умениях и физических возможностях своего организма;
• воспитывать чувство собственного достоинства.
Оборудование: мяч.
Ход игры:
Ведущий бросает мяч и произносит: «Я умею» или «Я не умею». Ребёнок, поймав мяч, продолжает фразу, объяснив, почему он не умеет или умеет. Например: «Я умею бегать, так как у меня есть ноги. Я не умею летать, потому что у меня нет крыльев».
Дидактическая игра «Угадай, кто позвал?»
Задачи:
• тренировать органы слуха
• активизировать внимание и слуховую память детей.
Оборудование: не требуется.
Ход игры:
Ведущий, стоя спиной к детям, детям, должен определить по голосу, кто его позвал. В случае правильного ответа место ведущего занимает ребёнок, чей голос был определен.
Дидактическая игра «Кто это?»
Задачи:
• развивать умение называть имена своих родителей, их трудовые обязанности в семье;
• прививать любовь к близким.
Оборудование: картинки на тему «Семья».
Ход игры:
Ведущий показывает картинки, на которых изображены члены семьи – мама, папа, бабушка и т. д., спрашивает: «Кто это?», дети отвечают.
Дидактическая игра «Кто что делает?»
Задачи:
• развивать умение называть имена своих родителей, их трудовые обязанности в семье;
• прививать любовь к близким.
Оборудование: мяч.
Ход игры:
Взрослый с мячом в руках стоит в центре круга, бросает детям мяч по очереди, задавая вопросы: «Что дома делает мама (бабушка, сестра, папа и т. д. ?» Дети ловят мяч и отвечают на вопросы (стирает, варит суп, вяжет, ремонтирует и т. д.).
Дидактическая игра «Кто больше назовет действий»
Задачи: развивать умение детей соотносить действия людей различных профессий.
Оборудование: мяч
Ход игры:
Каждый человек, имея профессию, выполняет какие – то действия. Я назову профессию, а вы вспомните все действия человека этой профессии. Педагог говорит врач и бросает мяч, ребенок ловит и отвечает: лечит, делает уколы, слушает, смотрит горло…
Дидактическая игра «Что кому?»
Задачи:
• развивать умение детей соотносить орудия труда с профессией людей,
• воспитывать интерес к труду взрослых, желание помогать им.
Оборудование: картинки с изображением инвентаря для людей разных профессий.
Ход игры:
Воспитатель приглашает по одному ребенку к своему столу. Тот берет какой – либо инструмент и называет его. Остальные дети должны назвать, кому что нужно для работы. Например, молоток – нужен столяру и плотнику.
Дидактическая игра «Найди пару»
Задачи: подбирать пару к предмету по тактильным ощущением с завязанными глазами.
Оборудование: пуговицы, кубики, яблоко, карандаши, мелкие предметы.
Ход игры:
Выбрав себе предмет, ребёнок должен с завязанными глазами выбрать из кучки точно такой же. В конце игры ведущий просит объяснить, что помогло ребёнку правильно определять на ощупь разные материалы.
Дидактическая игра Игра-тренинг «Я потерялся…»
Задачи учить правильно вести себя, если потерялся на улице.
Оборудование: игрушка мишка.
Ход игры:
В гости к детям приходит Мишка и рассказывает, что он потерялся, когда был на прогулке с мамой. Дети объясняют ему, что нужно делать, если вы с мамой потеряли друг друга; к кому можно обратиться за помощью, а к кому нельзя; что делать, если мама вошла в автобус, а ты не успел и т. д.
Дидактическая игра «Что есть у куклы?»
Задачи:
• формировать представление о том, для чего служит каждая часть тела,
• развивать умение называть их.
Оборудование: кукла.
Ход игры:
В гости приходит кукла Катя, она заболела. Что у нее болит? Взрослый показывает на часть тела, дети называют.
Дидактическая игра «Ребенок-кукла»
Задачи: развивать умение детей находить общие и отличительные признаки у ребенка и у куклы.
Оборудование: кукла.
Ход игры:
В гости к малышу приходит кукла, он рассматривает ее и называет, чем похожи кукла и девочка (у куклы и девочки есть голова, туловище, руки, ноги, глаза, нос, волосы, они носят одежду и т. д., чем они отличаются (девочка живая, она растет, умеет дышать, говорить, плакать и т. д., а кукла не живая, она не растет, не умеет дышать, говорить и т. д.).
Дидактическая игра «Что делать, если кто – то заболел?»
Задачи: формировать представления детей о профессиях врача и медсестры, о правильном поведении во время заболевания близкого человека.
Оборудование: картинки «Врач у постели больного», машина скорой помощи, телефон. Кукла, кровать.
Ход игры:
Воспитатель предлагает рассмотреть картинки, уточняет их содержание, побуждает вспомнить: в каких случаях нужно вызвать врача на дом, дает образец вызова врача по телефону. Предлагает вызвать врача к кукле или мишке, предварительно поясняя, что произошло с игрушкой (температура, сильный кашель).
Дидактическая игра Игра-тренинг «На день рожденья к кукле Кате»
Задачи: формировать навыки безопасного поведения за столом.
Оборудование: кукла, столовые приборы, посуда.
Ход игры:
Ребенок вместе с родителями накрывают кукле праздничный стол, проговаривая при этом все свои действия, вспоминая правила поведения за столом.
Дидактическая игра «Полезно и вредно»
Задачи: развивать умение детей определять полезные и вредные продукты, а также продукты, которые могут повредить эмаль зубов и полезные для них, .
Оборудование: изображение зубов и продувктов питания
Ход игры: детям раздаются карточки с изображением зубов и картинки с изображением продуктов питания. Дети угадывают, как тот или иной продукт повлияет на организм человека.
Я и опасные предметы
Дидактическая игра «Найди опасные предметы»
Задачи:
помочь детям запомнить предметы, опасные для жизни и здоровья, самостоятельно сделать выводы о последствиях неосторожного обращения с ними.
Оборудование: сюжетные картинки с изображением опасных ситуаций, изображение опасных предметов.
Ход игры:
В квартире остался Андрюша. Его родители ушли на работу. Давайте расскажем малышу, какими предметами нельзя им пользоваться, чтобы не случилось беды. Дети повторяют правила безопасности :
- все острые, колющие, режущие предметы обязательно надо класть на место;
- нельзя включать электроприборы, они могут ударить током или стать причиной пожара;
- ни в коем случае нельзя пробовать лекарства – это яд;
- нельзя трогать стиральные порошки, средство для мытья посуды, соду, хлорку;
- опасно одному выходить на балкон.
Прогулка-обследование «Внимание – опасность!»
Задачи:
• развивать умение детей находить во время прогулки и подготовки к ней опасные места и предметы;
• разъяснять, какую они представляют опасность и как ее избежать.
Оборудование: красные ленточки для пометки опасных мест.
«Опасно – не опасно»
Задачи:
• тренировать в запоминании предметов, опасных для жизни и здоровья;
• формировать представления детей о последствиях неосторожного обращения с опасными предметами.
Оборудование: картинки с изображением опасных бытовых предметов.
Ход игры:
Взрослый предлагает выбрать предмет, назвать его и объяснить, чем он может быть опасен и как с ним правильно обращаться.
Дидактическая игра «Горячо-холодно»
Задачи:
• тренировать в запоминании предметов, имеющих высокую и низкую температуру;
• развивать умение детей самостоятельно делать выводы о последствиях неосторожного обращения с ними.
Оборудование: картинки с изображением горячих и холодных предметов, карты для них.
Ход игры:
Взрослый предлагает выбрать предмет, назвать его и объяснить, чем он может быть опасен и как с ним правильно обращаться. Затем нужно разложить картинки на соответствующую карту (голубого и оранжевого цветов).
Дидактическая игра «Отгадай загадку по картинке»
Задачи: помочь детям запомнить основную группу опасных предметов, развивать внимание.
Оборудование: картинки с изображением опасных предметов, текст загадок.
Ход игры:
Взрослый загадывает загадку, а дети отгадывают и находят соответствующую картинку. Взрослый просит подумать и сказать, чем эти предметы опасны? Дети рассказывают, какую опасность таит каждый предмет.
Я и улица
Дидактическая игра «Наша улица»
Задачи: формировать представления детей о сигналах светофора, понятиях: «улица, проезжая часть, дорога, тротуар, перекрёсток, транспортные средства, дома».
Оборудование: сюжетные картинки с изображением различных ситуаций, происходящих на проезжей части и тротуаре.
Ход игры:
Рассматривая картинки и слушая комментарии взрослого, ребёнок учится не спешить, переходя дорогу, быть внимательным, знать и находить место пешеходного перехода, понимать сигналы светофора, дорожные знаки.
Дидактическая игра «Собери по частям»
Задачи:
• развивать умение детей подбирать соответствующие основные части к грузовой машине и автобусу,
• воспитывать внимание.
Оборудование: плоскостное изображение основных частей транспортных средств, а также предметные картинки с изображением транспорта, разрезанные на 3-4 части.
Ход игры:
Дидактическая игра «Расскажи, что не так»
Задачи:
• формировать представления о ПДД;
• развивать внимание, память, речевую активность детей.
Оборудование: картинки – проблемные ситуации опасного и безопасного поведения на улице, дома, с незнакомыми людьми.
Ход игры: воспитатель раздает картинки, предлагает рассмотреть и ответить, правильно или неправильно поступают дети.
Дидактическая игра «Красный и зеленый»
Задачи: учить детей устанавливать связи между предметами и явлениями, действовать по сигналу.
Оборудование: два кружка: красный и зеленый, машины-игрушки.
Ход игры:
Взрослый показывает два кружка – красный и зеленый. Предлагают взять ребенку игрушку-машину и говорят: «Ты, Вова, шофер, сам будешь управлять машиной. Когда я буду показывать зеленый кружок – машина может ехать. Вот так (показывает). Когда увидишь красный кружок – машина должна остановиться».
Подвижная игра «Переход»
Задача: развивать знания о правилах ПДД.
Оборудование: на полу группы, асфальте нарисован «пешеходный переход», круги (красный, жёлтый, зелёный или макет светофора.
Ход игры: ребёнок, изображающий светофор показывает красный сигнал. Игроки стоят. Загорается жёлтый сигнал, участники продолжают стоять. На зелёный сигнал светофора нужно пройти через нарисованную «пешеходный переход», посмотрев сначала налево, потом направо.
Дидактическая игра «Собери светофор»
Задача: закрепить умение различать цвета светофора
Оборудование: изображение светофора без сигналов и круги красный, жёлтый, зелёный для сбора светофора.
Ход игры: воспитатель показывает детям светофор.
- Здравствуйте, мои друзья! Вы узнали же меня? Кто я? Я – светофор! Регулирую движение транспорта, пешеходов на проезжей части. А вы знаете, что означают мои сигналы?
Худ. слово:
Выполняй закон простой:
Красный свет зажегся – стой!
Желтый вспыхнул – подожди!
А зеленый свет – иди!
Воспитатель просит повторить стихотворение.
Затем правильно расположить цвета светофора.
Я и пожарная безопасность.
Дидактическая игра «Что нужно пожарным?»
Задачи: учить называть изображенные на картинке предметы, знать их назначение.
Оборудование: картинки с изображением ведра, пожарной машины, каски и т. д.
Ход игры:
Дети рассматривают предложенную картинку и говорят что это и для чего необходимо.
Дидактическая игра «Горит – не горит»
Задачи:
Формировать представления детей о свойствах горючести разных предметов, помочь осознать разрушительную силу огня.
Оборудование: изображения
Ход игры:
Воспитатель предлагает поиграть в игру. На столе, по разложены карточки с изображением различных предметов, изготовленных из всевозможных материалов (пластик, пластмасса, резина, дерево, металл, ткань, бумага, стекло и т. д.). Ребёнок берёт карточку и называет, горит предмет или не горит и берёт её себе. Выигрывает тот, у кого окажется больше карточек.
Дидактическая игра «Выбери нужное»
Задачи:
• формировать знания детей о предметах, необходимых при тушении пожара, правилах их использования. формировать представления о предметах, которые могут вызвать пожар.
• развивать речь, память, логическое мышление.
• воспитывать чувство ответственности.
Ход игры:
Ребёнку предлагается набор предметных картинок : огнетушитель, ведро с водой, телевизор, телефон, ящик с песком, розетка, пожарный шланг, шлем пожарного, зажигалка, газовая плита, из которых он должен выбрать используемые при тушении пожаров и являющиеся причиной возникновения пожара. Правильно ответивший, получает фишку. Выигрывает игрок, получивший большее количество фишек.
Дидактическая игра «Опасные предметы – источники пожара»
Задачи:
• развивать умение детей среди опасных предметов находить те, которые очень часто являются причиной пожара.
• развивать логическое мышление.
Ход игры:
Детям раздаются карточки, на которых изображены огнеопасные предметы и просто опасные предметы. Например: свеча, утюг, бенгальские огни, печка, пила. Нужно убрать карточку с изображением предмета, который не представляет угрозы для возникновения пожара.
Я и природа.
Дидактическая игра «Мы любим наших питомцев»
Задачи:
• расширять представления о правильном обращении с домашними животными;
• воспитывать любовь к живым существам.
Ход игры:
Воспитатель показывает детям карточки, изображающие сюжеты, происходящие с участием кошек и собак. Дети должны прокомментировать картинку : отметить правильные и неправильные действия (например, неправильно дёргать животных за хвост, бить палкой, дразнить)
Дидактическая игра «Съедобный грибок положи в кузовок»
Задачи:
• развивать умение детей отличать съедобные грибы от несъедобных.
• развивать логическое мышление.
Ход игры:
Детям раздаются карточки, на которых изображены разные виды грибов. Нужно собрать в корзину только их съедобные виды. Затем из корзины достаётся по одному грибу, игроки должны озвучить его название