Лариса Малышева
Картотека дидактических игр и упражнений в средней группе: «Развитие ориентировки в звуковой стороне речи и овладение произвольными движениями рук»
▼ Скачать + Заказать документы
Дид. игра "Отгадай, что звучит"
Цель: Развивать слуховое внимание.
Ход: Взрослый за ширмой звенит бубном, шуршит бумагой, звонит в колокольчик и т. д. Предлагает ребенку отгадать, каким предметом произведен звук.
Дид. игра "Угадай, что делать"
Цель: Развивать слуховое внимание.
Ход: Ребенку дают в руки два флажка. Если взрослый громко звенит бубном, ребенок поднимает флажки вверх и машет ими. Если тихо - держит руки на коленях. (Чередовать громкое и тихое звучание бубна рекомендуется не более четырех раз).
Дид. игра "Где позвонили"
Цель: Развивать слуховое внимание.
Публикация «Картотека дидактических игр и упражнений в средней группе: „Развитие ориентировки в звуковой стороне речи и овладение произвольными движениями рук“» размещена в разделах
Ход: Ребенок закрывает глаза, а взрослый встает слева, справа, позади. и звонит в колокольчик. Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда слышен звук, и, не открывая глаза, рукой показать направление
Дид. игра "Так ли это звучит?"
Цель: Развивать фонематический слух детей, умение подбирать слова схожие по звучанию.
Ход: Педагог предлагает ребенку разложить картинки в 2 ряда: в каждом ряду должны находиться изображения, названия которых сходно звучат. Когда картинки будут разложены, педагог и ребенок вместе называют слова. Отмечают многообразие слов.
Дид. игра "А что у вас?"
Цель: Продолжать учить детей измерять длину слова.
Ход: Воспитатель называет слово (показывает картинку или игрушку, дети прохлопывают это слово и в соответствии с этим поднимают полоску длинную или короткую.
Дид. игра "Том и Тим"
Цель: Учить детей различать твердые и мягкие согласные звуки.
Ход: Педагог предлагает рассмотреть гномиков и найти отличия. Дети определяют первый звук заданного слова и соответствии с этим кладут картинку одному из гномов. Например: если первый звук - твердый согласный, то картинку большому гному.
Дид. игра «Доскажи словечко»
Цель: Упражнять детей в правильном произношении звука [р], Развивать слуховое внимание.
Ход игры: Воспитатель произносит фразу, но не договаривает звуки в последнем слове. Дети должны закончить это слово.
Ра-ра-ра – начинается иг (ра).
Ры- ры-ры—у мальчика ша (ры).
Арь- арь- арь—на стене висит фо (нарь).
Дид. игра «Что делает?»
Цель: Показать детям, что слова бывают разные и звучат они по-разному.
Ход: Воспитатель показывает игрушку (картинку, предлагает детям сказать, что делает этот предмет. Воспитатель обращает внимание детей на то, как много есть разных слов, что звучат они по-разному.
Дид. игра «Веселый мяч»
Цель: Развивать речевое внимание детей, артикуляционный аппарат.
Ход: Воспитатель говорит: «У меня веселый мяч. Он умеет смеяться: ха-ха-ха, хи-хи-хи.».(Дети повторяют.)
«Если играет девочка, то мяч смеется:ха-ха-ха. Если играет мальчик, мяч смеется: хи-хи-хи. Когда мяч падает дети говорят: ах-ох. Я буду бросать вам мяч. Вы должны поймать его, посмеяться и перебросить мяч мне. Если он упадет, то все скажите: ах-ох.»
Затем мальчики и девочки меняются местами.
Дид. игра «Ветер – ветерок»
Цель: Развивать речевое внимание, голосовой аппарат детей.
Ход: Сильный ветер раскачивает деревья и громко шумит: «Ши-ши-ши» (Дети вместе с воспитателем поднимают руки вверх, сильно ими раскачивают и произносят звуки.) Ветерок раскачивает травку и тихо поет: «Ш-ш-ш». (Дети приседают, раскачивают руками и тихо произносят звуки) Воспитатель в произвольном порядке 6-8 раз говорит «Ветер», «Ветерок», а дети выполняют соответствующие движения.
Дид. игра «Чья песенка»
Цель: Развивать фонематический слух детей.
Ход: Перед детьми на фланелеграфе висят 2 картинки (большой и маленький комары) Воспитатель предлагает ребенку взять предметную картинку, выделить звук [з] или [з'], поставить картинку возле соответствующего комара.
Дид. игра «Моторчики»
Цель: Развивать фонематический слух, речевое внимание детей.
Ход: Воспитатель называет разные слова. Дети стоят в кругу и передают мяч по кругу на каждое слово. Если дети услышат песенку большого моторчика [р], перебрасывают мяч воспитателю. Потом перебрасывают мяч, когда в слове услышат звук [р'].
Дид. игра «Звуковые часы»
Цель: Учить детей определять первый звук в слове.
Ход: Педагог установив стрелку напротив картинки предлагает интонационно выделить первый звук в этом слове, назвать его.
Дид. игра «Птица с птенцами»
Цель: Учить детей различать твердые и мягкие согласные звуки.
Ход: Воспитатель называет твердый согласный звук, а ребенок мягкий согласный звук.
Дид. игра «Веселые картинки»
Цель: Учить детей дифференцировать в словах звуки [ш] и [ж].
Ход: Дети берут из корзинки предметные картинки, называют слово и определяют, какой в нем слышится звук: [ш] или [ж].
Дид. игра «Вьюга»
Цель: Развивать силу голоса детей.
Ход: Воспитатель показывает иллюстрацию вьюги. Издает звук [у] – песня вьюги. Если педагог говорит: «Вьюга начинается». Дети тихо произносят звук [у]. «Вьюга сильная» - произносят громко. «Вьюга кончается» - произносят тише. «Вьюга затихла» - замолкают.
Дид. игра «Комары и жуки»
Цель: Учить детей диффернцировать звуки [з] и [ж].
Ход: Педагог делит детей на 2 группы: жуки и комары. Один из детей сова. По сигналу педагога «Комары летят, комары гудят» дети – «комары» вылетают и гудят [з-з-з]. По сигналу педагога вылетают жуки [ж-ж-ж]. Сова: «Я – сова, большая голова, на суку сижу, во все стороны гляжу, жуков, комаров ловлю. Лечу.». На слово «лечу» ребенок «сова» делает взмах руками, как крыльями и ловит детей.
Дид. игра «Закончи фразу»
Цель: Развивать слуховое внимание, продолжать знакомить детей с многообразием слов.
Ход: Воспитатель предлагает детям послушать двустишие и закончить фразу.
«Не послушал зайка папу,
Отдавили зайке (лапу).»
«Дети в скверике сидели
И мороженое (ели).»
«А возле этой елки
Бродили злые (волки)».
«Часто к озеру напиться
Ходит рыжая (лисица)».
«Стала жаба важно квакать:
-- Ква-ква-ква, не надо (плакать)».
«Мы не ели, мы не пили
Бабу снежную (лепили)».
«Я не бегаю к врачу,
Я сама его (лечу)».
«Вдруг небо тучей затянуло,
Из тучи молния (сверкнула)».
«Я сегодня сбилась с ног,
У меня пропал (щенок)».
«Как у нашей дочки
Розовые (щечки)».
«Лучше мама не пищи,
Ты мне няньку (поищи)».
Дид. игра «Большие и маленькие комары»
Цель: Учить детей различать на слух звуки [з] и [з'] в словах.
Ход: Дети делятся на 2 группы: одна – большие комары, вторая – маленькие комары. В зависимости от того чья песенка (в исполнении воспитателя) слышится в слове, та группа детей «летает», как комары.
Образец: зонт, земля, зебра, заяц, зеркало, золото, зима и другие.
Дид. игра «Кто внимательный»
Цель: Развивать умение детей различать звуки [з] и [с].
Ход: Педагог показывает предметные картинки в названии которых слышатся звуки [з] или [с]. Педагог интонационно выделяет заданные звуки. Дети произносят тот звук, который услышали.
Дид. игра «Скворечники для птиц»
Цель: Учить детей измерять длину слов.
Ход: Воспитатель показывает детям 3 скворечника (на каждом из них разное количество окон от 1-3). Дети измеряют длину слова, и в соответствии с количеством слогов распределяют птиц.