Голик Оксана
Картотека дидактических игр и упражнений по сенсорному развитию на развитие тактильных и вкусовых ощущений
▼ Скачать + Заказать документы
«Разложи по размеру»
Цель: определение размера наполнителей на ощупь.
Материал: набор небольших непрозрачных мешочков, наполненных фасолью, горохом, рисом, манкой и т. п
Ход игры: на столе находится набор мешочков. Педагог просит ребенка ощупать мешочки, определить размер наполнителя, а затем разложить мешочки по мере увеличения его размера, например: манка, рис, горох и т. д.
«Угадай, из чего сделан предмет»
Цель: определение фактуры материала при прикосновении.
Материал: набор предметов с различной фактурой материала (вата, мех, ткань, бумага, кожа, дерево, пластмасса, металл).
Публикация «Картотека дидактических игр и упражнений по сенсорному развитию на развитие тактильных и вкусовых ощущений» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорные игры
- Тактильные игры и пособия
- Темочки
Ход игры: на столе находится набор предметов. Педагог просит ребенка ощупать предметы и определить, из какого материала изготовлен каждый из них. Затем ребенок закрывает глаза, кладет ладонь на какой-либо предмет и говорит, из чего он сделан.
Можно использовать предметы и материалы различной текстуры: вязкой, липкой, шершавой, бархатистой, гладкой, пушистой, сухой и т. д.
«Найди пару»
Цель: развитие умения находить одинаковые по тактильным ощущениям предметы.
Ход игры: предложить детям рассмотреть крышки, потрогать их и определить какие они
на ощупь (гладкие, пушистые, колючие, скользкие и т. д.) и предложить найти одинаковые по ощущениям.
Усложнение: искать одинаковые крышки внутри непрозрачного мешка.
«Тактильные крышечки»
Цель: развитие у детей тактильного восприятия; обогащение активного словаря детей новыми словами, развитие памяти, внимания, воображения, образного мышления; мелкой моторики.
Материал: крышки, клей, ткань разной фактуры и другие материалы (кожа, мех, крупы) Заполнить крышки этими материалами, вырезав и приклеив их внутри крышек.
Игру можно использовать во всех возрастных группах, усложняя задачи в зависимости от возраста.
«Сухой дождь»
Цель: развитие тактильных ощущений, мелкой моторики, закрепление знаний о цвете.
Материал: дуга, на которую прикреплены разноцветные атласные ленты, прищепки.
Ход игры: рассмотреть и потрогать с детьми ленточки. Сказать, что это дождь.
Дождик, дождик веселей,
Капай, капай не жалей,
Брызни в поле пуще -
Станет травка гуще.
Только нас не замочи,
Зря в окошко не стучи!
Вспомнить в какое время года идут дожди. Например: «Зеленый дождь идет весной, он веселый и радостный, потому что распускаются почки на деревьях, появляется травка и т. д. Варианты ассоциаций: красный-лето, желтый – золотая осень, синий – холодный дождь поздней осени. Предложить найти прищепки соответствующего цвета и прикрепить их на ленту.
«Догадайся, что за предмет»
Цель: определение знакомых предметов на ощупь.
Материал: тонкая непрозрачная салфетка; набор объемных предметов, разных по
форме (погремушка, мячик, кубик, расческа, зубная щетка и др.).
Ход игры: на столе находится набор предметов, накрытых салфеткой. Педагог просит
ребенка ощупать предметы через салфетку, определить и назвать их.
«Платочек для куклы»
Цель: определение фактуры материала на ощупь.
Материал: непрозрачный мешочек; три куклы в разных платочках (шелковом, ситцевом, шерстяном).
Ход игры: ребенок рассматривает кукол и ощупывает их платочки. Затем платочки складываются в непрозрачный мешочек. Ребенку предлагается на ощупь отыскать нужный платочек для каждой куклы.
«Тактильные крышечки»
Цель: развитие у детей тактильного восприятия; обогащение активного словаря детей новыми словами, развитие памяти, внимания, воображения, образного мышления; мелкой моторики.
Игру можно использовать во всех возрастных группах, усложняя задачи в зависимости от возраста.
Материал: крышки, клей, ткань разной фактуры и другие материалы (кожа, мех, крупы)
Заполнить крышки этими материалами, вырезав и приклеив их внутри крышек.
а). «Найди пару»
Цель: находить одинаковые по тактильным ощущениям предметы.
Ход игры: предложить детям рассмотреть крышки, потрогать их и определить какие они
на ощупь (гладкие, пушистые, колючие, скользкие и т. д.) и предложить найти одинаковые по ощущениям.
Усложнение: искать одинаковые крышки внутри непрозрачного мешка.
б). «Найди не похожие крышечки»
Цель: найти непохожие по тактильным ощущениям предметы.
Ход игры: предложить детям найти противоположные сочетания: пушистые - гладкие,
колючие – мягкие и т. д.
«Лабиринт»
Цель: развитие тактильных ощущений; активизация движений большого и
указательного пальцев.
Материал: лабиринт - два кусочка ткани, простроченных так, чтобы внутри имелись
ходы, по которым можно проталкивать мелкие предметы; набор мелких предметов
(фасоль, горох, бусинки и т. п.).
Ход игры: педагог дает ребенку набор мелких предметов и лабиринт. Ребенок должен
протолкнуть по лабиринту данные предметы.
«Сухой дождь»
Цель: развитие тактильных ощущений, мелкой моторики, закрепление знаний о цвете,
учить находить местоположение прищепки по цвету.
Материал: дуга, на которую прикреплены разноцветные атласные ленты, прищепки.
Ход игры: рассмотреть и потрогать с детьми ленточки. Сказать, что это дождь.
Дождик, дождик веселей,
Капай, капай не жалей,
Брызни в поле пуще -
Станет травка гуще.
Только нас не замочи,
Зря в окошко не стучи!
Вспомнить в какое время года идут дожди. Например: «Зеленый дождь идет весной, он веселый и радостный, потому что распускаются почки на деревьях, появляется травка и т. д. Варианты ассоциаций: красный-лето, желтый – золотая осень, синий – холодный дождь поздней осени. Предложить найти прищепки соответствующего цвета и прикрепить их на ленту.
«Угадай, из чего сделан предмет»
Цель: определение фактуры материала при прикосновении.
Материал: набор предметов с различной фактурой материала (вата, мех, ткань, бумага, кожа, дерево, пластмасса, металл).
Ход игры: на столе находится набор предметов. Педагог просит ребенка ощупать предметы и определить, из какого материала изготовлен каждый из них. Затем ребенок закрывает глаза, кладет ладонь на какой-либо предмет и говорит, из чего он сделан.
Можно использовать предметы и материалы различной текстуры: вязкой, липкой, шершавой, бархатистой, гладкой, пушистой, сухой и т. д.
«Определи на ощупь»
Цель: определение отличий знакомых предметов на ощупь; сравнение предметов на ощупь по длине, величине, ширине.
Материал: непрозрачный мешочек и парные предметы, различающиеся одним признаком (длинный и короткий карандаши, большая и маленькая пуговицы, широкая и узкая линейки и т. д.).
Ход игры: в непрозрачном мешочке находятся парные предметы. Ребенку предлагается на ощупь определить предмет и назвать его признаки: карандаш длинный; карандаш короткий; пуговица большая и т. д.
«Догадайся, что за предмет»
Цель: определение знакомых предметов на ощупь.
Материал: тонкая непрозрачная салфетка; набор объемных предметов, разных по форме (погремушка, мячик, кубик, расческа, зубная щетка и др.).
Ход игры: на столе находится набор предметов, накрытых салфеткой. Педагог просит ребенка ощупать предметы через салфетку, определить и назвать их.
«Чудесный мешочек»
Цель: развитие тактильных ощущений; нахождение знакомых предметов на ощупь.
Материал: непрозрачный мешочек и предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.).
Ход игры: в непрозрачном мешочке находятся предметы. Ребенку предлагается на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.
«Узнай фигуру»
Цель: развитие тактильных ощущений; нахождение геометрической фигуры на ощупь по зрительно-воспринимаемому образцу.
Материал: непрозрачный мешочек; два набора плоскостных и объемных геометрических фигур (кубики, конусы, цилиндры, овалы, квадраты, треугольники и т. д.).
Ход игры: в непрозрачном мешочке лежит набор геометрических фигур. Второй такой же набор находится на столе перед ребенком. Ребенку предлагается на ощупь найти в мешочке такую же фигуру, как та, на которую указал педагог.
«Кто быстрее»
Цель: развитие тактильных ощущений; нахождение предметов на ощупь по инструкции педагога.
Материал: непрозрачный мешочек и мелкие предметы (шашки, колпачки ручек, пуговицы, ластики, монеты, орехи и др.).
Ход игры: игра проводится в парах. У каждого участника - непрозрачный мешочек, наполненный мелкими предметами. Игроки должны как можно быстрее найти на ощупь и достать названный педагогом предмет.
«Бусы»
Цель: развитие тактильных ощущений; закрепление и развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации, различение предметов по форме, цвету, величине. Развитие концентрации внимания, усидчивости, аккуратности, творческого воображения. Обучение приемам работы по образцам и создание собственного произведения.
Материал: бусы разного цвета, формы, величины; лески, тесемки.
Ход игры: на первом этапе предложить детям просто собрать бусы. В том порядке, в каком они хотят. Затем предложить собрать бусы в определенной последовательности
«Почтовый ящик»
Цель: развитие тактильных ощущений; различение геометрических форм на ощупь; умение пользоваться методом проб.
Материал: экран; коробка с прорезями различной конфигурации; набор объемных геометрических фигур.
Ход игры: на столе перед ребенком находится набор объемных геометрических фигур и экран, за которым стоит коробка с прорезями. Ребенку предлагается протолкнуть фигуры в прорези коробки за экраном, не контролируя зрением свои действия.
«Платочек для куклы»
Цель: развитие тактильных ощущений; определение фактуры материала на ощупь.
Материал: непрозрачный мешочек; три куклы в разных платочках (шелковом, ситцевом, шерстяном).
Ход игры: ребенок рассматривает кукол и ощупывает их платочки. Затем платочки складываются в непрозрачный мешочек. Ребенку предлагается на ощупь отыскать нужный платочек для каждой куклы.
«Сухой бассейн»
Цель: развитие тактильных ощущений; закрепление и развитие мелкой моторики, массаж рук, пальцев рук, повышение чувствительности пальцев. Развитие классификации по различным признакам. Развитие фонематических процессов, звуко-буквенного анализа. Сенсомоторное развитие, формирование основных сенсорных эталонов.
Материал: емкость, на дне которой спрятаны различные предметы (пуговицы, геометрические фигуры, мелкие игрушки по темам: «Посуда», Животные», «Транспорт» и др.)
Ход игры: ребенок на ощупь ищет какой-либо предмет или описывает его. Ребенок может перемещать руку в коробке, щупая и трогая предметы.
Сюда насыпали горох, и пальцы запустили,
Устроив там переполох, чтоб пальцы не грустили.
Ведь тут не соль, совсем не соль, а разноцветная фасоль.
На дне – игрушки для детей, мы их достанем без затей.
Варианты игр:
«Найди на ощупь»
Педагог дает задание ребенку найти только насекомых.
«Найди и разложи»
Ребенок находит в бассейне все игрушки и раскладывает их по группам (классифицирует)
«Узнай предмет по контуру»
Цель: развитие тактильных ощущений; определение предмета по контуру.
Материал: лист бумаги, карандаш, вырезанные из картона фигурки (елочка, пирамидка, домик, рыбка, зайчик, птичка и др.).
Ход игры: ребенок закрывает глаза. Педагог дает ему в руки вырезанную из картона фигурку и спрашивает, что это за предмет. После ответа фигурка убирается, ребенок открывает глаза и рисует ее по памяти. Затем ребенка просят сравнить его рисунок с контуром и обвести фигурку карандашом.
«Угадай на ощупь, из чего сделан предмет»
Цель: развитие тактильных ощущений; определение фактуры материала на ощупь.
Материал: набор предметов, изготовленных из различных материалов (стеклянный стакан, деревянный брусок, железный совочек, пластмассовая бутылка, меховая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др.).
Ход игры: на столе находится набор предметов. Педагог просит ребенка ощупать предметы и определить, из какого материала изготовлен каждый из них. Затем ребенок закрывает глаза, ощупывает какой-либо предмет и говорит, из чего он сделан.
«Соедини коробки»
Цель: развитие тактильных ощущений; нахождение одинаковых по фактуре материалов на ощупь.
Материал: спичечные коробки, к внешней и внутренней стороне которых приклеены кусочки различных материалов (вельвет, шерсть, бархат, шелк, бумага, линолеум и др.).
Ход игры: на столе находятся разобранные спичечные коробки. Ребенок закрывает глаза. Педагог просит его ощупать части коробок и правильно соединить их.
«Разложи по размеру»
Цель: развитие тактильных ощущений; определение размера наполнителей на ощупь.
Материал: набор небольших непрозрачных мешочков, наполненных фасолью, горохом, рисом, манкой и т. п
Ход игры: на столе находится набор мешочков. Педагог просит ребенка ощупать мешочки, определить размер наполнителя, а затем разложить мешочки по мере увеличения его размера, например: манка, рис, горох и т. д.
«Собери матрешку»
Цель: развитие тактильных ощущений; определение величины знакомых игрушек на ощупь.
Материал: две матрешки-вкладыши.
Ход игры: игра проводится в парах. У каждого участника - разобранная матрешка. Игроки с закрытыми глазами должны как можно быстрее собрать матрешку.
«Золушка»
Цель: развитие тактильных ощущений.
Материал: повязка на глаза; мисочка со смесью зерен (горох, семечки и т. д.) и разделенная на секторы пластиковая тарелка (для каждого участника).
Ход игры: дети (2-5 человек) садятся за стол. Перед каждым участником - мисочка со смесью зерен и пластиковая тарелка. Игроки с завязанными глазами за ограниченное время должны разобрать семена.
Можно использовать крупные и мелкие пуговицы.
«Пирожки»
Цель: развитие тактильных ощущений.
Материал: пирожок - две склеенные поролоновые пластины, между которыми находится начинка (вклеен горох, фасоль или греча).
Ход игры: педагог дает ребенку пирожок. Ребенок, сдавливая большим и указательным пальцами поролон, должен определить и сказать, какая начинка в пирожке. Лучше предложить несколько пирожков с разной начинкой.
«Гладкая – шершавая»
Цель: развитие тактильных ощущений; определение различных качеств поверхностей на ощупь.
Материал: набор пластин с гладкой и шершавой поверхностью.
Ход игры: на столе находится набор пластин. Ребенок закрывает глаза. Педагог просит его ощупать пластины и разложить их на две группы по признаку: гладкие и шершавые.
«Холодно - тепло – горячо»
Цель: определение температуры воды на ощупь.
Материал: три миски с водой (холодной, теплой, горячей).
Ход игры: на столе стоят три миски с водой: холодной, теплой, горячей. Ребенок, опуская ладошки в миски, определяет, где какая вода. Упражнения по развитию тактильной чувствительности (выполняются с закрытыми глазами) :
называние пальцев рук в произвольном порядке (педагог дотрагивается до пальца, ребенок его показывает и называет); ощупывание фактуры материала одной рукой, нахождение предмета из этого материала - той же или другой рукой;
ощупывание фигуры, предмета или буквы одной рукой, нахождение среди прочих - той же или другой рукой; опознание фигур, цифр или букв, написанных на правой и левой руке. Педагогу следует учитывать, что тактильная среда предполагает развитие тактильной чувствительности не только рук, но и других частей тела, в том числе и ног.
«Сенсорная тропа для ног»
Цель: развитие тактильной чувствительности ступней ног.
Материал: сенсорная тропа - дорожка из ковролина, на которой с помощью липучек закреплены отличающиеся по фактуре кочки: мешочки из тонкой, но прочной ткани с разными наполнителями (тряпочки, кусочки кожи, поролона, мелкие камушки, горох и т. д.) или расположены следы правой и левой ног, вырезанные из различной ткани.
Ход игры: педагог предлагает ребенку пройти по сенсорной тропе босиком или в тонких носках
«Мы предприниматели»
Цель: развитие вкусовых ощущений; развитие умения различать цветущие растения по запаху; совершенствование знаний цветов и их оттенков.
Правила игры: правильно выполнять предложенные тесты.
Дидактический материал : цветущие растения (астра, одуванчик, роза, лилия, трафареты, гуашь, кисточка.
Методика проведения:
Эта игра проводится весной или летом, когда цветут цветы. Предложить детям открыть фирму по производству духов.
Воспитатель предлагает взять на себя роль президента фирмы (либо выбирается кто-нибудь из детей, а воспитатель выступит в качестве советника). Прием на работу в фирму осуществляется на конкурсной основе, т. е. по результатам тестирования. Чтобы стать сотрудниками фирмы, желающим необходимо хорошо различать запахи, знать много названий цветущих растений, уметь о них рассказывать, быть дисциплинированными и культурными
«Вспомни, как они пахнут»
Цель: развитие вкусовых ощущений.
Детям предлагают по картинкам с изображением разных предметов и явлений (акварельные краски, еловая ветка, сильный дождь, дыня, кофе, огурец, мыло, шампунь, веточка земляники, цветущий ландыш и др.) вспомнить, как они пахнут, и объяснить словами.
«Коробочки с запахами»
Цель: развитие вкусовых ощущений.
Материал: коробочки или баночки, наполненные остро пахнущими веществами, например кофе, какао, приправами, мылом, духами, цветами.
Педагог берет коробочку или баночку, отвинчивает крышку и четко показывает, как нужно нюхать, вдыхая через нос. Ребенок повторяет это действие. Педагог называет содержимое всех баночек, дает их понюхать. Затем дети с завязанными глазами самостоятельно определяют по запаху содержимое всех баночек.
«Фрукт или овощ?»
Цель: развитие вкусовых ощущений; развитие умения познавать признак запаха и классифицировать объекты.
Материал: разложенные по стаканам кусочки фруктов и овощей (огурец, яблоко, банан, апельсин, лимон, лук и т. д.).
Ход игры: предложить детям определить по запаху с закрытыми глазами лежащие в стаканах продукты и разделить их на фрукты и овощи.
«Съедобное – несъедобное»
Цель: развитие вкусовых ощущений; развитие умения детей определять по запаху съедобное – несъедобное.
Материал: разложены по стаканам продукты питания: хлеб, фрукты, овощи; предметы туалета: мыло, духи, зубная паста.
Ход игры: предложить детям от имени больной обезьянки, которая потеряла нюх и зрение, определить по запаху съедобные для нее продукты.
«Что приготовил повар на обед?»
Цель: развитие вкусовых ощущений; развитие обоняния, вкуса.
Ход игры: предложить детям по запаху определить меню сегодняшнего обеда. Например: щи, гороховый или рыбный суп и т. д. Подтвердить запах вкусовыми качествами блюда. Это игровое упражнение лучше проводить во время обеда.
«Угадай, какой вкус?»
Цель: развитие вкусовых ощущений, развитие памяти; развитие умения определять нужный способ для опознания предметов; обогащать словарь детей.
Детям предлагается 4 пары баночек. Они наполнены солью, ванилином, сахаром, лимонной кислотой. Ребенку предлагается найти кислый, соленый, сладкий, горький вкусы.
«Найди пару»
Цель: развитие вкусовых ощущений.
Ребенок должен найти баночки с одинаковым вкусом.
«Что, каким бывает?»
Цель: развитие вкусовых ощущений.
Перед ребенком лежат картинки с ягодами, фруктами, овощами. Ребенок определяет баночку с определенным вкусом и кладет рядом картинку с продуктом, имеющим такой же вкус. Например: кислый вкус – лимон, клюква, смородина; сладкий вкус – груша, клубника, арбуз и т. д.