Марина Чекушина
Картотека дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром
▼ Скачать + Заказать документы
Блок «Я и моя семья»
Раздел профессии
по формированию представлений о профессиях
«Профессии»
Цель: учить детей узнавать профессию по описанию; совершенствовать знания о профессии взрослых; развивать сообразительность, внимание.
Материал: картинки с профессиями взрослых, куклы.
Публикация «Картотека дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2019
Ход игры: воспитатель сообщает детям, что куклы Алена, Настенька, Ксюша и Наташа мечтают стать взрослыми и получить профессию.
Воспитатель. Кем именно они мечтают стать - отгадайте!
Воспитатель описывает профессию взрослого, если дети отгадали, то выставляет картинку с этой профессией.
«Все профессии важны».
Цель: закреплять знания детей о профессиях взрослых; подводить к пониманию, что все профессии нужны и важны; развивать память, внимание, мышление.
Материал: картинки с профессиями взрослых.
Ход игры: воспитатель предлагает рассмотреть картинки с профессиями взрослых, назвать профессию и рассказать о ее важности, полезности.
В конце игры воспитатель подводит итог, что все профессии нужны и важны.
«Кому что нужно для работы».
Цель: совершенствовать знания детей о профессиях взрослых; находить предметы, необходимые для определенной профессии; развивать память, сообразительность, мышление.
Материал: большие картинки с профессиями взрослых (врач, повар, водитель) маленькие карточки с предметами, необходимыми для этих профессий.
Ход игры: на стульчиках стоят большие картинки с профессиями взрослых, а на коврике разбросаны карточки с предметами, необходимыми для этих профессий. Детям предлагается взять одну карточку на полу и подойти к картинке с той профессией, для которой нужна эта вещь. Дети объясняют, почему подошли к той или иной картинки с профессией.
«Назови правильно»
Цель: закрепление и обогащение знаний по теме «Профессии», развитие активного и пассивного словаря, развитие слухового внимания
«Кем хочешь стать?»
Цель: сформировать умение делать выбор в соответствии с собственными интересами и способностями, осознавать значимость любой профессии.
Материал: картинки, изображающие людей разных профессий.
«Отгадай профессию»
Цель: закрепить представления детей о профессиях, сформировать представление о разделении профессий на мужские и женские.
Материал: карточки с изображением людей разных профессий.
«Назови одним словом»
Цель: развивать умение обобщать предметы одним словом, обогащать словарный запас.
"Кто кем хочет стать?"
Цель: развивать умение правильно употреблять трудные формы глагола.
Материал: сюжетные картинки с изображением трудовых действий.
«Кто что делает?»
Цель: развивать умение соотносить действие человека с его профессиональной деятельностью; воспитывать уважение к человеку труда.
«Кому что надо?»
Цель: систематизировать знания о профессиях повара и врача; о предметах их труда.
«Магазин»
Цель: расширить представления детей о профессии продавца, с различными видами магазинов.
«Кто больше расскажет о профессии»
Цель: развивать умение детей соотносить действия людей с их профессией, развивать речь детей.
Материал: картинки с профессиями людей и предметами их деятельности.
«Угадай по результату профессию»
Цель: развивать образное и логическое мышление.
Материал: предметные картинки.
«Определи по предмету профессию»
Цель: расширить представления детей о предметах труда различных профессий.
Блок «Я человек»
Раздел мальчик и девочка
Картотека дидактических игр
по формированию представлений о себе
«Кто что носит»
Цель: учить детей находить отличия во внешнем облике мальчиков и девочек.
На фланелеграф фигурки мальчика и девочки. Перед детьми карточки с изображением предметов одежды. Дети раскладывают одежду соответственно тому, кто ее носит.
Модель поведения для девочек
А. В группу пришел новичок. Он грустит, ни с кем не играет. Как ты поступишь? Скажешь ему ласковое слово, улыбнешься? Принесешь интересную игрушку? Назовешь его «плаксой-ваксой»? Не обращая на него внимания, будешь играть с другими детьми?
Б. После обеда мама просит помочь убрать со стола. Как ты поступишь? С радостью согласишься? Скажешь, что сначала поиграешь, а потом уберешь? Откажешься?
Модель поведения для мальчиков
А. Дети садятся за столы завтракать. Таня осталась без стула. Как ты будешь действовать? Уступишь свой стул? Скажешь воспитателю? Сядешь за стол, не замечая девочки?
Б. У Наташи порвался пакет, конфеты рассыпались по полу. Как ты будешь действовать? Подберешь конфеты и отдашь их девочке? Попросишь угостить конфетами? Не обратишь внимания?
«Кто что носит?». Цель. Учить находить отличия во внешнем облике мальчиков и девочек.
«Наши прически». Цель. Формировать представление о разновидностях причесок;
Игры-состязания «Опиши словесно
портрет девочки (мальчика)»
«Скажи комплимент». Ход игры.
Рассадив детей по кругу, педагог предлагает каждому, соблюдая очередность, сказать своему соседу что-то приятное.
Примечание, В следующий раз задание можно усложнить, предложив мальчикам обратиться к девочкам так, как это сделал бы рыцарь или мушкетер, увидев свою королеву, а девочкам - повести себя как Золушка на балу. По выполнении задания обсудить совместно, кто сказал самый необычный или неожиданный комплимент.
«Рыцарский турнир». Ход игры. Турнир проводят мальчики-рыцари, соревнуясь в ловкости, сноровке (попадание в цель, бег с препятствиями, прохождение по лабиринту, силе (перетягивание каната, армреслинг, смекалке (отгадывание кроссвордов, задач, головоломок, галантности (приглашение на танец, остроумии (изложение забавного случая, придумывание названия к смешным картинкам). Подведение итогов и награждение победителей проводят девочки.
Коммуникативные игры
«Секретные совещания». Задание.
Собраться мальчикам на «совещание» •
решить, что приятного, доброго, полезного они могут сделать для девочек.
«Я знаю пять имён.»
Цель. Учить идентифицировать себя и окружающих по полоролевому признаку. Взрослый перечисляет несколько имён, например Серёжа, Миша, Лёня, Даша, Дима. Дети называют лишнее имя, затем объясняют, почему они считают его лишним.
«Давайте говорить друг другу комплименты»
Цель. Учить детей проявлять внимание к сверстникам своего и противоположного пола. Формировать представления о мужественности и женственности.
Материал. Куклы Саша и Маша, сделанные из картонных цилиндров. Головы кукол - воздушные шары голубого (Саша) и розового (Маша) цвета с нарисованными лицами. Мальчик одет в рубашку и брюки, девочка - в кофту и юбку. Живой (искусственный) цветок.
Воспитатель вносит в групповое помещение кукол и рассказывает детям историю их знакомства. «Саша увидел Машу на прогулке и решил с ней познакомиться. Из всех девочек он выбрал её, потому что Маша была самая красивая и доброжелательная. Маше тоже понравился симпатичный мальчик. Они подружились и пришли в детский сад узнать, что думают друг о друге дети и как они умеют дружить. Куклы принесли волшебный цветок, который поможет каждому выразить свои чувства». Дети передают друг другу цветок и говорят комплименты. Если ребёнок затрудняется, воспитатель задаёт ему наводящие вопросы.
«Смайлик»
Цель. Учить называть, понимать и демонстрировать эмоциональные состояния человека (радость, грусть, злость, удивление, обиду и др.).
Материал. Большой круг из картона -Смайлик; вырезанные из цветной бумаги глаза, брови, рты, носы - на каждого ребёнка.
Воспитатель описывает какую-либо ситуацию, например Смайлик увидел друзей (заболел, рассердился и т. д.). Дети должны составить из деталей изображение Смайлика, передав его настроение в зависимости от ситуации, затем изобразить данное эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов.
Дидактическая игра «Волшебный цветок»
«За что нам нравятся мальчики (девочки?»
Цели: Воспитывать культуру взаимоотношения между мальчиками и девочками. Формировать у детей понятия о положительных чертах характера мальчиков и девочек. Материал: цветок из разноцветного картона, лепестки съемные, вставляются в серединку. Ход игры: Взрослый рассказывает о волшебной стране, в которой все дети дружили друг с другом, но злая фея поссорила всех ребят. Детям предлагается собрать «Цветок Дружбы», но для этого нужно каждому ребенку взять лепесток и назвать хорошее качество девочки или мальчика. Дети перечисляют положительные качества, а взрослый соединяет лепестки с серединкой.
«Собираемся в гости»
Цель. Формировать потребность выглядеть аккуратно и опрятно. Учить детей доброжелательно относиться к сверстникам, проявлять заботу.
Материал. Предметы одежды (юбки, рубашки, галстуки, пояса и т. д., сумки, детская косметика, часы, расчёски, игрушки и т. д.
Воспитатель предлагает детям отправиться в гости и напоминает, что для этого надо привести себя в порядок: красиво одеться, причесаться и т. д.
По сигналу двое-трое детей начинают собираться в гости, остальные наблюдают за их действиями и отвечают на вопросы воспитателя: могут ли дети отправиться в гости прямо сейчас? Что желательно изменить во
внешнем виде мальчиков (девочек? Нуждаются ли они в помощи? Как можно помочь девочкам (мальчикам? И т. п.
Когда внешний вид игроков, по мнению детей, приведён в порядок, взрослый напоминает им о том, что надо поблагодарить друзей за проявленную заботу и внимание.