Поминова
Картотека бесед для второй младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
«Дары осени».
Задачи:
1. Обогащение активного словаря за счет существительных, обозначающих овощи и фрукты, прилагательных, обозначающих признаки и свойство предмета.
2. Совершенствование умений согласования прилагательных с существительными.
3. Развитие логического мышления, внимания.
4. Воспитание чувств сострадания, желания помочь в трудную минуту.
Наглядные пособия
Предметные картинки овощей и фруктов, муляжи овощей и фруктов,
корзинки, «чудесный мешочек», костюм зайца (ушки, хвостик).
Совместная деятельность:
1. Пальчиковая игра «С добрым утром!»
Публикация «Картотека бесед для второй младшей группы» размещена в разделах
С добрым утром, глазки!
Вы проснулись?
С добрым утром, ушки!
Вы проснулись?
С добрым утром, ручки!
Вы проснулись?
С добрым утром, ножки!
Вы проснулись?
С добрым утром, солнце!
Мы проснулись!
- Какое сейчас время года?
- Какое время года вы любите? Почему?
Вы любите осень?
- Я люблю осень. Осень очень красивое, щедрое время года. Она приносит много подарков. Что это за подарки?
Сегодня мы с вами поговорим об овощах и фруктах. Это самые вкусные, полезные подарки осени.
(Слышится, плачь). Приходит заяц с мешком, плачет.
- Здравствуйте!
- Здравствуй, заяц! О чем это ты так горько плачешь?
- Меня Филя и Степашка пригласили на День рождение. Филя любит овощи, а Степашка – фрукты. Я купила им подарки, а в мешке все перемешалось (плачет). Помогите, пожалуйста.
-Не плачь, заинька. Мы тебе поможем. Сегодня с ребятами говорим об овощах и фруктах. Вот тебе стульчик, ты посиди и слушай.
- Ребятки, а где растут овощи и фрукты?
- Да, они растут в саду-огороде. Сейчас мы пойдем в сад-огород, а в пути мы поиграем, будьте очень внимательны. Если я называю овощи, вы идете на пятках, если я называю фрукты, вы идете на носках.
Вот мы и пришли. На деревьях растут фрукты, на грядках растут овощи. (детям раздаю рисунки овощей и фруктов, они описывают овощи, затем фрукты)
3. Рассматривание овощей и фруктов.
-Что это? Какой формы? Какого цвета? Какой?
Какие овощи круглые?
Какие овощи треугольной формы?
Какие овощи красного цвета?
Какие овощи растут в земле?
4. Физкультминутка:
В огороде мы гуляем,
Помидоры собираем.
Помидоры хороши - наедимся от души.
5. Собираем овощи и фрукты.
- Ребята, посмотрите, кого вы видите в сад-огороде? (мальчика и девочку). Они пришли собирать овощи и фрукты. Мальчик собирает овощи, а девочка – фрукты.
6. Дидактическая игра: «Что лишнее?»
7. Игра «Узнай на вкус».
«Фрукты».
Цель:Закрепить у детей названия некоторых овощей, фруктов, ягод, продуктов питания; расширять представления детей о том, на сколько полезны многие продукты, и как важно правильно питаться; продолжать совершенствовать речь детей и умение отвечать на вопросы; обучать детей умению вести диалог с педагогом. Наглядный материал: муляжи фруктов и овощей.
Ход беседы:
Воспитатель спрашивает малышей:
— Ребята, вы любите витамины? А какие вы любите витамины? (ответы детей) Кто вам дает витамины? (скорее всего, дети назовут кого-то из членов семьи, воспитателя или медсестру) А где же мама (или др.) их покупают? Выслушать, проанализировать и обобщить ответы детей. Далее воспитатель сообщает детям, что витамины не только продаются в аптеке в красивой упаковке, но и содержатся в продуктах, которые мы едим.
Воспитатель обращает внимание детей на муляжи фруктов и овощей:
— Посмотрите, малыши, что это у меня? (ответы детей) А вы знаете, сколько витаминов в них содержится! Вот, пожалуйста, поднимите руки те малыши, которые любят морковку. Молодцы! Пожалуйста, хлопните в ладоши те малыши, которые любят лимон. Молодцы! Пожалуйста, топните ножкой те, кто любят апельсины. Вот молодцы!
От простуды и ангины. Помогают апельсины!
Ну а лучше съесть лимон,
Хоть и очень кислый он.
Ешь побольше апельсинов,
Пей морковный вкусный сок,
И тогда ты точно будешь. Очень строен и высок.
Нет полезнее продуктов —
Вкусных овощей и фруктов.
— Но знаете ребята, витамины содержатся не только в овощах и фруктах, но и в других продуктах. Очень полезно кушать кашу с маслом, мед, много витаминов содержится в рыбе, обязательно надо есть мясо. Богаты витаминами и ягоды. А какие вы знаете ягоды? (ответы детей)
Если хочешь быть здоровым,
Правильно питайся.
Ешь по больше витаминов. И с болезнями не знайся.
— Вот видите, малыши, сколько пользы от витаминов! Поэтому ешьте витамины, которые покупают вам в аптеке. Но, а самое главное, хорошо кушайте, чтобы не болеть, расти здоровым и умными!
«Птицы зимующие».
Цель: способствовать у детей умения составлять рассказы о птицах, выделяя яркие отличительные признаки их внешнего вида и поведения; развитию сравнения по признакам, закрепленным в модели, умению использовать модель в качестве плана рассказа, освоению умений рассказывать последовательно, связно. Учить наблюдательности, заботливому отношению к птицам.
Ход беседы:
1. Что знаем о птицах.
Вопросы:
-Чем отличаются птицы от других животных?
-Назовите известных вам птиц.
- Чем питаются?
2. Словесное описание муляжи птицы.
3. Работа по карточкам с изображение птиц.
(Дети сравнивают и находят отличительные особенности и общие черты в строении, расцветке, жилищах, кормах птиц
4. Отгадывание загадок о птицах:
а)Зимой на ветках яблоки! Скорее собери! И вдруг вспорхнули яблоки, Ведь это (снегири)
б) Без рук, без топора построена изба. (Гнездо)
в) В лесу, под щебет, звон и свист, Стучит лесной телеграфист: «Здорово, дрозд приятель!» И ставит подпись (дятел)
«Мой город».
Цель: Формировать понятие «город», воспитывать любовь к городу, в котором живешь.
Предварительная работа: Рассматривание открыток с видами родного города.
Словарь. Город, улица, автобус.
Оборудование: Макеты зданий города; костюм Петрушки.
Пе т р у ш к а. Здравствуйте, ребята!
Д е т и. Здравствуй, Петрушка!
П е т р у ш к а. Я приглашаю вас на автобусную экскурсию. Дети «садятся» в «автобус», построенный из стульчиков, и отправляются на экскурсию. «Автобус останавливается», дети выходят.
Петрушка предлагает детям последовательно рассмотреть макеты зданий.
П е т р у ш к а. Какое здание перед нами? (Наш детский сад.) Для чего нужно это здание? (Дети ходят в детский сад, играют, учатся и т. д.)
(Аналогично рассматриваются другие здания.)
П е т р у ш к а. Как называется город, в котором мы живем? (Ответы детей.) Нравится вам наш город? Что вам в нем нравится? (Ответы детей.) Расскажите, что вы видите вокруг? (Дома, машины, людей.) Где стоят дома? (По краям улицы.) Какие дома? (Высокие, низкие, разноцветные, красивые.) Где едут машины? (По дороге.) Где ходят люди? (По тротуару; если дети затрудняются ответить, то Петрушка объясняет.)
П е т р у ш к а (обобщая ответы детей, делает вывод). Дома, дорога, деревья, тротуары - все это называется улицей. Улица, по которой мы гуляем, называется улица. На ней находится ваш детский сад. Улица - это часть города. Город состоит из улиц. Как называется улица, на которой вы живете? Какие улицы в нашем городе вы знаете? Как называется наш город?
Подошла к концу наша экскурсия, мы возвращаемся назад в детский сад.
(Дети «садятся» в «автобус» и «едут» обратно. По дороге в детский сад Петрушка задает вопросы детям).
П е т р у ш к а. Вам понравилась экскурсия? Что нового и интересного вы сегодня увидели, узнали?
Петрушка прощается с детьми.
«Мой веселый звонкий мяч».
Цель: Дать знания о разных видах мяча, о форме мяча, размерах, о том как играют в мяч.
Обогащать словарь детей за счет новых слов: «мягкий», «резиновый», «круглый», «красный», «синий», «бросать», «ловить», «катать». Развивать внимание, сенсорное восприятие, речь. Воспитывать интерес к упражнениям с мячом.
Материалы к занятию: Корзина с мячами (большой синий мяч, маленький красный мяч, мягкий и массажный мяч); картинки с изображением мяча (большой- синий, маленький- красный); небольшие ворота; стихотворение С. Я. Маршак «Мой веселый звонкий мяч».
Ход беседы:
Воспитатель: «Посмотрите, ребята, что-то интересное я сегодня принесла, и спрятала в этой корзине. Как вы думаете, что я туда положила? (ответы детей). А давайте потрогаем рукой и попробуем отгадать? (ответы детей) Правильно – это мячи! А посмотрите внимательно, что нарисовано на картинках, которые я положила? Да! Это тоже мячи!»
Воспитатель зачитывает стихотворение:
Мой веселый звонкий мяч,
Ты куда несешься вскачь?
Красный, синий, голубой,
Не угнаться за тобой!
Воспитатель достает из корзины большой синий мяч.
«Посмотрите, вот большой мяч. Какой он формы? Он – круглый. Мы его держим двумя ручками. Вот так». (воспитатель берет мяч двумя руками).
«Его можно бросать вверх и ловить. Посмотрите, вот так!» (воспитатель бросает мяч вверх и ловит его двумя руками).
«А кто скажет мне, какого цвета у меня мяч?» - Синего!
«Ребята, найдите на картинке большой синий мяч. Молодцы! Правильно!».
«А вот этот мяч какой? Большой или маленький?» – воспитатель показывает маленький мячик. «Да, это маленький мячик».
«Какой он формы? - Он тоже круглый. Мы можем его держать одной рукой». Воспитатель предлагает детям подержать мячи в руках.
«Наши мячики круглые, а значит, они хорошо катаются. Хотите посмотреть, как катают мячи? Вот так!» Воспитатель показывает, как можно поиграть с мячом и прокатывает его в воротики.
«А какого цвета наш маленький мячик? Правильно, он красный! Молодцы! Покажите на картинке маленький красный мячик». Дети показывают.
«Наши мячики резиновые и они хорошо прыгают, когда их бросишь на пол. Посмотрите!» Воспитатель бросает мяч на пол. Мячик отскакивает.
Физкультминутка: «А давайте мы с вами превратимся в веселые мячики и попрыгаем» :
Девочки и мальчики,
Прыгают, как мячики,
Ручками хлопают, Действия согласно тексту.
Ножками топают,
Глазками моргают,
После отдыхают!
«Какие веселые мячики… Молодцы!»
«А давайте посмотрим, какие еще бывают мячики…» Воспитатель достает из корзины мягкий набивной мяч. «Посмотрите, этот мячик мягкий. И когда мы его бросим на пол, он не подскачет, как резиновый». Воспитатель демонстрирует. «Но зато его удобно ловить двумя руками, потому что он легкий и мягкий».
«И последний мячик остался в нашей корзине. Посмотрите, какой он интересный, у него есть пупырышки. Это массажный мяч. Он полезен для нашего здоровья» Воспитатель предлагает желающим снять тапочки и покатать мяч ножкой. «Понравилось?»
«Сегодня мы с вами посмотрели, какие разные бывают мячи: маленькие, большие, резиновые, мягкие, массажные…».
«Какой мяч понравился вам больше всего?» - ответы детей.
«Как можно играть с мячом?» - можно его бросать, ловить, катать.
«Будете дома играть с мамой в мяч?»
«Молодцы!»
«Одежда».
Цель: расширение и уточнение представлений детей об одежде.
Задачи:
1. Расширять и конкретизировать представления об одежде, её назначении, деталях, из которых она состоит.
2. Развивать фразовую речь; слуховое внимание, память.
3. Удовлетворять детскую любознательность посредством игровых ситуаций.
4. Развивать связную речь.
5. Развивать умение рисовать цветными карандашами, мелками, фломастерами.
6. Закреплять умение правильно держать карандаш.
7. Активизировать творческое воображение (украсить по замыслу «одежду»).
Вопросы к детям:
- Как называют одежду, которую надевают на праздник? Воспитатель дает правильный полный ответ на вопрос. Одежду, которую надевают на праздник, называют праздничной.
Где продают одежду?
- Как называют одежду, которую мы носим летом? Правильно, летняя.
- Какого цвета кофта у Риты?
- Что мы надеваем зимой?
- Без какого головного убора летом нам не обойтись?
- Что люди надевают на пляж?
- Кто шьет одежду?
- Какую одежду мы надеваем зимой?
- Что мы надеваем, когда ложимся спать?
- Какие предметы нужны, чтобы сшить одежду?
Правильно, ткань, нитки, ножницы, иголка.
- Как называется одежда и обувь, в которой можно ходить в дождливую погоду?
- Из чего шьют одежду?
Воспитатель в процессе игры добивается от детей полного развернутого ответа.
Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы, ответили на все мои вопросы. Предлагаю вам присесть на ковер. Ребята, посмотрите на доску. Скажите, пожалуйста, что вы на ней видите?
Воспитатель: Правильно, картинки, на которых изображена одежда. А теперь давайте обратим внимание, на каждую картинку в отдельности.
Воспитатель обращает внимание на то, чтобы дети называли цвет, отдельные качества, назначение видов одежды.
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, что изображено на этой картинке?
Воспитатель: Правильно, это пальто. Какое оно? Молодцы, конечно, оно теплое, зимнее. А что есть у пальто? Посмотрите внимательно на картинку. Молодцы, правильно, у пальто есть воротник, рукава, карманы, пуговицы…
Воспитатель: Ребята, а это что такое? Правильно, платье. А какого оно цвета?
Воспитатель: Какие, вы, молодцы. А скажите мне, что это такое?
Воспитатель: Молодцы, конечно же, это шарф. А для чего нужен шарф?
Ну, какие же у меня умные детки. Правильно, чтобы было тепло, чтобы не дуло, чтобы холод не забирался по шее.
Воспитатель: Молодцы. Ребята, а какие названия одежды вы еще знаете? Конечно, одежды много. Можно назвать: шубу, шапку, куртку, брюки, юбку, пижаму, носки, майку, кофту.
«Весна».
Цель: Формирование целостной картины мира, расширение кругозора, выявление у детей знаний о времени года «Весна»
Задачи:
1. Уточнить знания детей о весне, о ее приметах (тает снег, проталины, капель)
2. Закрепить стихи о весне, используя произведения С. Маршака «Круглый год» - «Март», «Апрель», «Май»
3. Уточнить знания детей о птицах, растениях, цветах, насекомых, животных
4. Воспитывать бережное отношение к живой и неживой природе»
Ход
1 часть
Воспитатель приглашает детей в группу. Все садятся на стульчики.
Воспитатель читает стихотворение, которое дети тоже знают.
Уж тает снег, бегут ручьи
В окно повеяло весною
И лес оденется листвою.
В. Ребята, про какое время года это стихотворение?
Д. Это стихотворение про весну (2 – 3 индивидуальных ответа) .
В. Правильно. А как начинается весна?
Д. Тает снег, солнце светит ярко и греет теплее. На дорожках проталины, бегут ручьи.
В. Молодцы! А прочитайте стихотворение про месяц Март.
(2 – 3 ребенка (или все дети хором) читают стихотворение) .
Март
Рыхлый снег темнеет в марте
Тают льдинки на окне
Зайчик бегает по парте
И по карте на стене.
В. Молодцы!
Воспитатель напоминает детям, что, когда тает снег, бегут ручьи – то это ранняя весна. Дети повторяют за воспитателем, что весна ранняя.
В. Ребята, посмотрите на эту картину «Ранняя весна». Что вы видите?
Д. На картине еще лежит снег, на деревьях нет листочков, на речке еще лежит лед, трава не выросла.
В. Что капает с крыш?
Д. С крыш капают сосульки.
В. А, как называется, когда капают сосульки?
Д. Капель (индивидуальные ответы детей) .
В. Вы все правильно рассказали про раннюю весну. А теперь, ребята, прочитайте стихотворение про месяц Апрель.
(2 - 3 ребенка (или все дети хором) читают стихотворение) .
Апрель
Апрель, апрель
На дворе звенит капель
По полям бегут ручьи
На дорожках лужи
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник
Стали птицы песни петь
И расцвел подснежник.
В. Молодцы, ребята. Сейчас мы поиграем в веселую игру.
Физминутка, подвижная игра «Солнышко и дождик»
(музыкальное сопровождение)
2 часть
После игры все проходят на стульчики, воспитатель продолжает беседу о весне.
В. Кто прилетает к нам из теплых краев?
Д. Из теплых краев прилетают птицы.
В. А какие птицы прилетают в наш город?
Д. Прилетают ласточки, грачи, скворцы (рассматривание картины «Птицы прилетели») .
В. Ребята, а какие насекомые просыпаются после зимы?
Д. Просыпаются муравьи, пауки, жуки, бабочки (рассматривание картины «Насекомые») .
В. Ребята, посмотрите на эту картину «Весна». Что изменилось?
Д. На деревьях появились зеленые листочки, на земле выросла трава, птицы летают высоко.
В. Хорошо! Как называются первые весенние цветы?
Д. Первые весенние цветы называются подснежники.
В. Правильно, а какие еще весенние цветы вы знаете?
Д. Весной цветут одуванчики, ландыши (рассматривание картины «Цветы»).
В. Ребята, прочитайте, пожалуйста, стихотворение про месяц Май.
(2 - 3 ребенка (или все дети хором) читают стихотворение) .
Май
Распустился ландыш в мае
В самый праздник, в первый день
Май цветами провожая,
Распускается сирень.
В. Ребята, вы молодцы, сейчас мы поиграем в интересную игру.
3 часть
После игры все проходят на стульчики, воспитатель продолжает беседу о весне.
В. Ребята, расскажите мне, что происходит с животными в лесу весной?
Д. Из берлоги выходит медведь. Заяц меняет белую шубку на серую. Просыпаются ежики (беседа сопровождается картиной «Животные в лесу») .
Итог
В. Ребята вам нравится весна?
Д. Да.
В. Почему вам нравится весна?
Д. Весной тепло, цветы растут, птицы прилетают из теплых краев, бабочки летают (ответы детей могут быть разными) .
В. Ребята, большое вам спасибо за интересную беседу о весне.
«Цветы».
Цель: Формирование целостной картины мира, расширение кругозора, выявление у детей знаний о времени года «Весна»
Задачи: Уточнить знания детей о весне, о ее приметах (тает снег, проталины, капель). Уточнить знания детей о птицах, растениях, цветах, насекомых, животных. Воспитывать бережное отношение к живой и неживой природе.
Ход
Воспитатель приглашает детей в группу. Все садятся на стульчики.
Воспитатель читает стихотворение, которое дети тоже знают.
В. Как называются первые весенние цветы?
Д. Первые весенние цветы называются подснежники.
В. Правильно, а какие еще весенние цветы вы знаете?
Д. Весной цветут одуванчики, ландыши (рассматривание картины «Цветы»).
В. Ребята, прочитайте, пожалуйста, стихотворение про месяц Май.
(2 - 3 ребенка (или все дети хором) читают стихотворение) .
Май
Распустился ландыш в мае
В самый праздник, в первый день
Май цветами провожая,
Распускается сирень.
В. Ребята, расскажите мне, что происходит с животными в лесу весной?
Д. Из берлоги выходит медведь. Заяц меняет белую шубку на серую. Просыпаются ежики (беседа сопровождается картиной «Животные в лесу».
Итог
В. Ребята вам нравится весна?
Д. Да.
В. Почему вам нравится весна?
Д. Весной тепло, цветы растут, птицы прилетают из теплых краев, бабочки летают (ответы детей могут быть разными) .
В. Ребята, большое вам спасибо за интересную беседу о весне.