Лучший педагог года

Картотека авторских игр по координации речи с движением для детей с тяжёлыми нарушениями речи 4–5 лет (часть I)

Анна Павлова
Картотека авторских игр по координации речи с движением для детей с тяжёлыми нарушениями речи 4–5 лет (часть I)
▼ Скачать + Заказать документы

Картотека авторских игр по координации речи с движением для детей с тяжёлыми нарушениями речи 4–5 лет (часть

Сформированность слуховых и зрительных функций, а также достаточный уровень развития двигательных навыков – необходимые условия для развития речи. Если артикуляция, голос и дыхание скоординированы в работе, то ребёнок сможет правильно произносить звуки. Ещё В. М. Бехтерев, Л. В. Нейман и Выготский Л. С. в своих работах указывали на взаимосвязь речи и движения и важность ритмического воспитания дошкольников. В работе учителя-логопеда преодолевать речевое нарушение помогают игры на развитие и коррекцию двигательной сферы, где сочетаются и слово, и движение. С их помощью возможно формировать понятную речь с выраженной интонационной и ритмической стороной, устранять некоторые поведенческие расстройства, исправлять нарушения общения и недостаточность высших психических функций. Также эти упражнения можно включать в различные виды детской деятельности: НОД, прогулки, режимные моменты, логопедические пятиминутки и т. д.

Публикация «Картотека авторских игр по координации речи с движением для детей с тяжёлыми нарушениями речи 4–5 лет (часть I)» размещена в разделах

Система работы по координации речи и движения помогает решать следующие задачи:

- выявление ритмичных рефлексов, воспитание чувства ритма и темпа,

- приспособление организма ребенка отвечать на определенные слуховые или зрительные раздражители, формирование слухового внимания, восприятия, памяти,

- установление равновесия в деятельности нервной системы ребенка: успокаивание слишком возбужденных детей и растормаживание заторможенных,

- урегулирование неправильных и лишних движений,

- развитие тонких движений пальцев рук,

- координация общих движений, ориентирование в пространстве и схеме собственного тела,

- активизация речевых процессов, уточнение, систематизация и расширение словаря,

- воспитание чувства товарищества и взаимопомощи, вызывание эмоционального отклика на упражнения.

Предлагаю вашему вниманию картотеку авторских игр на координацию речи с движением для детей с тяжёлыми нарушениями речи 4-5 лет. Одновременно с этим рекомендую использовать в работе игры на формирование правильного речевого дыхания.

Материал систематизирован по следующим лексическим темам: «Игрушки», «Овощи», «Фрукты», «Овощи-фрукты. Дифференциация», «Осень», «Домашние животные», «Дикие животные», «Продукты питания», «Посуда», «Домашние птицы», «Зима», «Зимующие птицы», «Зимние забавы», «Новогодний праздник», «Человек. Части тела», «Одежда», «Обувь», «Мебель», «Транспорт», «Профессии на транспорте», «День защитников Отечества», «Семья», «Мамин праздник», «Весна», «Комнатные растения», «Перелётные птицы», «Дикие животные и их детёныши весной», «Домашние животные и их детёныши весной», «Первые весенние цветы», «Наш город, моя улица», «Аквариумные рыбки», «Лето», «Насекомые».

«ИГРУШКИ»

Раз-два-три-четыре-пять,

(загибать пальцы на обеих руках, начиная с большого)

Будем мы с тобой играть.

(сжимать пальцы в кулачки и выпрямлять (4 раза)

Будем мы с тобой играть –

(кружиться на шаге, руки на поясе)

И игрушки называть!

(руки вытянуть вперёд - в стороны ладонями вверх, затем снова поставить на пояс)

Как мишка, мы потопаем,

(дробно потопать)

Как куколка, похлопаем.

(хлопнуть 4 раза)

Попрыгаем, как мячик,

(попрыгать на двух ногах, руки на поясе)

И сядем на диванчик.

(присесть на корточки)

«ДЫШИМ НОСОМ»

(логопед произносит текст, дети дышат: вдох носом, выдох носом)

Дышим носом с куклой Татой:

Вдох – выдох, вдох – выдох.

Вместе нам учиться надо:

Носом – вдох, носом – выдох

«ОВОЩНОЙ УРОЖАЙ»

Мы корзиночки возьмем,

(соединить перед собой ладошки «лодочкой»)

Вместе в огород пойдем.

(4 шага на месте)

Урожай мы собираем,

(левая рука полусогнута («корзинка», правой рукой имитировать сбор овощей в корзину)

Прямо с грядки мы срываем

(вытянуть правую руку вперед, ладонью вверх, соединить большой палец с остальными пальцами)

Помидоры, огурцы.

(вытянуть левую руку вперед ладонью вверх, соединить большой палец с остальными)

Мы с тобою молодцы!

(хлопнуть 4 раза в ладоши)

Мы лопатой понемножку

Выкопаем всю картошку.

(имитировать действия с лопатой)

Рвем капусту

(вытянуть правую руку вперед, ладонью вверх, соединить большой палец с остальными пальцами)

И горох, -

(вытянуть левую руку вперед ладонью вверх, соединить большой палец с остальными)

Вышел урожай не плох!

(хлопнуть 4 раза в ладоши)

«УЗНАЙ ОВОЩ ПО ЗАПАХУ»

(логопед предлагает детям по запаху узнать овощи и при этом следит за правильным вдохом)

Мы глазки закрываем.

Запах носиком вдыхаем.

Голову не опускаем,

Плечики не поднимаем.

Носом аромат вдохнём,

Что за овощ узнаём?

«СОБИРАЕМ ФРУКТЫ»

Осенью мы в сад придём,

(4 шага на месте)

Много фруктов соберем:

(сжимать и разжимать кулачки, держа руки на уровне плеч ладонями вперед)

Яблоки - гладкие,

Сливы - сладкие,

Лимоны - кислые

Груши золотистые.

(на каждое название фрукта одновременно на обеих руках соединять пальцы, начиная с указательного, с большим)

С веток будем их срывать

И в корзинку собирать!

(левая рука полусогнута (имитировать «корзину», правой рукой тянуться вверх и имитировать «срывание» яблок с высокого дерева и «складывание» их в «корзину»)

«УЗНАЙ ФРУКТ ПО ЗАПАХУ»

(логопед предлагает детям по запаху узнать фрукты и при этом следит за правильным вдохом)

Мы глазки закрываем.

Запах носиком вдыхаем.

Голову не опускаем,

Плечики не поднимаем.

Носом аромат вдохнём,

Что за фрукт мы узнаём?

«БАБУШКИНЫ ПОМОЩНИКИ»

Бабушке я помогу:

(4 шага на месте)

С грядок овощей нарву,

(левая рука полусогнута (имитировать «корзину», правой рукой, наклоняясь вперед, имитировать «срывание» овощей с грядок и «складывание» их в «корзину»)

Фрукты с дерева срываю.

(правая рука полусогнута (имитировать «корзину», левой рукой тянуться вверх и имитировать «срывание» яблок с высокого дерева и «складывание» их в «корзину»)

Урожай я называю:

(4 хлопка в ладони перед собой)

Сливы, яблоки и груши

(руки перед грудью ладонями вверх, ритмично сжимать и разжимать кулачки)

Будем мы всю зиму кушать.

(поглаживание по животу двумя руками)

Будем мы солить морковку,

Помидоры, огурцы.

(потирать пальцы, собранные в щепоть – имитировать соление)

Квасим мы капусту ловко.

(руки перед грудью ладонями вниз, ритмично сжимать и разжимать кулачки)

Мы с бабулей МОЛОДЦЫ!

(2 хлопка в ладоши, на слово «МОЛОДЦЫ» - вытянуть руки вперед, показать большие пальцы рук, остальные пальцы сжаты. Слово «МОЛОДЦЫ» произнести громко.)

«АРОМАТЫ ОСЕНИ»

(логопед предлагает детям понюхать осенний букет и при этом следит за правильным вдохом)

Глазки мы не закрываем.

Запах носиком вдыхаем.

Голову не опускаем,

Плечики не поднимаем.

Дышим носом мы легко,

Дышим носом глубоко.

«КРАСКИ ОСЕНИ»

Осень кисточки взяла,

(руки перед грудью ладонями вниз, ритмично сжимать и разжимать кулачки.)

Листья разукрасила:

(делать плавные движения руками перед собой вверх – вниз.)

Вот листочки желтые,

(плавно отвести правую руку вперед - в сторону ладонью вверх, проследить движение поворотом головы и взглядом.)

Вот листочки красные.

(плавно отвести левую руку вперед - в сторону ладонью вверх, проследить движение поворотом головы и взглядом.)

Для букета соберем

Мы листочки разные:

(руки перед грудью ладонями вниз, ритмично сжимать и разжимать кулачки.)

Листья березы,

Листья осины,

Листики дуба,

Листья рябины.

(на обеих руках на каждое название листика соединять пальцы рук с большим, начиная с указательного.)

Вот какой большой букет!

(поднять руки вверх, плавно опустить вниз через стороны, как бы «рисуя» большой круг)

В целом мире краше нет!

(4 хлопка в ладоши)

«ДУЕМ НА ЛИСТОЧКИ»

(логопед предлагает детям подуть на осенний листочек и при этом следит за дыханием)

Делаем мы вдох глубокий,

И, не надувая щеки,

Губы вытянули славно:

Дуем на листочек плавно.

«В ДЕРЕВНЕ»

Как у нашей бабы Тани

(хлопать 4 раза в ладоши)

Сидит кошка на диване,

(присесть, руки-«лапки» положить на колени)

Спит собака в конуре,

(наклонить голову вправо, положить сложенные вместе ладони под правую щеку)

Корова дремлет во дворе,

(встать, приставить вытянутые и чуть согнутые указательные пальцы – «рога» к голове)

Козлик ходит в огороде,

(руки на поясе, ходьба на месте с высоким подниманием колен)

Конь с овцой по полю бродят.

(руки на поясе, ходьба на месте вокруг себя.)

Всех животных называем,

(хлопать 4 раза в ладоши)

Дружно пальцы загибаем:

(ритмично сжимать и разжимать кулачки)

Кошка, собака, корова, коза

Лошадь и маленькая овца.

(на каждое название животного загибать пальцы одновременно на обеих руках, начиная с большого. На словосочетание «маленькая овца» - присесть.)

«НЮХАЕМ СЕНО»

(логопед предлагает детям превратиться в лошадок и понюхать сено, следит за дыханием: вдох – носом, выдох - ртом)

Сено нюхает лошадка:

- Ах, как сеном пахнет сладко!

Дышат носиком ребятки:

- Ах, как сеном пахнет сладко!

«КОГО МЫ ВСТРЕТИМ В ЛЕСУ»

В лес пойдем гулять скорей.

(маршируем на месте)

Отыщем мы в лесу зверей:

(хлопки в ладоши)

Волка, зайчика, медведя,

И ежа с лисой мы встретим.

(на каждое название животного загибать пальцы в кулак одновременно на обеих руках, начиная с большого)

Вот медведь, большой – большой,

(произносить фразу низким голосом; «вперевалочку» шагать на месте, чуть согнутые руки держать над головой)

Серый волк тут, очень злой,

(произносить фразу низким голосом; выполнять руками движения, имитирующие шаги волка: руки согнуты перед грудью, пальцы рук напряжены, поочередно выпрямлять то правую, то левую руку вперед)

Вот пушистая лиса,

Пестрых курочек гроза,

(произносит фразу высоким тонким голосом; руки согнуты перед грудью, кисти рук вялые, мягкие, свободно висят, выполнять покачивание плечами вправо-влево)

Тут трусишка – серый зайка,

Ты его, лиса, поймай-ка!

(фразу произносить обычным голосом; ладони рук приставлены к голове («уши зайца», выполнять прыжки на двух ногах)

Ёж колючий, словно ёлка,

На спине его иголки.

(присесть, руки на уровне плеч, ладонями вперед, пальцы напряжены и максимально разведены друг от друга)

«ЗАЙКА»

(логопед предлагает детям превратиться в зайчиков и подышать: носом вдох – пауза на счёт 3, носом выдох)

Зайка прыгал и скакал,

Скоро заинька устал,

Под кусточком он прилег,

Носом подышать он смог:

Носом – вдох, и замри!

Носом – выдох, отомри!

«ПОКУПАЕМ ПРОДУКТЫ»

Дружно в магазин шагаем

(маршируем на месте)

И продукты покупаем:

(4 хлопка в ладоши)

Сладкие конфеты,

Вкусные котлеты,

Пироги кислые,

Ягоды душистые,

Покупаем молоко

(на каждое название продукта питания загибать пальцы в кулак одновременно на обеих руках, начиная с большого)

И бежим скорей домой.

(лёгкий бег на месте)

Будем резать,

(левая рука перед грудью ладонью вверх, ребром правой ладони совершать движения вперед - назад по ладони левой руки)

Будем мыть,

(имитировать «мытьё рук»)

Будем мы обед варить.

(левая рука полусогнута перед грудью (имитация кастрюли, правой рукой совершать движения, имитирующие «помешивание» поварешкой)

И скажем всем открыто:

(4 хлопка в ладони)

«Приятного аппетита!»

(громко произнести фразу; руки вытянуть вперед - в стороны)

«ПИРОГ»

(дети вместе с логопедом произносят стихотворение, на последней фразе делают глубокий вдох и на выдохе длительно произносят «Ааах»)

Мы пекли пирог капустный,

Ах, как пахнет пирог вкусно!

Носом аромат вдыхаем

И тихонечко вздыхаем: «Ах!»

Публикации по теме:

Макет для дыхательных упражненийМакет для дыхательных упражнений Макетирование создает благоприятные условия для активного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса. Я ПРЕДСТАВЛЯЮ МАКЕТ ДЛЯ.

Рекомендации для родителей по развитию речи детей старшего дошкольного возраста К моменту поступления в школу ребенок должен: - правильно произносить и хорошо различать все звуки речи на слух (сформированность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека авторских игр по координации речи с движением для детей с тяжёлыми нарушениями речи 4–5 лет (часть I)
Опубликовано: 13 декабря 2014 в 21:06
+23Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Картотека авторских игр по координации речи с движением для детей с тяжёлыми нарушениями речи 4–5 лет (часть I)» (включая файлы) размещена пользователем Анна Павлова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД