Светлана Логинова
Карельские подвижные игры.
▼ Скачать + Заказать документы
Несколько карельских народных игр, с которыми можно познакомить детей старшего дошкольного возраста.
Догонялка.
Пожалуй, самая простая и поэтому самая распространенная игра. Выбирают водящего и окружают его кольцом. Водящий весело припевает:
Стерегу, стерегу овечку
По золотому крылечку.
Не трожь моей овечки
Ни зверь, ни медведь,
Ни лихой человек.
Кыш, овечка, в поле!
Все разбегаются, а водящий бросается вдогонку. Тот, кого он поймает, становится водящим.
Сиди, сиди, Яша!
Кто-нибудь добровольно становится «Яшей».
Ему завязывают глаза, сажают в центр круга.
Публикация «Карельские подвижные игры,» размещена в разделах
Остальные берутся за руки и идут против часовой стрелки под песню:
Сиди, сиди, Яша,
Ты – забава наша.
Погрызи орешки
Для моей потешки.
Руки на темь положи
И словечко нам скажи:
Раз, два, три – ищи!
После этих слов «Яша» вскакивает – и все разбегаются. «Яша» старается кого-нибудь поймать. Пойманный становится «Яшей». Игра продолжается.
Кукот
(Петухи)
Петухи – известные драчуны. Двое мальчиков сходятся, прыгая на правой ноге. Сблизившись пытаются оттолкнуть один другого. Проигравшим считается тот, кто не выдержал натиска соперника, потерял равновесие и стал на обе ноги.
Незамедлительно следует накозание: проигравший должен кукарекать во все горло.
К выигравшему подходит следующий «петух» - и игра продолжается.
Особенно азартным «петушиный бой» был в присутствии девочек.
Ко мне с кольцом.
Все садятся на лавки. Ведущий с кольцом, зажатым между ладонями, ходит перед сидящими и проводит свои руки между сложенными ладонями играющих. Все внимательно следят за его действиями. Незаметно он опускает кому-нибудь в ладони кольцо. Затем выходит на середину избы и кричит: «Ко мне с кольцом!» Все одновременно встают. Тот, у кого кольцо, бросается к ведущему. Если играющие угадали, у кого кольцо, они прилагают все силы к тому, чтобы помешать обладателю кольца передать его ведущему. Тот, кому удается отобрать кольцо, становится ведущим.
«Кислый» круг.
Играющие делятся на две группы. В каждой из них выделяют капитана. Капитаны подходят к арбитру, у которого в Куках зажаты две спички – одна короткая, другая подлиннее. Если капитану достается короткая спичка, его команде водить.
В центре поля рисуют большой круг. Играющие заходят внутрь, а водящие остаются снаружи. Задача водящих – «запятнать» мячом стоящих в кругу. Кого коснется мяч, тот выходит из игры. Играющие, конечно стараются поймать мяч, тогда на их счету прибавится «свеча», которая дает право следующий меткий удар по играющим не защитывать. Поэтому водящие стараются попасть мячом по ногам или по спине играющих – так поймать мяч сложнее.
Как только начинается игра, все приходит в непрерывное движение. Мяч перелетает высоко над кругом от одного игрока к другому.
Водящие бегают по внешнему кругу то вправо, то влево, стремясь выбрать выгодную позицию и «запятнать» играющих. И все-таки случается, что на счету играющих скапливается столько «свечей», что отыграть их уже невозможно. Тогда оставляют круг «киснуть» (ассоциация с молоком, которое киснет, если долго стоит). Игра прекращается.
Потом заводят новую игру, оставляя тех же водящих.
---
Литература:
МальмиВ. В. Народные игры Карелии. – Петрозаводск: «Карелия» 1987.