Светлана Сергеевна
Канистерапия — метод реабилитации и социализации детей
▼ Скачать + Заказать документы
Канистерапия.
Канистерапия (от латинского canis — собака) - метод реабилитации и социализации детей, с использованием специально обученных для такой деятельности собак.
Канистерапия является одним из самых востребованных видов зоотерапии.
Канистерапия стимулирует развитие когнитивных, речевых, моторных функций, помогает снизить психоэмоциональное напряжение и стабилизировать эмоциональное состояние, оказывает положительное воздействие на коммуникативную сферу и навыки социального взаимодействия.
Публикация «Канистерапия — метод реабилитации и социализации детей» размещена в разделах
Роль собаки в канистерапии состоит в обеспечении положительного психологического настроя пациента, в его мотивации, снятии стресса, а также психологических и физиологических зажимов. Способность собаки понимать человека, его взгляды, команды, жесты ведет к постепенному психологическому раскрепощению людей, особенно тех, кто испытывает трудности в общении. Несомненным плюсом канистерапии является то, что основным и в большинстве случаев единственным противопоказанием выступает аллергия на шерсть.
Канистерапия является универсальным средством для лечения многих заболеваний, в том числе:
1) повышенной тревожности, панических атак, депрессии;
2) ОВЗ, ДЦП, СДВГ;
3) нарушений речи и двигательных нарушений;
4) проблем в школьном обучении.
Также, данный вид пет-терапии оказывает положительное влияние на укрепление иммунной и нервной систем человека, помогает в реабилитации после перенесенных заболеваний.
Собаки благоприятно влияние на интеллектуальное развитие детей:
- являются источником знаний о природе. Ребенок видит животное - он к нему тянется, распознает названия, отмечает различия, познает его поведение;
-являются источником развития сенсорики. Ребенок непосредственно через органы чувств воспринимает объект: форму, величину, цвет, запах, пространственное расположение, движения, мягкость, фактуру шерсти и т. д. ;
- являются источником развития логического мышления. На основе представлений о животных, дети учатся видеть связи и зависимости (собака виляет хвостом - хочет поиграть);
- источник для различных видов деятельности - наблюдение, игра, труд, творчество и т. д.
В результате формируется любознательность, наблюдательность, развивается фантазия.
Особую ценность данные занятия представляют для детей с синдромом гиперактивности и дефицита внимания. Дети с этим синдромом характеризуются отсутствием глубоких эмоциональных переживаний и чувственных привязанностей. В связи с этим у детей с гиперактивностью часто встречается эмоциональная депривация, которая сопровождается нарушениями взаимоотношений со сверстниками, асоциальным поведением, депрессивными состояниями. Общение с животными помогает им в развитии эмоциональной сферы, дает полную возможность глубокого и качественного проживания эмоциональных состояний, их рефлексию и анализ.
Целью занятий для детей с нарушением координации движений является повышение эмоциональной активности ребенка, формирование навыков моторной активности, которая позволяет более свободно перемещаться в пространстве, обеспечивает навыки самообслуживания в тех случаях, когда это возможно, развитие интеллектуальной сферы, повышение позитивного эмоционального фона, а также релаксирующие мероприятия, социальная адаптация и интеграция.
Существуют два основных вида канистерапии: индивидуальная и групповая. Мы считаем, что периодическая групповая канистерапия может оказывать положительный эффект на психологическое состояние дошкольников и обеспечивать для них психологическую разгрузку. В связи с этим предлагается программа по занятий младших школьников с использованием элементов канистерапии.
Занятия проводятся в малых группах от 3 до 6 человек с периодичностью один раз в месяц. В течение учебного года каждый ребенок проходит девять занятий. Занятия рекомендуется проводить в конце каждого месяца.
Наиболее важным в этом возрасте является формирование стратегий взаимодействия в группе, отношения со сверстниками, развитие лидерских качеств, доверие к окружающим. У детей раннего возраста достаточно серьезные трудности в формировании этих личностных характеристик. Терапевтичность метода лечебной кинологии заключается в том, что собака выступает субъектом взаимодействия, способным в полной мере создать ситуацию доверия, личностной безопасности и выступить связующим звеном в процессе налаживания взаимоотношений со сверстниками. Профессиональная задача специалистов заключается в том, чтобы разомкнуть связь «собака — ребенок» и ввести в это пространство других участников взаимодействия. Эта задача реализуется через выполнение различных совместных заданий,
Цели и задачи занятий различаются в зависимости от диагнозов и психологических особенностей детей. Но все они направлены на развитие процессов способствующих более успешному овладению речью.
Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких, как И. П. Павлов, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений.
Занятие 1. Сентябрь. Установление контакта.
На вводном занятии детям рассказывают о породе собаки-терапевта, об особенностях и истории конкретной собаки. Демонстрируется выполнение команд. При отсутствии страха перед собакой дети допускаются до животного, могут поиграть с ним, используя мяч и другие игрушки.
Занятие 2. Октябрь. Кормление, прогулка с собакой.
Каждый ребенок получает возможность побыть в роли хозяина собаки, покормить её и вывести на прогулку. При кормлении собака может слизывать лакомство с ладоней ребенка. На прогулке каждый ребенок проводит наедине с животным несколько минут, самостоятельно держит поводок в руках, выбирает темп ходьбы, может бегать и играть с ним. Развивается самостоятельность и ответственность.
Занятие 3. Ноябрь. Тактильные ощущения.
Тактильный контакт важен для растущего человека, поэтому на третьем занятии ребенок получает возможность такого контакта. Дети могут обнимать собак, лежать рядом с ними. Или наоборот, собакам разрешается класть голову или лапы на ребенка. Параллельно возможно проведение небольших по длительности тренингов по психологической разгрузке.
Занятие 4. Декабрь. Зимние забавы.
На данном занятии возможно проведение всех игр на свежем воздухе, доступных в каждом конкретном случае. Прогулки с собакой на свежем воздухе, катание на санях, лыжах, лепка снеговика (при этом собака может помогать – приносить палки для «рук» и «ног» снеговика) – всё это приносит пользу как физическому, так и психологическому здоровью ребенка.
Занятие 5. Январь. Уход за собакой. Очень важно приучать детей к заботе о себе и окружающих. Поэтому шестое занятие посвящено уходу за животным. Дети могут мыть собаке лапы, расчесывать шерсть, приводить в порядок игрушки, кормить и поить собаку.
Занятие 6. Февраль. Истории. Большую роль в снятии стресса у детей играет фантазирование. В связи с этим, следующее занятие может быть посвящено коллективному придумыванию истории, участниками которой будут являться сами младшие школьники, а также непосредственно собака-терапевт. Её можно сделать главным действующим лицом. Во время создания истории собака обязательно должна находиться рядом с детьми, являясь как бы полноправным участником творческого процесса.
Занятие 7. Март. Дрессировка.
На данном занятии детям предлагается принять участие в процессе дрессировки собаки. Помимо психологической разгрузки, занятие способствует также развитию уверенности в себе.
Занятие 8. Апрель. Преодоление препятствий.
Одно из самых активных занятий курса предполагает нахождение детей и собаки на свежем воздухе, снятие также и физического напряжения.
Занятие 9. Май. Подведение итогов.
На финальном занятии участники программы делятся своими впечатлениями.
Важным составляющим компонентом занятий является наглядность. Для проведения занятий используются различные плакаты, игрушки, кинологическое снаряжение (расчески, поводки и т. п.).
Таким образом, применение канистерапии при работе с детьми, оказывают благотворное влияние на их умственное, психическое, эмоциональное, моторное и речевое развитие.
Список литературы:
1. Канистерапия. [Электронный ресурс – Режим доступа: https://www.bravecto.ru/dogs/articles/kanisterapiya/ (дата обращения 15.12.2020).
2. Пет-терапия и канистерапия для взрослых и детей. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://hronos-center.ru/kanisterapiya/ (дата обращения 15.12.2020).