Галина Посяда
Калькирование как способ формирования навыка письма у леворуких первоклассников
▼ Скачать + Заказать документы
УДК 376
КАЛЬКИРОВАНИЕ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ПИСЬМА У ЛЕВОРУКИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
Писчик Г. П., студент 1 курса магистратуры
Научный руководитель: Бредихина С. В. к. п. н., доцент кафедры
«Психология и педагогика начального образования»
ФГБОУ ВО «Благовещенский государственный педагогический
университет»
Ключевые слова: леворукий, оптическая дисграфия, зеркальное письмо, каликирование.
Публикация «Калькирование как способ формирования навыка письма у леворуких первоклассников» размещена в разделах
Аннотация. В статье излагаются теоретические основы калькирования как способа формирования письма у леворуких первоклассников.
По данным исследователей левшами являются около 5-12% людей, причем по оценкам зарубежных и отечественных специалистов, доля леворуких имеет тенденцию к увеличению. Практически в каждом классе начальной школы можно встретить один или двое (а иногда и более) детей, предпочитающих при письме, рисовании и выполнении других видов деятельности левую руку [5].
Многие ученые, такие как М. Г. Князева и В. Л. Вильдавской спорили, доказывая леворукость – это диагноз или же это гены, надо от этого избавляться или нет. Если вспомнить советские школы, то там детей отучали от левой руки и приучали к правой, и методы были не самые лучшие [5].
В данной работе ставится проблема калькирование как способ формирования письма у леворуких первоклассников. Ведь многие родители и некоторые педагоги не знают, как с этим быть, какую подобрать методику для обучения и понимая.
Сложность положения учащихся-левшей усугубляется тем, что зачастую при обучении письму им прививали доминирование правой руки.
Это объяснялось, тем, что отсутствовали методики обучения письму левой руки.
Сиротюков И. А., Князева М. Г. и Вильдавской В. Л., Пятница Т. В. – ученые занимавшиеся подготовкой левой руки к письму у детей [5].
Основной проблемой 80-х годов стали данные о вреде переучивания левшей (М. М. Безруких; А. П. Чуприков). Показано, в частности, что «традиционное» переучивание в раннем детском возрасте может привести к так называемому дистрессу, который оказывает негативное влияние на детскую психику [2].
В нашем достаточно изменчивом мире все мы подвержены стрессам. Левши подвергаются стрессам значительно больше в силу своей излишней чувствительности и эмоциональности. Это происходит и в детском саду, и в школе, когда надо отвечать у доски, писать под диктовку, считать. Особенно трудно левшам, если их окружают взрослые авторитарно-подавляющего типа. С маленьким левшой следует быть терпеливыми, мягкими, принимать своего особого ребенка, признавать право на ошибку, стараться организовать дело, пространство, среду так, чтобы была возможность выбора [1].
Таким образом, раннее определение ведущей руки позволит предупредить возможные проблемы обучения, развития, поведения у леворуких учащихся первого класса.
Список используемой литературы:
1. Ануфриев А. Ф. Как преодолеть трудности в обучении леворуких детей. / А. Ф. Ануфриев– М. : Ось-89, 1997. – 113 с.
2. Визель, Т. Г. Основы нейропсихологии : учебник для студентов ВУЗов / Т. Г. Визель. – М. : АСТ : Астрель : Трагзиткнига, 2005. – 384 с.
3. Макарьев, И. С. Если ваш ребенок – левша. 2-е изд., И. С. Макарьев стер. – СПб. : Лань, 2003.– 80 с.
4. Николаева, Е. И. Леворукий ребёнок : диагностика, обучение, коррекция. / Е. И. Николаева. – С –Петербург, 2005. – 39 с.
5. Пятница, Т. В. Мой ребёнок – левша. Диагностика и обучение леворуких детей. / Т. В. Пятница. – Ростов н/ Д: Феникс, 2008. – 315 с.
6. Семенович, А. В. Эти невероятные левши. / А. В. Семенович. – М. : «Просвещение», 2002. – 83 с.