нина варфоломеева
Календарно-тематическое планирование «Животные холодных стран» на учебный год
▼ Скачать + Заказать документы
Понедельник. Утро Беседа «Животные холодных стран»
Показать детям картинки с изображением животных, живущих на Севере: белого медведя, песца, моржа, северного оленя, кита, нерпы, пингвинов, полярной совы.
Поговорить об их внешних признаках, характерных повадках;
— Какие дикие животные живут там, где холодно? Чем они питаются? Каких из этих животных можно увидеть в зоопарке?
Пальчиковая гимнастика.
На Севере белый мишутка живет,
Но только, как бурый, он мёд не сосёт.
Наш Умка пытается рыбку ловить,
Чтоб вкусно покушать, и жить – не тужить.
(Загибают пальчики, начиная с мизинца к большому, на каждый ударный слог).
Вечер Совместная деятельность
Составление рассказа-описания «Белый и бурый медведи» по картинкам и вопросам воспитателя
Цель: учить составлять рассказ-описание о животном по плану (внешний вид, где живет, чем питается);
Белый медведь живет на севере во льдах, а бурый медведь живет в нашем лесу.
У белого медведя шерсть белая, а у бурого – коричневая шерсть.
Белый медведь ест рыбу, тюленей, моржей, а бурый медведь ест малину, мед, коренья, рыбу.
Белый медведь спит в снегу на льдине, а бурый медведь спит в берлоге всю зиму.
Игра инсценировка «Медведи»
Цель: развивать диалогическую речь детей, закреплять использование разнообразных грамматических конструкций в речевых высказываниях;
Два ребенка одевают шапочки (маски) медведей и ведут диалог.
Воспитатель: - Встретились белый и бурый медведи
Бурый медведь: - Здравствуй! Ты кто?
Белый медведь: - Здравствуй! Я белый медведь. А ты кто?
Бурый медведь: - Я бурый медведь. Я живу в лесу. А ты где?
Белый медведь: - А я на Севере, на льдине. У тебя шерсть, какого цвета?
Бурый медведь: - У меня шерсть коричневая. А у тебя какого цвета?
Белый медведь: - У меня шерсть белая. А что ты ешь?
Бурый медведь: - Я ем малину, мед, коренья. А ты что ешь?
Белый медведь: - А я ем тоже рыбу, а еще моржей и тюленей. Что ты делаешь зимой?
Бурый медведь: - Сплю в берлоге. А где ты спишь?
Белый медведь: - А у меня берлоги нет, я сплю на льдине, в снегу.
Индивидуальная работа:
Дидактическая игра «Собери животное»
Цель: Закрепление знаний, о животных севера.
Ход игры: ребёнку раздаются разрезные картинки с изображением животного севера. Задача: собрать картинку и сказать какое животное получилось, где живёт, кто детёныши, чем питается, какую пользу приносит человеку.
Игра «Назови правильно»
Цель: расширить представления детей о внешнем виде, жизни, повадках животных холодных стран; воспитывать любознательность, интерес к разнообразию природного мира.
У оленя длинные рога. Значит, какой он?
У медведя толстые лапы.
У песца острые зубы.
У тюленя короткая шерсть.
У оленя быстрые ноги.
У моржа толстая кожа.
У песца длинная шерсть.
Самостоятельная деятельность
Рисование на тему «Животные холодных стран».
Рассматривание картин, рисунков, иллюстраций по теме;
Вторник. Утро Игра: «Изобрази что скажу»
Цель: развивать творческие способности, фантазию снять эмоциональное напряжение развивать координацию.
Ход игры: детям предлагается разные обстоятельства, которые они должны импровизированно изобразить.
Изобрази:
1. Зайчика, который попал ночью в лес и очень боялся.
2. Пингвина гордого, что он такой красивый.
3. Медведя, который объелся медом и еле идет.
4. Волка, у которого болит лапка и он хромает.
5. Сову, которая собирается в гости и чистит клюв и перья.
Пальчиковая гимнастика:
Белый мишка на рыбалку
Не спеша идёт, вразвалку.
Чует старый рыболов,
Что богатый ждёт улов. Указательный и мизинец правой и левой руки шагают по столу,
средний, безымянный и большой сжаты в кулак.
Сжимание в кулак и разжимание кистей рук.
Хлопки в ладоши.
Вечер Совместная деятельность
Д/и: «Кто на Севере живёт?»
По ледяной пустыне Медведица идёт Идут по кругу вперевалочку медленно
За нею медвежата торопятся вперёд Убыстряют шаг.
Трещит мороз жестокий Обнимают себя руками
Повсюду снег и лёд Повороты с вытянутой рукой вправо влево
По полынье холодной за нерпой морж плывёт Идут делают гребни руками.
Бегут спешат олени, Руки скрёстно над головой «рога».
Им виден путь едва Бегут высоко поднимая колени
Над ними тихо кружит Полярная сова. Бегут маленькими шажками, руки в стороны
Игра «Узнай животного по описанию»
Цель: расширить представления детей о внешнем виде, жизни, повадках животных холодных стран;
Воспитатель рассказывает о животном, а дети по характерным признакам его узнают и называют.
- Это животное большого размера, с длинной густой белой шерстью, питается рыбой, охотится на тюленей, моржей. (белый медведь)
- У этого животного есть туловище, голова, шея, клыки, ласты. Ласты помогают им плавать и нырять, питается моллюсками, рачками, которых достает со дна моря. (морж)
- Это животное хорошо приспособлено к жизни в воде. У него сильное тело, короткая шея, маленькая голова, тело покрыто жесткой, короткой шерстью, ловко плавают, ныряют. Питается рыбой. (тюлень)
- У этого животного на голове длинные рога, тело покрыто шерстью, которая защищает его от холода, питается лишайниками, ягелем. (северный олень)
- Это животное напоминает лисицу, шерсть длинная, густая белая или голубая, питается мышами, яйцами птиц, крабами, морскими ежами. (песец)
Индивидуальная работа. Игра «Какой».
Цель: Активизировать и расширять словарь признаков; развивать познавательную активность, пространственное мышление и воображение.
Белый медведь какой( (Большой, сильный, хищный, косолапый, неуклюжий, грозный, белый)
Морж какой (Большой, неуклюжий, коричневый, ластоногий, толстокожий, клыкастый?
Северный олень какой (Коричневый, серый, рогатый, длиннорогий, быстроногий, могучий, травоядный.)
Песец какой? (Острозубый, длинношёрстный, пушистый, ловкий, маленький, юркий, хищный, чуткий, белый, голубой.)
Самостоятельная деятельность:
Создание построек из разных видов конструктора «Зоопарк» с дальнейшим обыгрыванием сюжетными игрушками;
Среда. Утро Загадки о животных холодных стран
Ночью ухает: «Ух – ух!» Длинный мех бел, как снег.
Съем любого, кто лопух. Ест тюленей и рыб на обед.
Догоню, когтями – цап! Он отличный пловец
Утащу и съем во льдах. И заботливый отец.
У меня желты глаза, Трёхметровый великан,
Перья тонки, белы, Весит тыщу килограмм!
Клюв короткий и кривой – И в любую непогоду
Я охотник смелый. (Полярная сова). Спрячет деток он в берлогу. (Белый медведь)
Толстый в складку богатырь Раскидистые ветки
В ластах и безухий. Ношу на голове.
Ковыряет с дна морского На Севере холодном
Раковин покушать. Приходится жить мне.
У него клыки, как сабли, Лишайник, мох и травку
Мех короткий, но густой Весной и летом ем.
Угадайте –ка ребятки, Зимой людей на санках
Что за богатырь такой. (Морж) Вожу на радость всем. (Олень)
Хвост поджав, во льдах ночую, Шерсти я имею мало,
Выношу мороз любой. Но среди полярных льдов
Я по северу кочую Жир меня, как одеяло,
В тёплой шубе голубой. (Песец) Бережёт от холодов. (Морской котик)
Вечер Совместная деятельность
Д/игра «Узнай чей след».
Цель: Развивать познавательную активность; способность анализировать, делать выводы, устанавливать простейшие причинно-следственные связи.
На ковре разложены дорожки из следов разных животных. Педагог предлагает детям выбрать дорожку, пройти по запутанным следам. В конце каждого маршрута найти конверт, открыть его и ответить, кто оставил следы на снегу. (Дети выбирают дорожку, рассматривают следы и отправляются в путь.) А как вы думаете какое животное у вас спряталось? (Волк, лиса, белка, заяц, белый медведь, северный олень.) Какое животное у тебя спряталось? Расскажи о нем? Теперь мы знаем, кто спрятался, и кто какие следы оставил. Так чьи же это следы?
Сюжетно-ролевая игра «Цирк»
Цель : Уточнять знания детей о цирке, о его работниках. Учить правилам поведения в общественных местах, расширять представление о профессиях людей. Уточнять и расширять словарный запас по данной теме. Развивать речевую активность, упражнять в умении распределять роли, понимать воображаемую ситуацию и действовать в соответствии с ней. Закрепить умение осуществлять игровые действия по речевой инструкции.
Предварительная работа: Беседы о диких животных. Рассматривание иллюстраций с изображением животных.
Беседы с детьми из личного опыта. Дидактические игры «Кто, чем питается?», «Чей малыш?», «Кто как передвигается». Загадки и стихи о животных.
Атрибуты: Афиши, билеты, программки. Элементы костюмов, носики, колпаки, свистульки, «ушки», канат, штанга.. Специальная одежда для билетеров, работников буфета.
Игровые роли: Шофер, директор цирка, кассир, контролер. Клоун, дрессировщик, силач, канатоходец. «Медведи», «пингвины».
Ход игры:
Ребята, нам пришло письмо, в котором нас приглашают посетить цирк. Кто из вас бывал в цирке? Кто самый главный в цирке? (Директор цирка.) Без кого не состоится представление (Без цирковых артистов.) Каких цирковых артистов вы знаете (клоун)
Чем он занимается? Как он выглядит? Каких еще артистов вы знаете (жонглер, дрессировщик, фокусник) Люди каких профессий еще работают в цирке?
(Кассир, контролер, продавцы игрушек.) Дети, а вы хотите отправиться в цирк? А как мы будем добираться до цирка? Построим автобус (дети строят автобус из стульев). Прежде чем поехать давайте выберем артистов цирка (распределяем роли).Директор цирка- воспитатель. Кто у нас будет водителем? Бери руль и вези нас. Ты знаешь дорогу? Приезжают в цирк.
Что нужно сделать, чтобы попасть в цирк? (Купить билеты.) Дети подходят к кассе. Покупают билеты. При входе в зал стоит контролер и проверяет билеты.
Директор цирка: Уважаемые зрители, проходите в зал и занимайте свои места в зрительном зале. Звенит звонок. Выходит директор цирка на середину.
Цирк! Цирк! Цирк! В цирке очень хорошо! Всюду празднично, светло!
Здесь звенит веселый смех! Приглашают в гости всех!
Директор: Первым номером нашей программы- силачи.
1. Выходит мальчик- силач, поднимает штангу.
Аплодисменты зрителей.
Директор: Нашу программу продолжают дрессированные пингвины.
2. Выходят три пингвина, выполняют движения (можно прочитать детям стихотворение):
Три пингвина шли домой. Папа был большой-большой, Мама с ним поменьше ростом,
А сынок малышка просто. Очень маленький он был С погремушкою ходил.
Динь-динь-динь!
3. Выбегает клоун и показывает свой номер.
Директор: На арене цирка — канатоходец. Очень опасный номер. Он требует специальной подготовки. Если канатоходец оступится, он упадет вниз.
5. Выходит канатоходец и идет по канату.
Зрители смотрят номер в полной тишине.
6. Следующий номер — дрессированные медведи.
Медведи катаются на самокатах.
Зрители аплодируют каждому номеру.
В конце представления артисты выходят на «арену».
Директор:
Расставаний приходит пора, Но не будем грустить на прощанье,
Новой встрече мы рады всегда. Цирк чудес говорит «до свиданья!».
Зрители садятся в автобус и возвращаются в обратно в детский сад.
-Ребята, где вы были? Что вы там видели? А какой номер вам понравился больше всего? Хотели бы вы еще раз поехать в цирк? Мы составим с вами новую программу и на представление пригласим гостей. До новых встреч!
Индивидуальная работа
Игра с мячом
Цель: Учить ребенка образовывать увеличительные существительные.
Воспитатель бросает мяч и говорит первую фразу, ребенок продолжает:
У медведя не голова, а головища; не лапы, а лапищи; не когти, а когтищи;
не зубы, а зубищи.
Игра: «Покажи как»
Покажи как передвигается медведь, как ловит рыбу, как плавает. Как забирается на льдину морж. Как ходят пингвины. Ребенок имитирует движения и состояние белого медведя, моржа, пингвина
Самостоятельная деятельность
Выкладывание животных из геометрических фигур;
Рисование по прочитанным книгам, раскрашивание картинок
Четверг. Утро Заучивание стихотворений:
Белый медвежонок маленький. Черный, как на солнце тень,
Никогда не носит валенки: Спит на льду большой тюлень,
Не боится он ходить пешком От мороза не страдает –
Прямо по сугробам босиком. Толстый жир его спасает.
Отдыхалочка. Дидактическая игра «Прятки»
Дети составляют предложения по картине (6 белых медведей отдыхают на льдине).
Мы немного отдохнем
И играть сейчас пойдем.
– Только уговор, сколько раз я хлопну, столько животных в группе вы должны найти.
Вечер Совместная деятельность воспитателя с детьми
Д/и: «Четвёртый лишний»
Цель: Закрепить знания детей о животных севера, расширить их кругозор, прививать любовь к животным
Воспитатель раскладывает карточки с изображениями животных. Дети рассматривают картинки и отбирают лишнюю, оставляя только те, на которых изображены животные севера. Называют их, и рассказывают о них в двух, трёх предложениях: внешний вид и чем питаются.
Подвижная игра «Белые медведи»
Описание игры. На краю площадки, представляющей собой море, очерчивается небольшое место – льдина. На ней стоит водящий — «белый медведь». Остальные «медвежата» произвольно размешаются по всей площадке.
«Медведь» рычит: «Выхожу на ловлю!» — и бежит ловить «медвежат». Поймав одного «медвежонка», отводит его на льдину, затем ловит другого. После этого два пойманных «медвежонка» берутся за руки и начинают ловить остальных играющих. В это время «медведь» отходит на льдину. Настигнув кого-нибудь, два «медвежонка» соединяют свободные руки так, чтобы пойманный очутился между руками, и кричат: «Медведь, на помощь!». «Медведь» подбегает, осаливает пойманного и отводит на льдину. Следующие двое пойманных также берутся за руки и ловят остальных «медвежат». Игра продолжается до тех пор, пока не будут переловлены все «медвежата».
Побеждает последний пойманный игрок, который и становится «белым медведем».
Правила игры. На краю площадки, представляющей собой море, очерчивается небольшое место – льдина, на которой стоит водящий — «белый медведь»
Остальные «медвежата» произвольно размешаются по всей площадке
«Медведь» рычит: «Выхожу на ловлю!» — и бежит ловить «медвежат»
Поймав одного «медвежонка», отводит его на льдину, затем ловит другого
Два пойманных «медвежонка» берутся за руки и начинают ловить остальных играющих, «медведь»
Поймав кого-нибудь, два «медвежонка» соединяют свободные руки так, чтобы пойманный очутился между руками, и кричат: «Медведь, на помощь!»
«Медведь» подбегает, осаливает пойманного и отводит на льдину
Следующие двое пойманных также берутся за руки и ловят остальных «медвежат»
Когда будут переловлены все «медвежата» - игра заканчивается
Побеждает последний пойманный игрок, который и становится «белым медведем»
Примечание. Пойманный «медвежонок» не может выскальзывать из-под рук окружившей его пары, пока его не осалил «медведь»
При ловле запрещается хватать играющих за одежду, а убегающим выбегать за границы площадки
Индивидуальная работа
Составление описательного рассказа о любом из животных холодных стран, придерживаясь следующего плана:
Название. Где живет? Внешний вид (размер, окраска, шерсть
и т. д.). Повадки. Чем питается? Как добывает корм? Враги.
Как защищается? Детеныши.
Самостоятельная деятельность:
Выкладывание животных из геометрических фигур.
Рисование по прочитанным книгам, раскрашивание картинок
Пятница. Утро Пальчиковая гимнастика
Игровое упражнение: «Полярная сова»
Дети выбирают водящего – сову, которая садится в гнездо и спит. В это время дети начинают двигаться по группе. Затем ведущий говорит: «Ночь!» сова открывает глаза и начинает летать. Все играющие должны замереть. Кто пошевелится или засмеется, становится совой.
Вечер Совместная деятельность воспитателя с детьми.
Игра на воображение «Мы попали на Север».
Воспитатель. Закройте глаза и представьте себе, что мы идем по глубокому снегу, скользим по ледяной горке, попали в пургу, встретили оленя. Откройте глазки! Что же вы скажете оленю?
Игра «Волк и олени» Из числа играющих выбирается волк, остальные – олени. На одном конце площадки очерчивается место для волка. Олени пасутся на противоположном конце площадки. По сигналу «Волк!» волк просыпается, выходит из логова, сначала широким шагом обходит стадо, затем постепенно круг обхода сужает. По сигналу (рычание волка) олени разбегаются в разные стороны, а волк старается их поймать (коснуться). Пойманного волк отводит к себе.
Правила игры. Выбегать из круга можно только по сигналу. Тот, кого поймают, должен идти за волком.
Индивидуальная работа.
Дидактическая игра «Сосчитай животных»
Цель: учить согласовывать числительные с существительными
Один морж, два моржа, три моржа, четыре моржа, пять моржей.
Один медведь, два медведя, три медведя. четыре медведя, пять медведей и т. д
Самостоятельная деятельность:
Игра «Собери животного». Дети собирают разрезную картинку.
В уголке изо-деятельности - раскраски и трафареты по теме «Животные холодных стран»
Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк»
Цель: Развивать у детей умение самостоятельно развивать сюжет игры; согласовывать тему; распределять роли. Формировать правильные взаимоотношения детей в коллективе. Воспитывать любовь к животным, готовность прийти на помощь. Вызывать желание помогать братьям нашим меньшим.
Оборудование: Крупный строительный материал для постройки автобуса и клеток для зверей, руль, стульчики, билеты для автобуса и зоопарка, касса, деньги, мягкие игрушки-животные.