Татьяна Петрищева
Календарно-тематическое планирование образовательной работы по парциальной программе «Природа и искусство»
▼ Скачать + Заказать документы
Календарно-тематическое планирование образовательной работы по парциальной программе «Природа и искусство»
Месяц Тема Цель Произведения искусства
Модуль 1. Понимаю природу
сентябрь 1. «Беседа о живой и неживой природе» Формировать у детей понятие о живых и неживых объектах природы и об их значении для человека средствами художественной литературы. Чтение рассказов М. М. Пришвина «Лесной хозяин», «Кладовая солнца», чтение стихов, рассмотрение иллюстраций; Проект «Влияние света, тепла и влаги на рост гороха».
Публикация «Календарно-тематическое планирование образовательной работы по парциальной программе „Природа и искусство“» размещена в разделах
- Календарно-тематическое планирование. КТП
- Планирование. Планы работ
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Сентябрь 2. «Береги природу». ООД «Помощь старичку-Лесовичку» Способствовать умению отличать истинную жалость от ложной, пробудить чувство сострадания и жалости к обитателям природы. Чтение рассказа М. М. Пришвина «Ёж»; чтение А. Усачева «Мусорная фантазия»; выставка рисунков из личного опыта на тему «Как я помогаю природе».
3. «Что такое Заповедник?». Познакомить детей с заповедниками Оренбуржья Фотографии заповедника Оренбургской области – Бузулукский бор
4. «По страницам Красной книги». Сформировать у детей убеждение, что красота природы бесценна, поэтому ее надо охранять. Видеофильм «По страницам Красной книги»; составление правил поведения в природе.
Октябрь 1. «Осень золотая». Формировать понимание закономерностей в природе через поэзию. Подготовка к спектаклю «Пожар в лесу»; изготовление атрибутов, костюмов к спектаклю; чтение стихотворения А. Майкова «Осенние листья по ветру кружат…»; составление альбома с пословицами, приметами, стихами о времени года «Осень».
2. «Осенние заботы диких животных». Продолжать формировать знания детей об осенних изменениях в природе, о трудных и важных заботах диких животных перед долгой зимой средствами художественной литературы. Просмотр иллюстраций, загадки о диких животных; чтение стихотворения А. Блока «Зайчик», В. Орлова «Почему медведь спит зимой?», В. Осеевой «Бедный ёжик»; д/и «Кто лишний?», «Чем похожи, чем отличаются?».
3. «Как птицы готовятся к зиме». Формировать представления детей о перелетных, зимующих птицах средствами художественной литературы. Иллюстрации с зимующими и перелетными птицами, загадки; показ презентация «Как птицы и звери готовятся к зиме».
4. Анкетирование родителей «Знаете ли вы произведения детской художественной литературы, способствующие обогащению эколого-ориентированной среды ребенка?». Определить, созданы ли условия для приобщения ребенка к художественной литературе, способствующей формированию экологического сознания. Анкеты, консультация для родителей «Значение художественной литературы в экологическом воспитании ребенка».
Модуль 2. Чувствую природу
ноябрь 1. «Как узнать птиц?». Формировать у детей обобщенное представление о птицах как живых существах, живущих на земле, на воде, которые умеют летать в воздухе и имеющих типичное строение. Показ спектакля «Пожар в лесу»; чтение рассказов В. Бианки «Сова», «Перышко», загадки о птицах; работа с родителями : изготовление кормушек для птиц.
2. Тайны птичьего мира». Развивать интерес у детей к жизни птиц средствами художественной литературы. Чтение рассказа В. Бианки «Кукушонок; оформление альбома «Птицы»;
3. «Птицы нашего края». Формировать у детей обобщенное представление о птицах Оренбургской области. Иллюстрации, стихи о птицах Оренбургской области; аудиозапись с голосами птиц; игра «Чей голосок».
4. «Птицы разных стран». Развивать обобщенные представления детей о птицах, живущих не только в нашей стране, но и в других странах. Иллюстрации с птицами разных стран; п/и «Птицы в гнездышках»; работа с родителями; выставка птиц из природного материала
декабрь 1. «Животные наши помощники». Прививать любовь к домашним животным. Чтение произведения Л. Толстого «Пожарные собаки»; чтение рассказа братьев Гримм. «Бременские музыканты».
2. «Чей детеныш?». Закреплять знания о домашних животных и их детенышах средствами художественной литературы.
Чтение произведения Л. Толстого «Котенок», Ушинского «Бодливая корова»; составление сказок о своем любимом домашнем животном
3. «Чей дом?». Формировать знания детей о том, где живут домашние животные ( домики и их название: собака – в будке, корова – в хлеву и т. д.) средствами малых фольклорных форм. Рассмотрение иллюстраций; Чтение потешек «Гуси, вы гуси…», «Наш козел»; д/и «Чей домик».
4. «Чем питаются домашние животные». Формировать знания детей о корме домашних животных, кто его заготавливает. Чтение произведения «Как живете, что жуете»; д/и «Накорми животного».
Январь 1. «Зима полна серебра». Формировать обобщенные представления детей о зиме, закрепить их знания о характерных признаках зимних месяцев средствами малых фольклорных форм. Чтение потешки «Ты мороз, мороз», поговорки «Береги нос в большой мороз»; подбор загадок и примет о зиме; оформление альбома «Зимушка зима»
2. Инсценировка сказки «Зимовье зверей». Развитие творческих способностей детей, эмпатии к чувствам и переживаниям героев сказки Декорации, костюмы.
3. «Покормите птиц зимой». Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях средствами художественных произведений. Чтение рассказа Ю. Дмитриева «Снегирь»; выставка зимующих птиц, рисунки детей «Как мы помогаем птицам зимой».
4. Слайдовая презентация «Волшебница зима». Побуждать детей воспринимать поэтический образ зимы средствами художественной и музыкальной выразительности. Видеопроектор, картотека слайдов; чтение рассказа Г. Скребицкого «Зима», стихотворения О. Высоцкой «Покатились санки вниз».
Модуль 3. Берегу природу
февраль 1. «Кто такие рыбы». Развивать представления детей о рыбах как живых существах, живущих в воде, имеющих типичное строение – форму тела, плавники, хвост и т. д. Иллюстрации к теме ООД, чтение сказки А. С. Пушкина «Золотая рыбка», заучивание стихотворения И. Токмаковой «Где спит рыбка?».
2. «Морские чудеса». Познакомить с многообразием морских обитателей через просмотр фотокарточек. Набор фотографий «Морские обитатели»
3. Слайдовая презентация «Подводный мир». Создать условия для формирования у детей представления о водном мире. Видеопроектор, картотека слайдов.
4. Выставка детских сказок «О рыбах». Закрепить знания детей о рыбах с использованием художественной литературы, способствовать умению придумывать варианты сказочных сюжетов на основе прочитанного. Стенд, картотека детских сказок «О рыбах».
Март 1. «Весна – красна». Закрепить знания о весенних изменениях в живой и неживой природе. Чтение стихов С. Я. Маршака из цикла «О весне».
2. Утренник «Мамин день». Продолжать учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, воспитывать доброе, внимательное отношение к маме. Подготовка утренника ко дню 8 марта; заучивание стихов о мамином дне.
3. Творческий вечер «Первоцветы». Уточнить и расширить представления о первых цветах весны, развивать творческие способности детей с помощью художественной литературы. Оформление стенгазеты «Первые весенние цветы» (аппликации, рисунки, оригами и др.).
4. «О чем поют весенние птицы». Уточнить и расширить представления о перелетных птицах, об их жизни в весенний период с помощью малых фольклорных форм. Заучивание потешек: «Иди, весна, красная», «Ласточка».
Апрель 1. «Растения – легкие земли». Дать представление о значении растений, показать зависимость всего живого от состояния растительного покрова. Чтение стихотворений о растениях
2. «Как растут растения». Обобщить представления о росте и развитии растений. Чтение сказки Г. Х. Андерсена «Волшебная фасоль»; информационный материал о фасоли; иллюстрации.
3. Проект «Влияние света на рост и развитие фасоли». Формировать у детей интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, воспитание у детей любви к природе. Загадки и стихи о фасоли; контейнер с землей, фасоль, лейка с водой.
4. Консультация для родителей «Осторожно! Ядовитые растения!». Способствовать пониманию родителями важности чтения природоведческой литературы и передачи информации своим детям. Информационный материал в родительский комплекс «Осторожно! Ядовитые растения!», иллюстрации к нему.
Май 1. «Кто такие насекомые?». Познакомить детей с миром насекомых средствами художественной литературы. Загадки о насекомых, чтение стихотворения А. Фета «Бабочка».
2. «Насекомые и цветы созданы друг для друга». Показать детям закономерные связи в природе, роль насекомых в этом процессе. Мультфейерверк «Пчелка Майя».
Май 3. Инсценировка произведения В. В. Бианки «Как муравьишка домой спешил». Закрепление знаний дошкольников о насекомых, развитие творческих способностей детей на основе прочитанных художественных произведений. Декорации, костюмы.
4. Итоговое экологическое мероприятие
«Земля – наш общий дом». Закрепить эколого-ориентированные знания детей через прочитанные художественные произведения. Библиотека природоведческой художественной литературы.