Елена Белосова
Календарно-тематическое планирование кружка «Обратно к истокам» по духовно-нравственному воспитанию детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Календарно – тематическое планирование 1 года
Тема
Занятия Форма
занятия
Цель занятия
С
Е
Н
Т
Я
Б
Р
Ь
«Путешествие по Русси» Беседа-презентация
Этнографические сведения
Знакомить детей с древней Русью и ее историей.
Закреплять и называть малые формы народного творчества.
Воспитывать любовь к своей родине
«Как строили избу» Беседа-презентация
Публикация «Календарно-тематическое планирование кружка „Обратно к истокам“ по духовно-нравственному воспитанию детей 5–6 лет» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Старшая группа
- Темочки
Этнографические сведения Познакомить с жильем наших предков, традициями строительства избы, ее внешним убранством; воспитывать уважение и восхищение мастерством человеческих рук.
«В тереме расписном я живу. К себе в избу всех гостей приглашаю» Беседа-презентация
Этнографические сведения 1. Первое посещение детьми русской избы и знакомство с пословицами, поговорками о русском народном быте и гостеприимстве.
2. Загадывание загадок о предметах крестьянского труда.
1. Познакомить детей с русской избой, предметами ее быта, с пословицами и поговорками о русском быте.
2. Учить представлять, слушать и отгадывать загадки
«Чудесный сундучок» Дидактическая игр 1. Уметь слушать и воспринимать на слух.
2. Развивать способности сопос-тавлять услышанное с действительностью.
3. Воспитывать любовь к
животным и бережном к ним
отношении.
1. Дидактическая игра «Кто спрятался?» отгадывание загадок о домашних животных.
2. Повторение потешек и попевок о домашних животных
Тема
Занятия Форма
занятия Цель занятия
О
К
Т
Я
Б
Р
Ь
«Что нам осень принесла»
Осенние посиделки 1. Обобщение изученных жанров фольклора:
-потешки, приговоры, небылицы;
-скороговорки, пословицы, поговорки, считалки;
-загадки, заклички.
1. Закрепить понятия жанров фольклора; уметь их различать;
Беседа о характерных для октября явлениях природы, обычаях и нар. праздниках.
Познакомить с обычаями, приметами и пословицами октября.
«Русский стол» Беседа –презентация
Этнографические сведения Знакомство детей с традиционной русской пищей и предметами старинной посуды
Формировать представления о том,что еда-это результат нелегкого труда многих людей
Воспитывать уважение к крестьянену-фермеру и домашней хозяйке.
«Как наши предки выращивали хлеб» Беседа –презентация
Этнографические сведения Дать детям представления о том, как выращивали хлеб в старину. Познакомить с последовательностью трудовых действий, орудиями труда, народным творчеством. Донести до сознания детей, что хлеб – это итог работы многих людей. Закрепить знания о последовательности роста растений (пшеницы) и необходимых погодных условиях (солнце, дождь, тепло). Вызывать интерес к коллективному труду. Воспитывать умение работать в коллективе, помогая друг другу. Доставить радость от необычной деятельности и угощения младших детей, укреплять проявление добрых чувств и отношений. Воспитывать бережное отношение к хлебу.
«Семейные обычаи на Русси» Беседа-презентация
Этнографические сведения Развитие интереса к русским традициям и промыслам,
Развивать психические процессы: внимание, память, мышление.
Приобщать детей к духовно-нравственной традиции русского народа. Формировать представление о прошлом нашей Родины.
Расширять и углублять представления детей о предметах быта и их использовании, о старинных семейных обычаях, закреплять знания старинных русских имен.
Тема
Занятия Форма
занятия Цель занятия
Н
О
Я
Б
Р
Ь
Народные промыслы России
«Дымка» Творческое занятие 1. Рассмотрение на примере демонстрационного материала предметы народного искусства.
2. Учиться распознавать роспись этого промысла.
1. Учить выполнять роспись предметов с определенной последовательностью.
2. Развивать творческое воображение, творческий замысел.
Народные промыслы России
«Хохлома» Творческое занятие 1. Рассмотрение на примере демонстрационного материала предметы народного искусства.
2. Учиться распознавать роспись этого промысла.
3. Продолжение работы по росписи.
«Вазы»
1. Учить выполнять роспись предметов с определенной последовательностью.
2. Развивать творческое воображение, творческий замысел.
Народные промыслы России
«Городец» Творческое занятие 1. Рассмотрение на примере демонстрационного материала предметы народного искусства.
2. Учиться распознавать роспись этого промысла.
3. Продолжение работы по росписи «Доска-прялка»
1. Учить выполнять роспись предметов с определенной последовательностью.
2. Развивать творческое воображение, творческий замысел.
Народные промыслы России
«Гжель» Творческое занятие 1. Рассмотрение на примере демонстрационного материала предметы народного искусства.
2. Учиться распознавать роспись этого промысла.
3. Продолжение работы по росписи «Посуда»
1. Учить выполнять роспись предметов с определенной последовательностью.
2. Развивать воображение, творческий замысел.
Тема
Занятия Форма
занятия
Цель занятия
Д
Е
К
А
Б
Р
Ь
«Во что верели славяне» Фольклорный театр Знакомство детей с различными русскими суевериями. (боги духи)
Воспитывать интерес к жизни предков
«Путешествие по русским народным сказкам»
Фольклорный театр • Воспитывать любовь к творчеству, формировать художественный вкус.
Воспитывать смелость, находчивость.
Воспитывать разноплановый интерес к сказкам.
Воспитывать уважение к книге, любовь к сказкам, в которых воплощены традиции русского народного творчества (победа добра над злом, счастливый конец).
«Снегурочка» Фольклорный театр
Инсцинировка • формирование и совершенствование коммуникативных умений и навыков детей через вовлечение их в театральную деятельность;
развитие навыков общения и взаимодействия детей в игре – театрализации.
раскрытие творческого потенциала детей.
«Два мороза»
«Горелки»
Русская народная игра - продолжать знакомить детей с культурой и традициями русского народа, устным народным творчеством
-создавать определённый настрой, интерес к народному творчеству, формировать чувство причастности к истории Родины через ознакомление с народными играми;
Тема
Занятия Форма
занятия Цель занятия
Я
Н
В
А
Р «Рождество» Праздники знакомство детей с традициями православного русского народа
закрепить знания о празднике Рождества Христова
воспитывать уважение к православным традициям своего народа;
«Святочные гадания»
Праздники Приобщить детей к русской традиционной культуре, познакомить с обрядами, которые существовали на Руси.
• Поддерживать интерес детей и родителей к истокам русской национальной культуры;
• Побуждать детей и родителей к совместной познавательной и творческой деятельности;
• Прививать любовь и уважение к традициям и культуре своей страны, воспитывать чувство патриотизма.
«Крещение» Праздники Цель: создать условия для формирования у учащихся целостного представления об одном из главных христианских праздников – Крещения Господне, традициях и обычаях этого праздник
1. Познакомить с историей возникновения православного праздника «Крещение Господне», с его религиозными истоками, традициями, с иконой Крещения Господня 2. Познакомить с жизнью Иоанна Крестителя, его миссией.
Обогащать словарный запас детей новыми словами историко-культурологического значения, развивать речь и умение аргументировать свою точку зрения
Прививать интерес детей к изучению истории православной культуры; воспитывать уважительное отношение к православным традициям, отечественной культуре, к духовно-нравственным ценностям своего народа. Продолжать формировать понимание символического изображения иконы.
Тема занятия Форма занятия Цель занятия
Ф
Е
В
Р
А
Л
Ь «Богатырская Русь» Беседа-презентация
Этнографические сведения воспитание интереса к истории России, уважения к русским воинам, желание подражать им.
• приобщать детей к истокам русской народной культуры;
• воспитывать патриотические чувства.
Формировать представления о героическом прошлом русского народа, великих русских богатырях – защитниках русской земли;
. воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам.
«Как Илья богатырем стал» Беседа -презентация
Этнографические сведения Знакомить старших дошкольников с русскими былинами (в обработке И. Карнауховой);
дать представление о жанре былины; показать красоту, выразительность и напевность русского языка:
показать роль силы и волшебности русской земли в становлении «простого» мужика богатырём.
«На богатырские забавы» Спортивная игра Создание эмоционально положительного настроя воспитанников в процессе совместной деятельности
-приобщать воспитанников к систематическим занятиям спортом, сохранения и укрепления здоровья;
-воспитывать дружный коллектив, чувство товарищества, взаимовыручки, смелости, ловкости, силы.
Тема
Занятия Форма
занятия Цель занятия
М
А
р
т
«Масленица» Праздник Познакомить с праздником Масленицей.
Расширить знания и представления детей о русских народных праздниках.
Приобщать детей к русской истории.
Учить уважительному отношению к истокам русской культуры.
«Пасха» Праздник Познакомить детей с православным праздником «Светлое воскресение» с его историей, развивать интерес к культуре предков; рассказывать об обычаях и обрядах, связанных с праздником.
• воспитывать патриотические чувства к православным традициям русского народа, к народному творчеству
Тема
Занятия Форма
занятия Цель занятия
А
П
Р
Е
Л
Ь
«Как одевались на Русси»
Беседа –презентация
Этнографические сведения -Создание условий для нравственного развития старших дошкольников.
-Пробуждать интерес детей к русскому национальному костюму; подчеркнуть основное назначение одежды – беречь человека, предохранять от болезней и неприятностей;
-Развивать интерес детей к истории одежды : пояснить, что многие виды современной одежды пришли к нам из глубокой старины; обратить внимание детей на то, что русский национальный костюм – это труд, творчество, мастерство русских женщин; воспитывать интерес к жизни предков, уважение к ним.
-Привить уважение и любовь к культуре своего народа, к народному творчеству.
«Как рубашка в поле выросла» Беседа -презентация
Этнографические сведения 1. Познакомить детей с процессом выращивания и обработки льна, технологией изготовления крестьянами одежды.
2. Закреплять знания об орудиях труда, их значение, умение правильно называть и узнавать на иллюстрациях и находить их в мини-музее.
3. Развивать умение отгадывать загадки на основе зрительно-воспринимаемой информации.
4. Воспитывать интерес к произведениям устного народного творчества.
5. Воспитывать уважение к нелёгкому труду крестьян.
«Бабушкин сундучок»
Посиделки
«Где твоя невеста в чем она одета как ее зовут и откуда привезут» Русская народная игра 1. Приобщение к истокам русской культуры, к ее корням.
2. Эмоциональное развитие детей, их творческих способностей, мимики, пластики, памяти.
Тема
Занятия Форма
занятия
Цель занятия
М
А
Й
«Русская народная игрушка – Матрешка» Интегрированное занятие.
Этнографические сведения. Беседа об истории возникновения игрушки, используя на занятии русские народные костюмы.
1. Рассказать об истории возникновения матрешки.
2. Развивать ловкость, внимание
4. Закрепить знания о русских народных промыслах в
интеллектуальной игре. Развивать познавательный интерес к народным промыслам.
Пополнить и закрепить свои знания через познавательные игры, загадки.
«Русская народная игрушка – Богородская»
Интегрированное занятие.
Этнографические сведения Познакомить детей с богородской игрушкой, привлечь внимание детей к игрушке, способствовать пониманию ее содержания.
1) формировать у детей интерес к народной игрушке; познакомить с историей возникновения богородской игрушки; 2) развивать память детей через повторение русских народных потешек; умение слушать сказку внимательно; 3) воспитывать интерес к народным промыслам.
«Русская народная игрушка – Кукла»
Интегрированное занятие.
Этнографические сведения Создание условий для приобщения детей к народному искусству, через изготовление кукол- закруток.
1) познакомить детей с историей развития русской тряпичной куклы;
2) познакомить учащихся с технологией
изготовления куклы-закрутки;
3) научить технике выполнения куклы- закрутки;
4) воспитывать любовь к древним видам
искусств, развивать эстетический вкус и творческие способности детей.
«Ходит барин по кругу ищет барин подругу» Хороводная игра
1. Приобщение к истокам русской культуры, к ее корням.
2. Эмоциональное развитие детей, их творческих способностей, мимики, пластики, памяти.