Оксана Анисимова
Календарно — тематическое планирование коррекционной — образовательной работы с ребенком на учебный год
▼ Скачать + Заказать документы
Цель
Помочь в работе по коррекции и развитию речи детей старшего дошкольного возраста, сделать логопедическую помощь доступной каждому ребенку
Задачи
Устранить нарушения звукопроизношения, лексика – грамматических категорий, фонематических процессов, внимания, памяти.
Последовательность постановки звуков при дизартрии
А,О,У,Э,Ы,Ф,В,К,Г,Х,Т,Д,Й,С,З,Ц,Ш,Ж,Ч,Щ,Л,Р.
Сентябрь
(1 – 15 комплексная диагностика)
Тема «Осень» (3 неделя 1-2 занятие)
1. Знакомство с артикуляционным аппаратом (губы, язык, альвеолы и т. д.)
Публикация «Календарно — тематическое планирование коррекционной — образовательной работы с ребенком на учебный год» размещена в разделах
- Календарно-тематическое планирование. КТП
- Коррекционная работа. Для педагогов коррекционных групп
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2015
2. Нормализация мышечного тонуса, мимической и артикуляционной мускулатуры.
- поднять брови, опустить брови.
-закрыть один глаз, другой глаз и т. д. (см. Е. Ю. Афонькина с. 49)
. Мимические упражнения (см. Пожиленко с. 7)
Изобразить Раннюю Осень. У Ранней Осени легкая поступь, веселое лицо. Она радостная, щедрая, добрая, красивая.
Изобразить Позднюю Осень. Поздняя Осень грустная, печальная, Зимой гонимая. Изобразить плачущую Осень.
Наше настроение. Показать, какое у вас настроение в яркий, солнечный осенний и в дождливый, хмурый осенний день.
3. Работа над дыханием
– подышим как собака (с высунутым языком) –«Ха-Ха», затем – «Фа – Фа».
- дутье на пустой пузырек, на ладошки.
- надувание щек и сдавливание их пальцами, чтобы получилось «ПФФФ».
4. Стимуляция биологически активных точек
Упражнение «Утюг» - самомассаж кистей рук (прямолинейное растирание тыльной стороны ладоней кулачком противоположной руки).
5. Формирование слухового внимания
- использование звуковых коробочек: ребенку демонстрируют звучание каждой коробочки (с разными наполнителями, после чего он должен угадать, не глядя, какая коробочка звучит.
Тема «Осень» (3-4 занятия)
1. Артикуляционная гимнастика «Домик для язычка» «Окошечко», «Забор», «Труба», «Часики», «Кнопка звонка», «Колечки», «Качели».
2. Дыхательная гимнастика «Сдуй листок с ладони»
Статическое упражнение. Вдыхаем аромат леса. Вдох носом, пауза, под счет «раз», «два», «три» выдох ртом.
3. Работа над силой голоса. Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата
- Дует осенний легкий ветерок: «У-у-у-у-у-у у», (Тихо.) Листочки (пальчики) едва шевелятся.
- Подул сильным ветер: «У-у-у-у-у-у!» (Громко.)
- Заблудились мы в лесу, закричали мы: «Ау!» (Сначала громко, потом тихо.)
- Осенние листочки на потолках висят, осенние листочки с нами говорят: «А-о-у-и».
4. Пальчиковая гимнастика «Утенок». «Погладим котенка» (см В. В. Коноваленко «Пальчиковая гимнастика»)
5. Формирование слухового внимания «Угадай что звучит?»
6. Формирование пассивного словаря.
- Звуки, слово, речь (И. О. Бадулина «Готовимся к школе» с. 2-12)
7. Развитие мышления
- складывание разрезных картинок
Тема : «Овощи, огород» (4 неделя 5-6 занятия)
1. Массаж лица «Мы умоем глазки»
2. Артикуляционная гимнастика: «Улыбка», «Хоботок», «Заборчик». «Покормим птенцов»,»Лопатка», «Иголочка», «Лошадка», «»Вкусное варенье», «Парус», «Змейка», «Часики», «Качели». «Накажем язык».
3. Развитие физиологического дыхания
Высматриваем огурцы. Вытянуть шею (вдох ртом). Наклонить голову вперед вниз (выдох носом).
«Посмотрим, будет ли дождик» Поднять голову в исходную позицию, затем откинуть назад (вдох ртом, вернуться в исходную позицию (выдох носом).
4. Развитие речевого дыхания и голоса
Разговоры овощей. Произносить слоговые сочетания от имени Помидора (хвастливо) и Огурца (обиженно). Помидор хвастается перед Огурцом тем, что он красный, красивый: «Па-пу, пы-по!» Огурец: «Пы-бы, по-бо». Кабачок говорит Баклажану, что ему надоело лежать на грядке: «То-ты-ту».
Произносить «Ох!», «Ах!», «Ух!» шепотом, тихо и громко от имени дедушки, бабушки и внучки.
5. Речевая зарядка
«Ох! Ох! Ох!» — ворчит Горох. Помидоры: «Ах! Ах! Висим мы на кустах». Лук: «Ух! Ух! Ух! Какой на мне кожух!»
Огорченные овощи. Морковь: «Ой! Ой! Ой! Меня никто не выдергивает!» Картофель: «Ой! Ой! Ой! Меня никто не копает!»
6. Формирование слухового внимания «Звучащие игрушки» (бубен, колокольчик, барабан и т. д.)
7. Динамическая пауза
Сажаем огород. Выполнять действия в соответствии с содержанием текста.
Мы лопатки взяли, Семена рядами
Грядки раскопали. Дружно мы сажали.
Грабли в руки взяли, А потом водою
Грядки разровняли. Теплой поливали.
8. Пальчиковая гимнастика «Массаж рук» (см. картотеку)
9. Формирование пассивного словаря.
(«Готовимся к школе» с22 О. И. Бадулина; В. В. Коноваленко «Индивидуально – подгрупповая работа…» з. № 3 с. 23)
- Знакомство с буквой и звуком – А –, - Я - (выкладывание из палочек букву)
10. Развитие внимания и памяти
«Что изменилось?», «Что добавилось?»
11. Работа с пособием «Ассоциация»
(подбор картинок с предметами к геометрическим формам)
Тема : «Овощи, огород» (4 неделя 6 - 7 занятия)
1. Массаж лица «Мы умоем глазки»
2. Артикуляционная гимнастика: «Улыбка», «Хоботок», «Заборчик». «Покормим птенцов»,»Лопатка», «Иголочка», «Лошадка», «»Вкусное варенье», «Парус», «Змейка», «Часики», «Качели». «Накажем язык».
3. Развитие физиологического дыхания
Высматриваем огурцы. Вытянуть шею (вдох ртом). Наклонить голову вперед вниз (выдох носом).
«Посмотрим, будет ли дождик» Поднять голову в исходную позицию, затем откинуть назад (вдох ртом, вернуться в исходную позицию (выдох носом).
4. Развитие речевого дыхания и голоса
Разговоры овощей. Произносить слоговые сочетания от имени Помидора (хвастливо) и Огурца (обиженно). Помидор хвастается перед Огурцом тем, что он красный, красивый: «Па-пу, пы-по!» Огурец: «Пы-бы, по-бо». Кабачок говорит Баклажану, что ему надоело лежать на грядке: «То-ты-ту».
Произносить «Ох!», «Ах!», «Ух!» шепотом, тихо и громко от имени дедушки, бабушки и внучки.
5. Речевая зарядка
«Ох! Ох! Ох!» — ворчит Горох. Помидоры: «Ах! Ах! Висим мы на кустах». Лук: «Ух! Ух! Ух! Какой на мне кожух!»
Огорченные овощи. Морковь: «Ой! Ой! Ой! Меня никто не выдергивает!» Картофель: «Ой! Ой! Ой! Меня никто не копает!»
6. Формирование слухового внимания
- выполнения инструкции «Хлопни на этот звук «– А – «
7. Динамическая пауза
Сажаем огород. Выполнять действия в соответствии с содержанием текста.
Мы лопатки взяли, Семена рядами
Грядки раскопали. Дружно мы сажали.
Грабли в руки взяли, А потом водою
Грядки разровняли. Теплой поливали.
8. Пальчиковая гимнастика «Массаж рук» (см. картотеку)
9. Формирование пассивного словаря по теме.
(«Готовимся к школе» с24, О. И. Бадулина; В. В. Коноваленко «Индивидуально – подгрупповая работа…» з. № 4 с. 23)
- Знакомство с буквой и звуком – О –, - Е - (выкладывание из палочек букву).
10. Формирование элементарных математических представлений
- отработка понятий : «один», «много» (на натуральных предметах и счетных палочках). Покажи, дай «один», «много».
11. Развитие мышления. Работа с пособием «Ассоциация»
Литература:
1. Н. И. Журавель «Планирование занятий в логопедическом пункте ДОУ». ТЦ Сфера, 2008г.
2. Е. Н. Маслова «Логопедические игры на развитие внимания и усидчивости». Торговый дом «Корифей», 2011г.
3. С. Е. Большакова «Преодоление нарушений слоговой
структуры слова у детей». ТЦ Сфера 2006г.
3. Л. Н. Смирнова «Логопедия в детском саду» (занятия с детьми с ОНР) М. мозайка - синтез 2002г.
4. Н. В. Нищева «Система коррекционной работы» (В логопедической группе для детей с ОНР) Санкт-Петербург «Детство – Пресс» 2004г.
5. В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко «Индивидуально – подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения» М. изд. Гном и Д 2001г.
6. Ю. А. Афонькина, Н. А. Кочетова «Технологии деятельности учителя-логопеда на логопункте ДОУ» Изд. Аркти 2012г.
7. Е. А. Пожиленко «Артикуляционная гимнастика»
8. Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова «Преодоление речевых нарушений у дошкольников» (коррекция стертой дизартрии). Изд. Союз 2001г.
9. И. В. Асташина «Лучшие игры для детей от 3 до 7 лет». ИД «Владис» 2007г.
10. З. Е. Агранович «Сборник домашних заданий, для преодоление недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников». Изд. «Детство-Пресс», 2004г.
11. Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина «Основы логопедической работы с детьми» 2002г.
12. О. И. Бадулина «Готовимся к школе»
13. Журнал «Логопед» 2012г. № 4 с. 29, №7 с. 66, 2013 №3 с. 29
14. «Ребенок в детском саду» 2009г. № 4 с. 14, с. 47