Гафурова Нурфия
Календарно-тематический план по экологическому образованию в средней группе детского сада на период с января по май
▼ Скачать + Заказать документы
Примерное содержание экологического образования детей 4-5 лет (продолжение).
Январь.
1. Акция: «Помоги птицам!»
Цель. Помочь птицам пережить зиму: сделать кормушки повесить их на деревья, регулярно подкармливать птиц, подсыпать на кормушки их любимую пищу. Воспитать чувство заботы о птицах.
2. Наблюдение: «Следы на снегу».
Цель. Научить узнавать оставленные на снегу следы птиц и животных. Дать понять, что у каждого живого существа есть определённый след.
3. Занятие №12. Тема: «Как у нашего крыльца выросли деревца: ель, берёза».
Публикация «Календарно-тематический план по экологическому образованию в средней группе детского сада на период с января по май» размещена в разделах
- Весна. Планирование на весенний период
- Зима
- Зима. Планирование на зимний период
- Календарно-тематическое планирование. КТП
- Планирование на май
- Планирование на январь
- Планирование. Планы работ
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2014
Цель. Расширить у детей представления о деревьях. Упражнять детей в умении отыскивать знакомые деревья по характерным признакам (берёзу – по белому стволу, ель – по зелёным иголкам). Учить, сравнивая внешний облик деревьев, находить общие признаки и признаки различия. Показать красоту деревьев в снежном убранстве.
4. Опыт: «Кто живёт в воздушном шарике?»
Цель. Дать первоначальные реалистические знания о воздухе. Познакомить с его признаками и свойствами. Помочь определить его качества: в помещении – тёплый, на улице – холодный. Расширять кругозор.
5. Беседа: «Зимние развлечения».
(Рассматривание картины «Зимние развлечения»)
Цель. Систематизировать представления о зимних природных явлениях, состоянии неживой и живой природы, зимних забавах детей.
6. Экскурсия по участку или в парк.
Цель. Закрепить представления о характерных признаках зимы; воспитывать любовь к природе, умение чувствовать её красоту.
7. Опыт со снегом.
Цель. Активизировать поисковую деятельность детей. Уточнить их представления о свойствах снега (белый, холодный, рассыпчатый, мягкий, лёгкий). Формировать умение рассуждать: почему на ладошке растаяла снежинка, а на рукавичке нет? Почему снег в комнате тает, а на морозе вода превращается в лёд? Воспитывать творческую личность, способную понимать и любить окружающий мир.
Февраль.
1. Беседа о домашних животных.
Цель. Формировать представления о домашних животных по следующим признакам: живут вместе или рядом с людьми, их не боятся, люди о них заботятся, домашние животные не могут жить без людей.
2. Рассматривание картины: «Кошка с котятами».
Цель. Закрепить представление о взрослых животных и их детёнышах, уточнить знания об их внешнем виде и повадках; ввести в активный словарь слова, обозначающие признаки и действия; учить составлять описательный рассказ. Формировать представления о том, какую пользу они приносят человеку. Воспитывать заботливое отношение к миру домашних животных.
3. Занятие №13. Тема: «Знакомство с овцой» или «Откуда шерсть для варежек».
Цель. Познакомить детей с овцой, как ещё с одним домашним животным. Учить детей замечать характерные особенности строения этого животного. Формировать представления о том, что от неё получает человек: у овечки стригут шерсть ножницами, из шерсти делают нити и вяжут разные вещи. Воспитывать чувство симпатии к домашним животным, желание общаться с ними и заботиться о них.
4. Занятие №14. Тема: «Друзья наши меньшие – кошка и собака».
Цель. Расширить знания детей о действиях кошки и собаки. Учить распознавать намерения животных по их поведению: собака оскалилась, рычит – может укусить; кошка у ног… Учить сравнивать и находить черты сходства и различия отпечатков следов кошки и собаки.
5. Пальчиковый театр: «Кто сказал «Мяу»?» (В. Сутеев)
6. Занятие №15. Тема: «Всё о домашних животных».
Цель. Закрепить представления детей об известных им домашних животных. Уточнить представления о взрослых животных и детёнышах; развивать воображение, умение входить в игровую ситуацию, сравнивать.
7. Посадка лука и укропа: «Огород на окне».
Март.
1. Занести в группу ветки тополя и берёзы, посадить их в вазу с водой на тёплое и светлое место (на подоконник в солнечную сторону для дальнейшего наблюдения).
2. Занятие №16. Тема: «Здравствуй, звонкая весна!»
Цель. Развивать обобщённые представления детей о весне. Расширять знания о характерных признаках весны; учить находить эти признаки самостоятельно. Закрепить знания детей о деревьях, кустарниках, травах. Способствовать пониманию простых взаимосвязей между природными явлениями и их последствиями. Воспитывать любознательность, бережное и заботливое отношение к природе.
3. Беседа о комнатных растениях.
Цель. Дать детям знания о том, как создавать благоприятные условия для комнатных растений; объяснить, что для них необходимы свет, тепло, подкормка, воздух и вода. Расширить представления о комнатных растениях и что они тоже живые. Развивать интерес и желание к выращиванию комнатных растений.
4. Занятие-развлечение: «Здравствуйте птицы – наши пернатые друзья».
Цель. Углубить знания о птицах; продолжать знакомить детей с перелё тными птицами: чем питаются, где и как вьют гнёзда и т. п. Обогащать словарный запас и развивать речь. Объяснить, что птиц нельзя пугать, разорять их гнёзда, трогать яйца. Воспитывать любовь и заботливое отношение к птицам.
5. Опыт с корабликами: «Весёлые ручейки».
Цель. Закрепить представления детей о характерных свойствах воды: прозрачная; без цвета, запаха и вкуса. Учить выявлять свойства объектов; поощрять самостоятельные открытия детьми этих свойств (кораблик легче воды, поэтому он не тонет). Развивать в детях исследовательские способности для более полного познания и освоения окружающего мира.
6. Наблюдения за ростом и развитием лука и укропа.
Цель. Учить детей замечать изменения в росте и развитии лука и укропа, связывая их с условиями, в которых они находятся; делать зарисовки с натуры. Формировать умения наблюдать и фиксировать информацию.
7. Наблюдение за ветками в вазе.
Цель. Расширить представления о том, как появляются листья, чем отличаются листья берёзы и тополя, о пользе света, тепла и воды для роста растении. Учить замечать изменения, которые происходят с ветками (тополь, берёза).
Апрель.
1. Наблюдения за первоцветами.
Цель. Учить называть три растения и различать их по цвету, высоте, форме цветка.
2. Занятие №17. Тема: «Весенние цветы (первоцветы)».
Цель. Учить детей узнавать и различать весенние цветы: ландыши, медуница, ветреница. Их место в природе, они лекарственные растения, их употребляют для изготовления лекарства, насекомые собирают нектар. Довести до детей, что некоторых в природе осталось мало, их нужно охранять. Учить видеть красоту. Воспитывать бережное отношение к первоцветам. Помочь детям нарисовать первоцветы и правила поведения в природе.
3. Опыт: «Каким бывают камешки».
Цель. Познакомить детей с разными камнями, их особенностями и свойствами, а так же с предметами, изготовленными из камня. Развивать эстетическое восприятие мира неживой природы.
4. Занятие №18. Тема: «Учимся у взрослых» (занятие организуется в уголке огорода детского сада на улице).
Цель. Учить видеть и наблюдать происходящие в природе изменения – деревья просыпаются, раскрываются почки и т. д. Продолжать знакомить детей с приёмами посадки лука, свеклы, моркови, репки. Воспитывать бережное отношение к природе.
5. Занятие №19. Тема: «Правила поведения в лесу» или «Встреча со старичком-лесовичком».
Цель. Расширить представления и углубить знания детей о лесе и о растениях, деревьях, кустарниках, насекомых, птицах. Довести до детей, что в природе всё взаимосвязано. Воспитывать бережное отношение ко всему живому, закрепить знание правил поведения в лесу. Формировать умения предвидеть последствия отрицательного вмешательства в природу.
6. Занятие №20. Тема: «Откуда хлеб на стол приходит».
Цель. Расширить знания детей о том, как хлеб на стол приходит: зёрна растут на поле, как из зерна получают муку, из муки пекут хлеб и другие мучные изделия. Хлеб пекут на хлебкомбинате, шофёр привозит хлеб в магазин, продавец продаёт хлеб. Воспитывать у детей уважение к труду людей, кто вырастил хлеб, а к хлебу бережное отношение.
7. Беседа: «Раз травинка, два травинка».
Цель. Формировать у детей элементарные представления о травах и их характерных признаках. Учить находить черты сходства и различия между травами и цветами. Прививать бережное отношение к растениям. Развивать эстетическое восприятие мира природы.
Май.
1. Опыт: «Вода нужна растениям».
Цель. Показать путём опытов важность воды в жизни растений.
2. Забота о растениях в природе.
Цель. Познакомить детей со значением почвы для жизни растений. Развивать желание ухаживать совместно с взрослыми за растениями в огороде: поливать, взрыхлять почву, вносить удобрения. Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений. Формировать навыки ухода за растениями на огороде.
3. Занятие №21. Тема: «Волшебный лес».
Цель. Учить детей составлять сюжетную композицию, правильно выбирать цвета, выделять изменения в природе. Развивать внимание, память, восприятие, воображение и умение мыслить, умение рисовать нетрадиционным методом (пальцами). Воспитывать уважительное отношение к живым существам, пробудить желание им помочь. Учить видеть красоту окружающего мира, любоваться и охранять его.
4. Драматизация: «Волшебный родничок».
Цель. Учить понимать идею сказки, правильно оценивать деяния сказочных героев, быть добрыми и отзывчивыми. Развивать речь и артистические умения. Довести до детей то, что вода является источником жизни, что в жизни необходимы реки и родники. Воспитывать в детях любовь к природе, чувство заботы и доброты, быть всегда готовым прийти на помощь нуждающимся.
5. Наблюдение за дождевыми червями во время прогулок (их строение, поведение во время увлажнения и после дождя).
6. Занятие-экскурсия на луг: «Скоро лето».
Цель. Развивать речь детей, объяснить о взаимосвязи всего живого в природе. Укрепить знания о луговых насекомых (божья коровка, пчела, вспомнить о необходимых условиях для роста и развитии растений. Учить видеть и чувствовать красоту природы. Воспитывать интерес и бережное отношение к природе.