Мария Моисеенко
Календарно-тематический план по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр
▼ Скачать + Заказать документы
Календарно – тематический план по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр
Цель: развитие связной диалогической и монологической речи у дошкольников посредством сюжетно-ролевых игр.
Сентябрь
День знаний
1. Знакомство с игрушкой ворон Говоруша, настрой на творческую, игровую деятельность.
Публикация «Календарно-тематический план по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр» размещена в разделах
- Календарно-тематическое планирование. КТП
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Планирование. Планы работ
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Планы
- Старшая группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Сюжетно-ролевые игры. Планирование
- Темочки
2. Чтение рассказов и стихов о детском саде: «Про себя и про ребят», «Зазвонил будильник» Г. Ладонщиков; «Как Антон полюбил ходить в детский сад» В. Зернова, «За обедом» С. Баруздин.
3. Сюжетно-ролевая игра: «Детский сад», «Школа». Учить детей распределять роли, выполнять игровые действия в соответствии с взятой ролью, не выходить из взятой роли до конца игры; учить вести ролевые диалоги.
4. Подведение итогов
Осень
1. Наблюдение за изменениями в природе на прогулке. Беседы.
2. Подготовительная работа, активизация словаря: упражнение «Что такое же» по цвету, по форме и т. п.
3. Сюжетно-ролевые игры «Сбор урожая», «Поход в лес»
4. Обучение составлению загадок по модели «Какой - что бывает таким же».
5. Подведение итогов.
Октябрь
Я вырасту здоровым
1. Беседы: «Личная гигиена», «Микробы», «Здоровье и болезнь». «Профессия – врач»
2. Экскурсия в медицинский кабинет
3. Чтение произведения «Человек заболел» И. Турчинина, «Наш доктор» А. Кардашова, «Едет, спешит мальчик» М. Коршунов
4. Сюжетно-ролевые игры: "Мама вызывает врача на дом"; "Вызов скорой помощи"; "Аптека и аптекарь"; "Посещение врача в поликлинике и покупка лекарств по рецептам в аптеке".
5. Подведение итогов
Моя семья
1. Беседа: «Моя семья». Рассматривание иллюстраций и фотографий: «Моя семья»
Чтение стихотворений, рассказов.
2. Дидактическая игра: «Кто, что делает?» Упражнение «Увеличиваем предложение».
3. Сюжетно-ролевые игры: "Утро в семье"; "Обед в семье"; "Вечер в семье"; "Выходной день в семье"; "В семье заболел ребенок"; "Помогаем маме стирать белье"; "Большая уборка дома"; "Семья к семье пришла в гости" Обобщить знания детей о семье, о взаимоотношениях в семье, распределение обязанностей. Формирование умение брать на себя, ту, или иную роль. Воспитывать добрые и теплые взаимоотношения.
4. Подведение итогов.
Ноябрь
Водители
1. Занятия на темы: «Городская улица», «Дорожные знаки».
2. Активизировать словарь
3. Чтение произведения М. Ильина, Е. Сегала «Машины на нашей улице», Н. А. Кнушевицкая «Шофёр»,Б. Житков «Светофор».
4. Сюжетно-ролевые игры: «Шоферы», «Моя улица». Научить детей распределять роли и действовать согласно принятой роли; закреплять знания детей о правилах дорожного движения, учить ориентироваться по дорожным знакам; познакомить с новой ролью – регулировщик, инспектор ГИБДД.
5. Подведение итогов.
Театр
1. Беседа: «Театр». Рассматривание иллюстраций работников театра. Знакомство с видами театра.
2. Инсценирование сказок: «Колобок», «Лисичка со скалочкой» Дать представление о театре. Развитие интереса к инсценировки, постановке и показе сказок. Формирование положительных взаимоотношений между детьми.
3. Подведение итогов.
Декабрь
Ферма
1. Беседа о профессиях с использованием иллюстраций, рассматриванием сюжетных картин.
2. Чтение и заучивание пословиц: Всякий дом хозяином держится. От хозяйского глаза и конь добрей. Без коровы – не хозяйство. У свиньи сало в корыте.
Каков пастух – таково и стадо. Как накормишь, так и надоишь.
3. Сюжетно-ролевые игры: «Строим загоны для скота, ограждения», «Едем на автобусе на ферму», «Убираем загоны», «Кормим животных», «Ветеринар обследует животных, назначает лекарства» и т. п. Закрепление и обогащение знаний о животных, об их внешнем виде и о повадках; формирование умения творчески развивать сюжет игры; воспитывать доброе отношение к животным, воспитывать уважение к сельскохозяйственному труду.
4. Подведение итогов.
Кафе
1. Занятия: предметный мир «Посуда», аппликация «Чайный сервиз»
2. Чтение: «Обедать!» Н. Саконская
3. Сюжетно-ролевая игра «Кафе». Изготовление совместно с детьми атрибутов к игре: вывеска кафе, создание меню, блокнотов для официантов, рисование и лепка (из теста) продуктов. Учить самостоятельно распределять роли и действовать в соответствии с ролью, формировать навыки доброжелательного отношения детей; побуждать детей более широко использовать в играх знания об окружающей жизни.
4. Подведение итогов.
Январь
Путешествие
1. Беседы на тему: «Кто главный на корабле?», «Как построить корабль», «Какие бывают суда?»
2. Чтение произведений: «Великие путешественники» М. Зощенко, «Путешествие в жаркую страну» Л. Станчев, «Про жаркую пустыню» Г. Ганейзер.
3. Сюжетно-ролевая игра: «Отправляются в Африку за животными для зоопарка» Продолжать формировать умение творчески развивать сюжет игры; договариваться о сюжете, распределять роли; познакомить с новыми ролями – капитан, боцман, матрос, кок, судовой врач; учить выполнять игровые действия в соответствии с ролью, соблюдать их последовательность
4. Подведение итогов.
Вежливость
1. Упражнение «Комплименты».
2. Работа по картине: признаки и сравнения признаков.
3. Подвижная игра «Каравай».
4. Упражнения «Раскрась картину словами», «Похвали соседа»
5. Сюжетно-ролевая игра: «В гостях». Способствовать употреблению в речи вежливых выражений.
6. Подведение итогов.
Февраль
Лётчики
1. Чтение произведения «На аэродроме», «Кто водит самолёты», И. Винокурова.
2. Рассматривание иллюстраций самолётов.
3. Сюжетно-ролевые игры: «Летчики», «Аэропорт» Формирование умения творчески развивать сюжет игры; расширить знания о работе лётчиков; знакомство с работой аэропорта.
4. Подведение итогов.
Пограничники
1. Беседы на тему: «Как пограничники охраняют границу?»
2. Чтение стихов и рассказов о пограничниках: «На заставе» А. Барто, «Пограничник» С. Маршак.
Разучивание песен о пограничнике.
3. Сюжетно-ролевые игры: «Застава» дежурство в штабе, строевая подготовка, бег с препятствиями, осваивают способы маскировки, переноса раненых, передвижение по-пластунски. Изготовление атрибутов для игры.
4. Подведение итогов.
Март
Салон красоты
1. Беседа: «Парикмахер - мастер своего дела»
Рассматривание иллюстраций: «Вот они работы»
2. Рассказы детей о том, что они делали в парикмахерской. Этическая беседа о культуре поведения в общественных местах.
3. Сюжетно – ролевые игры: «Салон красоты», «Мама ведёт дочку в парикмахерскую»;
«Папа ведёт сына в парикмахерскую»;
«Вся семья посещает парикмахерскую»;
«Мама делает причёску на праздник 8марта»;
«Парикмахер в детском саду делает причёски детям (куклам) перед концертом для мам и бабушек». Продолжать учить детей распределять роли, действовать в соответствии с ролью, соблюдать последовательность ролевых действий, их логичность; учить моделировать ролевой диалог, воспитывать дружеское отношение друг к другу; отображать в игре явления общественной жизни.
4. Подведение итогов.
Магазин
1 Беседа: «Продавец и покупатель»
Загадывание загадок.
2. Чтение: «Ниночкины покупки» Ю. Д. Владимиров, Б. Воронько «Сказка о необычных покупках» и др.
3. Сюжетно-ролевые игы: «В супермаркете» «В овощном магазине», отделы: «Одежда», «Продукты», «Ткани», «Сувениры», «Кулинария», «Книги», «Спорттовары». Научить детей согласовывать собственный игровой замысел с замыслами сверстников, побуждать детей более широко использовать в играх знания об окружающей жизни, развивать диалогическую речь.
4. Подведение итогов.
Апрель
Цирк
1. Беседа с детьми на тему: «Цирк»
Рассматривание иллюстраций по теме.
2. Чтение стихотворения «Дрессировщик» С. Махотин.
3. Сюжетно-ролевые игры: «Цирк», «Мы идем в цирк»
Продолжать учить распределять роли и действовать в соответствии с принятой на себя ролью; закреплять представления детей об учреждениях культуры, правилах поведения в общественных местах; закреплять знания о назначении цирка и его работниках, для чего они это делают; расширить словарный запас «цирковые артисты», «акробаты», «дрессировщики», «клоуны», «фокусники», «конферансье».
4. Подведение итогов.
Зоопарк
1. Чтение произведений: стихотворения С. Я. Маршака «Детки в клетке», «Где обедал воробей?». «Слон» С. Чёрный, «Сколько?» И. П. Токмакова
2. Изготовление альбома «Зоопарк». Рассматривание иллюстраций по теме.
3. Сюжетно-ролевые игры: "Строим клетки для зверей", "Экскурсия по зоопарку", "Едем на автобусе в зоопарк", "Плывем на корабле в зоопарк", "Где обедал воробей? (игра-инсценировка по стихотворению С. Маршака, "Убираем клетки для животных", "Кормим зверей" и т. п.
Продолжать закреплять и обогащать знаний о животных, об их внешнем виде и о повадках; формирование умения творчески развивать сюжет игры; распределять самостоятельно роли; воспитывать доброе отношение к животным.
4. Подведение итогов.