Надежда Шелудько
Консультация «Как воспитывать любознательность у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Любознательность –
стремление к приобретению
новых знаний, живой
интерес ко всему тому, что
может обогатить жизненный
опыт, дать новые
впечатления.
Любознательный человек
имеет развитые
познавательные интересы,
стремится к овладению
новыми знаниями и получает
от этого процесса радость и
удовлетворение. Жажда
новых знаний играет важную
роль в жизни каждого, особенно ребёнка.
Наличие любознательности облегчает любое познание, в том числе и учебу.
Если у ребенка есть желание и интерес к получению новых знаний, то в
Публикация «Консультация „Как воспитывать любознательность у дошкольников“» размещена в разделах
процессе учебы у него «включается» внимание, он легче понимает суть
информации, непроизвольно и без труда её запоминает. Все познавательные
психические процессы сопровождаются эмоцией радости. Дошкольник
получает удовольствие от познания и с легкостью овладевает новой учебной
информацией.
Если у ребенка не развита любознательность, то познавательная деятельность,
вызывает чувство насилия над собой, неудовольствия и страдания. Ему трудно
удерживать внимание, в связи с чем он плохо понимает и запоминает учебный
материал.
Основу любознательности составляют эмоции радости, интереса и удивления.
Жизнь человека получает еще один источник позитивных эмоций, она
воспринимается как более интересная, увлекательная, яркая.
Любознательность побуждает человека к активному интеллектуальному
поиску, позволяет ему создавать новое, делать открытия для себя и всего мира.
Она лежит в основе всех изобретений, новых идей, креативных действий.
Природная любознательность присуща всем детям. Путем бесконечных
вопросов и исследований ребёнок расширяет свои представления об
окружающем мире. При этом данное качество можно и нужно воспитывать.
Во многом от взрослого зависит, будут ли познавательные интересы крепнуть
и развиваться или останутся незамеченными.
Способы развития и поддержки любознательности у дошкольников.
Любознательность как личностная черта возникает на основе развития эмоций
радости, интереса и удивления в процессе познания. Поэтому так важно
создавать у ребенка ощущения радости и активности в процессе любого
познания, в том числе и учебы.
Любознательность можно воспитать, если взрослый активно поддерживает
проявляемые дошкольником интерес, радость и удивление от наблюдения,
исследования и создания чего – либо. Если ребенок разбирает игрушечную
машинку, желая узнать, почему она едет, важно присоединиться, разделить и
поддержать его исследовательский интерес. Нужно обратить его внимание на
детали, которые помогут ему самому ответить на интересующие вопросы.
Интерес к исследованию ребенка продемонстрирует ему, что взрослый
разделяет и вместе с ним радуется новым открытиям. Такая реакция заложит
первый кирпичик в формирование любознательности как личностной черты.
Второй способ развития любознательности дошкольника – внимание к его
вопросам, свидетельствующим о том, что у ребенка развивается
любознательность. Обязательно радуйтесь этим вопросам, отвечайте и
старайтесь это сделать максимально полно и доступно.
Третий способ развития любознательности состоит в том, чтобы передать ему
собственные интерес и радость от наблюдения, исследования или создания
чего-то нового, т. е. «заразить» собственными эмоциями.
Четвертый способ - высказывать уважение, ценностное отношение к людям,
сделавшими открытия, изобретения, придумавшим новшества,
усовершенствования. Ведь их достижения – результат любознательности.
Важно также проявлять уважение к поделкам, догадкам, «открытиям»,
увлечениям самого ребенка. Иногда ребенок «открывает» для себя то, что
взрослым давно известно. В этом случае важно его поддержать, порадоваться,
а не говорить, что это уже давно известно всем.
Практическое применение способов развития любознательности.
«Интересное вокруг нас»
Цель - активизировать познавательный интерес детей к предметам и
явлениям, с которыми они встречаются каждый день, сформировать
уважительное отношение к ученым и изобретателям.
Родители рассказывают ребенку о любом изобретении или открытии. Суть
изобретения не отображается, т. к. может быть сложной для понимания
ребенка, говорят только о значении. Ребенок рассказывает своим друзьям или
родственникам об этом открытии, показывает рисунки или иллюстрации.
Примеры возможных открытий: изобретение фотографии, велосипеда, лыж,
наперстка.
«Мои изобретения и открытия»
Цель- помочь каждому ребенку осознать и порадоваться тому, что он сам
делает открытия для себя, создает новые необычные поделки, готов познать
новое и отличается любознательностью