Мария Казакова
Консультация «Как вести себя с детьми в тревожное время»
▼ Скачать + Заказать документы
Главная опора для человека в мире - понимание происходящего. Это дает чувство контроля над ситуацией, над своей жизнью. Но в кризисное время возможность понимать может сильно нарушаться.
С одной стороны, мы, взрослые, должны сказать детям о том, что происходит. С другой стороны - мы и сами бываем растеряны, так как многого не понимаем.
Нам может понадобиться время на то, чтобы осмыслить ситуацию и суметь рассказать о ней детям так, чтобы их мир остался стабильным и защищенным.
___
МИР
Мир для ребенка - это мы - Родители/близкие взрослые.
Мы - его дом, опора, защита.
Публикация «Консультация „Как вести себя с детьми в тревожное время“» размещена в разделах
Только Взрослый может дать ребенку чувство надежности мира.
ДОМ
Говорить с ребенком о происходящем в мире - это значит говорить о себе, о том, что происходит с нами, в нашем домашнем мире.
КЛИМАТ В ДОМЕ
В доме все в порядке, когда у его жителей есть эмоциональный контакт, взаимная поддержка. Готовность выслушать, обсудить, эмоциональная открытость, принятие любых чувств, уважение права на личное пространство - это то, что создает хорошую, безопасную атмосферу в доме.
Основные послания детям во время кризисных событий
Есть несколько основных принципов общения с ребенком.
1. Говорить ребенку правду
Важно называть вещи своими именами. Говорите ребенку правду. Дозированно, но правду.
Объясняйте то, что вы делаете. Описывайте то, что конкретно происходит в вашем доме.
«Мы с папой/мамой, очень громко разговариваем. Тебя это пугает?».
При этом важно отделить то, что происходит во внешнем мире взрослых и в мире домашнем, чтобы помочь ребенку сохранить чувство безопасности.
«Мы (родители/взрослые) обсуждаем то, что происходит ДАЛЕКО, не у нас дома».
2. Обращаться к ребенку
Ребенок может сам вас ни о чем не спрашивать, развивая при этом пугающие его фантазии. Поэтому вы сами начинайте разговор. Обращайтесь к ребенку, спрашивайте его, интересуйтесь им.
«Как ты? Как твои дела? Тебе нужна помощь?»
или
«Тебе страшно? Ты чего-то не понимаешь?»
3. Развивать доверие
Дайте ребенку основные послания:
ребенок может говорить вам о любых своих переживаниях,
вы не будете его ругать за любые его мысли и чувства,
вы его сможете выслушать, понять, помочь, защитить.
«Ты можешь с нами говорить обо всем, что ты чувствуешь, о чем думаешь».
«Все, что ты чувствуешь - нормально. Нормально бояться. Нормально не понимать. Нормально спрашивать».
«Ты можешь задавать вопросы, если чего-то не понимаешь, прийти в любой момент. Мы тебя выслушаем, поймем, поможем, защитим».
4. Поддерживать физический контакт
Поддерживайте с ребенком физический контакт: смотрите ребенку в глаза, обнимайте, берите за руку. Это дает ощущение присутствия.
Дайте ребенку понять, что вы доступны и открыты для него. Если ребенку страшно, скажите ему, что нормально хотеть быть ближе друг к другу.
5. Рассказывать о ближайшем будущем
Расскажите ребенку распорядок сегодняшнего (при необходимости и завтрашнего дня, чтобы он знал ближайшее будущее.
Это дает ощущение контроля над ситуацией и стабильности.
6. Сохранять ритуалы обычной жизни
Делайте обычные домашние вещи, все как всегда. Простая домашняя рутина - лучший антистресс. Чистить зубы, читать сказку, смотреть мультики, играть - все как обычно. Значит все в порядке.