Анна Кечуткина
Как ужиться с гиперактивным ребенком?
▼ Скачать + Заказать документы
В повседневной жизни гиперактивным ребенком, родители, учителя, воспитатели часто называют ребенка суетного, постоянно находящего в движении, непоседу и забияку. В обывательском понимании - это некий энерджайзер, с бесконечно заряженными батарейками.
Публикация «Как ужиться с гиперактивным ребенком?» размещена в разделах
При этом, уже в 1947 году педиатры попытались дать четкое клиническое обоснование так называемым гиперподвижным детям с проблемами школьной успеваемости. На данный момент есть диагноз СДВГ - синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Это заболевание, поражающее головной мозг, из-за чего ребенку становится трудно контролировать свое поведение, концентрироваться на чем-то продолжительной время, быть усидчивым и тихим.
Такие дети могут болтать без умолку, часто перебивают, скачут на уроках с вытянутой рукой до потолка и выкрикивают свой ответ с места. Они постоянно теряют свои школьные принадлежности, вещи. Когда такие дети не получают необходимой медицинской и особенно психологической помощи, то в подростковом возрасте они нередко проявляют антисоциальное поведение, привязываются к алкоголю ли наркотикам.
Как правило, очевидные сложности и проблемы в отношении таких ребят начинают обостряться в младшей школе, а чаще всего во 2-м классе. Поскольку в первом классе- дети адаптируются к школьной жизни, расписанию, многолюдности и правилам поведения. Привыкают видеть каждый день свою учительницу и одноклассников, совершать однотипные действия - собирать портфель, слышать звонок, одеваться в школьную форму.
Жизнь первоклассника очень сильно отличается от жизни дошколенка, поэтому учителя и родители зачастую проблемы в поведении списывают на адаптацию ребенка к школе.
Но вот начинается новый, второй учебный год. Все вроде уже понятно, все неизвестные стали известными, но поведение ребенка не улучшается, более того, стали ухудшать отношения с одноклассниками и учителями.
Почему? Да потому что адаптация адаптацией, а болезнь болезнью. Иногда она очень сильно проявляется, иногда только частью своих неприятных симптомов. Малышу сложно завершить начатое вместе со всеми задание, он проявляет небрежность в письме и ведении дневника, быстро устает, начинает скучать и от того балуется. При этом дети с СДВГ могут иметь высокий интеллект и хороший словарный запас.
Любопытно, что казалось бы ребенок, переполненный энергией должен охотно заниматься спортом, но, увы – такие дети как не любят посещать спортивные секции. Это объяснимо, если вспомнить, что их активность - это не целенаправленные осознанные действия, а простые движения рук и ног, суета и непоседливость. Эти с СДВГ в 3,5 раза больше производят таких движений, чем обычные дети, а двигательная активность рук и ног у них в 2 раза больше.
Неприятное влияние особенностей таких детей оказывают на взаимоотношения с одноклассниками. Они часто психически менее зрелые, чем их ровесники, но пытаются руководить, командовать, выражают бурно и агрессивно свое мнение и требования.
Для близких людей особенно бывает болезненной такая черта, как не умение сочувствовать и сопереживать, они могут быть холодны, даже если мама очень плохо себя чувствует или болеет.
По этим причинам у таких ребят бывает совсем мало друзей, их избегают или поддерживают формальные отношения. Из-за этого они бывают одиноки, обидчивы и навязчивы.
Казус этой болезни вот в чем - ребенок себя и свое поведение воспринимает как нормальное, ему оно не мешает, как не мешают голубоглазому человеку его небесного цвета глаза, а деревьям листья. Но вот окружающие и родители начинают страдать от такого порывистого поведения, жалоб учителей, косых взглядов прохожих и сочувствия знакомых.
Родители утопают в стыде и чувстве вины - "я не могу научить его прилично вести", "у нас так в семье никто себя не ведет, не понимаю в чем дело", "он часто ставит меня в неловкое положение и мне стыдно", "мы уже сменили несколько школ, видимо дело не в учителе, а в моем ребенке! Что я делаю не так?".
Учителя бесполезно сотрясают воздух и заламывают руки, призывают ученика сидеть смирно, молчать, не крутиться флюгером.
Здесь важно узнать и осознать, что есть моменты, на которые мы можем влиять, а есть проявления болезни, которые мы должны учитывать и не мучишь ни себя, ни ребенка.
Интересно, такое расстройства чаще всего достается мальчишкам и, следовательно, их мамам.
Быть мамой мальчика и так особое дело, требующее огромного терпения, любви и готовности к неожиданностям, быть мамой гиперактивного мальчика - это вообще настоящий подвиг.
Суть болезни в том, что у таких детей наблюдается недостаток определенных химических веществ - нейротрансмиттеров, которые передают информацию от мозга к телу.
Попросту, тело не успевает среагировать здесь и сейчас на сигналы из вне. Такой ребенок похож на автомобиль с неисправными тормозами - жмешь на педаль, а машину продолжает нести. Просишь его, объясняешь, ругаешь, требуешь, наказываешь, а он по прежнему болтает на уроках, ходит по классу, выкрикивает, теряет спортивную форму, грубо кричит и ругается.
Со стороны может показаться, что это вредный, злобный, невоспитанный, эгоистичный ребенок, делающий все наперекор.
Но это не так!
Случается, когда таких ребят приводят на прием к психологу, после первых нескольких встреч, они разворачиваются, как детская книжка-раскладушка своими замечательными сторонами. Зачастую эти мальчишки способны проявлять доброту и нежность, много знают и с удовольствием вовлекаются в психотерапию, бывают трогательными и усидчивыми.
Есть два важных факта, которые должны учитывать родители и те, кто с такими детьми работает. И не просто учитывать, а принять их в свое сознание, тогда воспитывать и просто быть рядом с ребенком будет, несомненно проще и приятней.
Первое - такой мальчик практически постоянно из-за своего поведения получает негативную обратную связь от внешнего мира - учителя и родители ругают, бесконечно одергивают и порицают, сравнивают с "правильными" детьми, ровесники часто отвергают и не принимают в свои игры. Вот вам простая статистика - гиперактивные дети получают негативной обратной связи почти на 40% больше, чем любой другой ребенок!
Вдумайтесь - таких детей ругают почти в два раза чаще!
И как он при этом должен себя ощущать!
Что бы вы чувствовали, если ваш начальник, супруг, мама, подруга, свекровь…постоянно ругали вас за то, что «все не так»? Злость и раздражение! Чтобы вы могли при этом думать – «да пошли вы все в, на… к!»
Так вот второй момент, который важно знать и учитывать – гиперактивный ребенок постоянно находится «под прессом» - он сам того не понимая, всегда в более или менее выраженном состоянии раздражения и готовности нападать или обороняться. Поэтому любая мелочь – и бабах! Тут любой взрослый бабахнет, а что уж говорить о ребенке, у которого не хватает в мозгу трансмиттеров, не созрели зоны самоконтроля и не велик жизненный и поведенческий опыт.
Таким образом, обильная негативная обратная связь порождает состояние напряженности и раздражения, которые выливаются во вредности и грубости, невнимательность и саботаж, что опять ковровым налетом бомбардируется нареканиями, наказаниями, обвинениями, усиливающими рисунок роли «плохого парня», и затем новый виток - «чем хуже, тем лучше», «семь бед один ответ»… И так ежедневно! Е-же-днев-но!
Не позавидуешь такой веселой жизни.
В вопросе «Кто виноват?» мы попытались разобраться и выяснили – виноваты трансмиттеры.
Дальше закономерный вопрос «Что делать?» Правильный ответ – помогать себе (маме) и ребенку жить и развиваться.
И самый интересный и главный вопрос «Как?» - но это уже самостоятельная и многослойная темя для отдельной статьи.
Автор: педагог-психолог Кечуткина Анна Юрьевна