Лариса Деридова
«Как учиться читать на пятерки. Консультация для родителей и педагогов детей 6–10 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
В современных условиях потока информации постоянно возрастает роль чтения как деятельности, которая воссоздает опыт и обеспечивает общеобразовательную подготовку человека, стимулирует развитие интеллектуальной сферы и личности в целом. В период обучения в школе чтение является средством получения знаний учащимися.
Однако, анализ проблемы чтения в России показывает, что подрастающее поколение переживает кризис: интерес к чтению книг резко падает; 40% школьников не читают ничего, кроме учебников; к 15 годам любят читать не более 9% подростков.
Публикация «„Как учиться читать на пятерки, Консультация для родителей и педагогов детей 6–10 лет“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Темочки
Многолетний опыт работы автора учителем-логопедом в психолого-медико-педагогической комиссии показывает, что у обучающихся начальных классов навык чтения формируется недостаточно полноценно. От 40 до 60 % детей оканчивают начальную школу с непреходящими трудностями в чтении. Нарушение чтения – «дислексия» часто лежит в основе неуспеваемости и школьной дезадаптации.
При дислексии страдают две стороны чтения: техническая (беглость, правильность и выразительность) и смысловая (понимание прочитанного).
Чтобы оказать наиболее эффективную помощь ребенку в устранении расстройства чтения, автор приводит описание причин трудностей и соответствующие развивающие упражнения.
Первая группа причин: недостатки развития речи
Если у ребенка нарушены артикуляция и звукопроизношение, то речь его недостаточно четкая, внятная и выразительная, а темп чтения снижен.
Несформированность фонематического восприятия обусловливает трудности усвоения букв, а также в замены звуков, похожих по звучанию и произношению (б – п, д – т, с – ш и т. д.)
Недостатки в развитии звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза приводят к побуквенному чтению, к искажению звуко-слоговой структуры слова (пропускам, перестановкам, вставкам согласных и слогов).
Недостаточное развитие лексико-грамматического строя речи проявляется в искажениях падежных и родовых окончаний, числа существительных и местоимений, согласования разных частей речи, неправильно поставленном ударении, в неумении пересказывать прочитанное своими словами, выделять главное в тексте.
Вторая группа причин: низкий уровень зрительного восприятия и
пространственных представлений
Если зрительное восприятие развито недостаточно, то образы букв в сознании у ребенка теряют четкость и полноту. Он заменяет буквы, похожие по написанию, при этом может искажать смысл прочитанного. Слабая ориентировка в пространстве проявляется в пропуске строки или перескакивании с одной строки на другую, в заменах похожих по написанию букв. Важную роль играет и величина бокового зрения, количество букв и слов, которые ребенок может одновременно воспринять. Узкая зона бокового зрения препятствует слиянию звуков в слоги, слогов в слова.
Третья группа причин: недостатки в развитии внимания, памяти и мышления
При нарушениях внимания и памяти ребенок затрудняется сосредоточивать внимание по требованию, длительно сохранять его, удерживать в памяти полученную информацию. При чтении эти расстройства приводят к заменам букв последующими или предыдущими, а также к «угадывающему чтению», регрессии (чтению с возвратом). Низкий уровень развития словесно-логического мышления вызывает трудности при совершении любых логических действий (обобщения, анализа, сравнения, построения умозаключений) и операций со словами. При чтении у ребенка нарушается смысловая догадка, понимание смысла прочитанных слов, предложений, текста, он читает невыразительно, механически.
Упражнения для развития процесса чтения
1. Развитие ориентировки в пространстве.
«Представь, что ты – робот. Твоя задача – четко выполнять команды».
Сделай два шага вперед, повернись налево, повернись направо.
Сделай один шаг назад, руки вверх, два шага вправо, руки вперед.
2. Развитие внимания.
«Среди букв спрятались слова, найди их и прочитай».
ротлбюсводауфркинопа беглстяносштыкашарвг
3. Развитие памяти.
«Прочитай и запомни слова. Проверим, как ты их запомнил сразу и потом, через несколько часов».
Год шум слон рука мяч Пол мыло весна соль нос
4. Развитие словесно-логического мышления.
А). «Закончи предложение правильным словом».
Лед всегда … белый, прозрачный, холодный, вкусный, толстый.
Корова дает кефир … часто, всегда, иногда, редко, никогда.
В часе … 30 минут, 60 минут, 90 минут, 24 минуты.
Б). «Что общее по смыслу в словах?»
Яблоко – арбуз сахар – снег колесо – яблоко – круг
труд – река санки – телега ложка – лопата – ладонь
5. Развитие смысловой догадки.
«Восстанови исчезнувшие буквы».
Родился зай… в лесу и всего боя… Треснет сучок где-ни, вспорх… пти…, упадет с дере… ком снега – у зай… душа в пят …
6. Развитие лексико-грамматического строя речи.
А). «Дополни слоги до слова».
Мо на ка ли пу ро ши про ста каст мото транс кален
Б). «Поставь нужные буквы».
По дорожк… сада На ветках деревь…
Больш… бело… пятно Показались на лесных полян…
В). «Подбери слова, близкие по смыслу».
например: зима – холод, лыжи, снег отдыхать –
осень – крепкий –
жара – спать –
свет – легко –
7. Развитие звуко-буквенного и слогового анализа.
А). «Читай слоги и заменяй звук «О» на звук «И»».
ПО ОРХ КИТ РИ КРО МОЛ ТО ТРО ПОЛ
Б). «Прочти слова наоборот».
Сон, раб, лён, ром, мим, село, дед, шалаш, наган, заказ
В). «Цепочки слов».
Бочка, дочка, мочка, ночка, почка, точка, качка, кочка
8. Устранение регрессии (чтения с возвратом).
«Чтение с окошечком». Окошечко, которое имеет вырез справа, по мере чтения будет закрывать уже пройденный текст, заставляя взгляд читающего двигаться строго слева направо. Тем самым оно не позволит ребенку возвращаться к словам, которые он уже прочитал, и поможет устранить навык чтения с возвратом.
Помните: развивающие упражнения должны проводиться систематически (не реже 3 – 4 раз в неделю) и быть не слишком продолжительными (15-25 минут). Представленные задания могут быть дополнены другими: разного уровня сложности и в необходимом количестве.
Если расстройство чтения носит стойкий характер и сохраняется длительное время, то следует обратиться за консультацией к логопеду и неврологу.