Ирина Потапова
Консультация «Как учителю-логопеду работать с родителями?»
▼ Скачать + Заказать документы
Важным аспектом в коррекционной работе является исправление речевых дефектов, раннее выявление этих нарушений, а также подготовка дошкольников к учебному процессу. Ни одна схема работы с такими детьми не может дать должного результата, если к процессу не подключена семья.
Сегодня одной из наиболее насущных проблем в работе логопеда является проблема работы с родителями детей, у которых есть речевые нарушения. У таких детей есть отклонения в развитии речи, при этом у них сохранен интеллект и нет проблем со слухом. Данные нарушения разнообразны, они могут проявляться в проблемах с произношением, скудности словарного запаса, нарушении плавности и темпа речи.
Публикация «Консультация „Как учителю-логопеду работать с родителями?“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Консультации логопеда для родителей
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» март 2021
Почему количество детей-логопатов увеличивается?
В настоящее время примерно каждый 4 ребенок дошкольного возраста имеет проблемы с развитием речи или его различными нарушениями.
Рост количества таких детей объясняется не только медицинской стороной вопроса. Часто причиной становятся социальные условия, в которых дети пребывают с самого начала их жизни.
При этом вовсе не обязательно, что проблемы возникают в социально-неблагополучных семья с низким уровнем достатка. Основная причина в данном случае – это отсутствие должного общения ребенка с родителями, которые в силу своей занятости или других факторов не имеют желания или возможности проводить с детьми больше времени. В таких ситуациях часто единственным «собеседником» ребенка становится телевизор, что приводит к достаточно плачевным последствиям при овладении речью.
Основные задачи в работе с родителями
Исправление речи у ребенка предполагает использование специальных методик, но роль родителей также играет одну из определяющих ролей в процессе коррекционно-логопедического воздействия. Роль совместной работы логопеда и членов семьи трудно переоценить, ведь она дает положительную динамику в развитии речи ребенка. Это возможно при условии, что родители поняли важность того, что нужно каждый день уделять внимание и время для исправления речевых нарушений.
Есть несколько основных задач работы учителя-логопеда с родителями :
Необходимо установить партнерские отношения с членами семьи ребенка, создать благоприятную атмосферу, которая вызовет у родителей интерес и желание в помощи по устранению речевых нарушений.
Повышение компетентности родителей относительно вопросов речевого развития. Важно донести до них, что несмотря на всю занятость, важно всесторонне участвовать в развитии своего ребенка.
Обучение конкретным методикам логопедической работы, чтобы они могли в домашней обстановке повторять те или иные упражнения.
Формы работы учителя-логопеда с семьей
Достаточно часто есть определенные препятствия работы учителя-логопеда с членами семьи, которые в большей степени обусловлены недостаточной компетенцией родителей, касающейся вопросов речевого и психического развития ребенка.
Есть традиционные формы работы логопеда с родителями :
Педагогическое просвещение, которое осуществляется внутри детского сада, а также за его пределами.
Расширенная консультация и беседы, которые главным образом направлены на семьи, которые не могут справиться с функцией воспитания и образования (здесь важна роль педагога, который сам подбирает темы и направления, которые считает важными).
Групповые собрания (в данном случае, родители выступают в роли пассивных слушателей, по возможности максимально внимания той информации, которая до них доносится).
Наглядные материалы: выставки, стенды и т. д. Как правило, родители плохо воспринимают такую информацию, потому что она идет как-бы фоном для них, когда они приводят или забирают ребенка из группы.
Подобные традиционные формы работы с семьей показывают недостаточную эффективность. Объясняется это тем, что подход оказывается слишком общим, т. е. индивидуальные особенности детей фактически не учитываются. К тому же, родители недостаточно вовлечены в процесс преодоления речевых нарушений, участвуя лишь в каких-то организационных моментах.
По В. А. Петровскому есть несколько этапов успешной работы учителя-логопеда и родителей :
Нужно сформировать у членов семьи положительный образ малыша. В данном случае во главе угла стоит девиз «Ваш ребенок лучше всех», т. е. ни в коем случае не надо жаловаться на ребенка, даже если он сделал что-то не так.
Донесение до родителей знаний об их ребенке, которые не доступны им внутри семьи. Сообщается о том, как малыш общается со своим сверстниками, каких успехов он уже добился и т. д.
Знакомство специалиста с основными проблемами при воспитании. В данном случае, логопед выступает в роли слушателя, поддерживая диалог. Не дается никаких оценок и предварительного анализа. Вся полученная информация должна использоваться специалистом только для дальнейшего позитивного взаимодействия с семьей.
Совместная работа по формированию личности ребенка. К этому моменту уже должны сформироваться доверительные отношения между логопедом и членами семьи. Только после этого он может давать советы и рекомендации.
Особенности информационного и обучающего просвещения
Сейчас становятся все более актуальными определенные формы взаимодействия логопеда и родителей, которые подразумевают обмен чувствами, мыслями, переживаниями, а также повышение педагогической культуры у членов семьи, формирование у них тех навыков, которые помогут в устранении нарушений речевого развития.
Изначально все начинается с диагностики, т. е. нужно определить особенности воспитательного и обучающего процесса ребенка в семье. Следующий шаг – это составление подробного плана совместной работы, после чего специалист должен контролировать выполнение поставленных целей.
Информационное просвещение предполагает знакомство с:
основными особенностями становления речи, в зависимости от возраста;
результатами логопедического, а также психолого-педагогического обследования;
методиками коррекционно-логопедического воздействия.
Обучающее просвещение подразумевает:
обучение приемам коррекционно-развивающей работы;
привлечение членов семьи к активному участию к решению проблемы, т. е. к преодолению речевых дефектов у малыша;
формирование (у детей и родителей) представления о готовности к процессу обучения в школе.
Какие новые формы и методы практикуются:
Для родителей практикуются следующие виды работы по устранению речевых нарушений:
Анкетирование и проведение тестов (проводятся с целью определить наиболее актуальные проблемы).
Родительские 5-минутки (рекомендуются к проведению на логопунктах, где для родителей есть возможность получить личную консультацию).
Дни открытых дверей. Члены семьи посещают общие или индивидуальные занятия, смотрят, как занимаются их дети. Это формирует понимание, над чем нужно работать дома.
Консультация-практикум. Предполагает совместное выполнение родителями и детьми тех или иных заданий. В частности, они разучивают артикуляционную гимнастику и т. д.
Домашние задания. Родители изучают логопедические тетради детей, из чего они узнают о ходе обучающего процесса. На стенде вывешиваются задания, которые нужно выполнять дома.
Домашние игротеки. Члены семьи знакомятся с интересными и полезными играми, которые способствуют речевому развитию.
Праздничные мероприятия. На событие приглашаются родители, перед которыми демонстрируются результаты, навыки и умения детей, которые они приобрели за год.
Газета для родителей. В ней содержится основная информация о событиях в группе, даны полезные рекомендации и советы.
Различные выставки «Как умелые ручки язычку помогали». На них презентуются только те поделки, которые дети сделали вместе со своими родителями.
«Мой ребенок» - это сочинение, которое нужно написать родителям о своем малыше. Тематика и содержание выбираются самостоятельно.
Подобные мероприятия налаживают доверительную связь учителя-логопеда и членов семьи. Они начинают лучше понимать свою роль в коррекционном процессе, начиная принимать в нем непосредственное участие. Только такая совместная работа позволяет добиться основной цели, т. е. преодоление речевых недостатков у ребенка