Ирина Растунина
Как способствовать развитию речи детей летом
▼ Скачать + Заказать документы
Предпосылками развития речи являются :
1. Развитие мелкой моторики рук
Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук.
• Пальчиковая гимнастика, связанная с летней тематикой (Цвынтарный В В «Играем пальчиками и развивается речь»)
• Игры с водой (хорошо для детей с повышенным тонусом мышц рук)
Публикация «Как способствовать развитию речи детей летом» размещена в разделах
- Лето
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
• Игры с мелкими предметами
• Различные виды ручного труда.
2. Артикуляционная гимнастика
3. Дыхательные упражнения
Существует много игр по развитию дыхания. Это является подготовительным этапом для формирования у ребенка шипящих и свистящих звуков
• Научите малыша дуть на одуванчик, пушинку, листики. Губы ребенка должны быть округлены и слегка вытянуты вперед
• Наполните таз с водой и предложите детям дуть на легкие предметы, находящиеся в тазу, например кораблики. Вы можете устроить парусную регату, сравнивая, кто лучше дунул, чей кораблик дальше уплыл. А может быть, это будут рыбки или уточки.
• Нравится малышам игра с пусканием мыльных пузырей. Можно устроить соревнование между детьми по скорости надувания воздушных шариков.
4. Наряду с играми по развитию дыхания необходимо учить детей правильно пользоваться голосом и интонацией:
Для этого можно
• Протягивать различные гласные звуки. Возьмите в руки длинную веревочку и спрячьте ее в кулаке. Предложите ребенку ухватиться за кончик веревочки и начать тянуть непрерывно гласный звук (а, о, у, и, э, разматывая при этом веревку. Можно организовать соревнование: «Чья веревочка будет длиннее».
• Кроме изолированных гласных, полезно произносить сочетание гласных звуков (Хороводная игра «В лес пойдем»)
• Учите произносить звуки, слова, фразы с различной громкостью, выразительностью, в различном темпе.
- Как ветер воет тихо? (у-у-у) А громко?
- Как комар тихо звенит? (з-з-з) А громко?
- Как жук жужжит громко? (ж-ж-ж) А громко?
- Маленький медвежонок рычит: ы-ы-ы, а большой.
Предложите ребенку произнести одну и ту же фразу по-разному?
- Как говорит черепаха? Медленно.
- Я иду гулять (медленно)
- Как говорит зайчик? Быстро.
- Я иду гулять. (быстро)
Хороводная игра «Карусель»
5. Развитие слухового внимания. Хорошо произносит тот, кто хорошо различает отдельные звуки, слова.
• «Слушай тишину» Слушай, слушай тишину
Чуткими ушами
Сколько звуков в тишине
Мы услышим с вами?
• Воспроизведение ритмического рисунка. Взрослый отхлопывает несложный ритм, ребенок воспроизводит его хлопками, на барабане, бубне.
• Потешки, песенки, прибаутки незаменимы для восприятия и усвоения музыки родного языка. Это та своеобразная игра со звуками, словами, посредством которой ребенок учится тонкостям родного языка. Многократное повторение простых звучаний очень полезно для развития речи детей младшего дошкольного возраста.
Формирование правильной устной речи детей дошкольного возраста предусматривает освоение языка, его фонематического и грамматического строя, что позволяет детям свободно рассуждать, сравнивать, делать выводы, отражать различные связи между предметами и явлениями окружающей жизни. Развитие речи тесно связано с развитием мышления ребенка. Важной предпосылкой для совершенствования речи является создание благоприятной в эмоциональном отношении ситуации, в которой у детей возникло бы желание активно участвовать в речевом общении.
В старшем дошкольном возрасте ребенок продолжает пополнять свой словарь. Желательно особое внимание уделить его качественной стороне: увеличить запас употребляемых в речи глаголов, прилагательных, синонимов, антонимов, наречий и т. д. Нужно помочь ребенку как можно активнее включать эти слова в самостоятельную речь. Предлагаемые упражнения и задания помогут совершенствовать имеющиеся у детей речевые навыки и умения
ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
1. Подбери признаки, подключая различные анализаторы: зрение, обоняние, осязание, слух, вкус.
• Если мы посмотрим на предмет, то узнаем
- о цвете
- форме
- размере
- строении предмета
Если понюхаем цветок, то узнаем какой он (ароматный, пахучий, душистый
• Образуй признаки от предмета
Что? Какой? Какая? Какое? Какие?
Пчела пчелиный
Комар комариный
Цветок цветочный
Вечер вечерний
• Образуй признаки от действия
Что делает? Какой?
Вредит вредный
Жужжит жужжащий
Летит летящий
2. Подбери действия
3. Назови ласково: пчела – пчелка, пчелочка; цветок – цветочек
4. Один – много (изменение сущ. по числам)
5. Согласование числительных с существительным. Посчитай насекомых с признаками от 1 до 10 порхающая бабочка, жужжащий жук, трудолюбивая пчела
6. Наоборот (антонимы) : тепло – холодно; легко – тяжело; глубоко – мелко
Подготовив лексико-грамматическую базу речи, можно попробовать с детьми сочинить загадок, через
1. перечисление только признаков предмета: звонкий, резиновый, быстрый (мяч) красное, спелое, сладкое… (яблоко) ветвистая, зеленая, колючая (ель) зеленая, кудрявая, стройная, белоствольная (береза)
2. описание предмета без называния его - строение - строение
- окраска - окраска
- Как передвигается? - Где растет?
- Какие звуки издает?
- Где живет?
3. Через сравнение с другими предметами. Какой предмет (колючая) и что еще бывает таким (иголка, еж, кактус)
Колючая, но не иголка
Ароматная, но не ягода
Красная, но не краска
Что делает (растет, что еще может это делать (дерево, человек, трава)
Что еще растет в саду?
Растет в саду, но не фрукт.
На что похож этот предмет?
Похож на праздничное платье, бант.
При хорошей фантазии воспитателей, можно придумывать не только загадки, но и сказки, которые можно сопровождать изображением фигурок из пальцев, артикуляционной гимнастикой, дыхательными упражнениями.
Думайте! Творите! Развивайте речь детей!
Природа и предметы, которые окружают нас, вам помогут (развивать) совершенствовать речь детей.