Получи документы

Консультация «Как скучное сделать интересным»

Татьяна Тырышкина
Консультация «Как скучное сделать интересным»
▼ Скачать + Заказать документы

Многие молодые специалисты, начиная заниматься с детьми исправлением звукопроизношения, часто сталкиваются с тем, что задания, как правило, однообразны и требуют многократного повторения. Работа над звуком от его постановки до употребления в самостоятельной речи - это выработка нового сложного навыка. И как любой навык, он требует усилий, времени и определенной системы в занятиях.

На мой взгляд, развивающей образовательной средой в дошкольном образовательном учреждении является игра. Результат занятий во многом зависит от того, насколько удается превратить скучную работу над звуком в увлекательную игру.

Публикация «Консультация „Как скучное сделать интересным“» размещена в разделах

Если дети будут обучаться в игре, то они не только многому обучатся и не только сохранят свое здоровье, но и выйдут в жизнь с установкой, что в любой работе можно увидеть интерес и выполнять ее с желанием, то есть со стремлением к качеству. Игровая форма организации жизнедеятельности наиболее соответствует устремлениям детей к демократичным формам принятия решений. Игра как таковая делает встречи ее участников случайными и неформальными, а во время игры мимолетными.

Практика показывает, что наиболее успешно этап автоматизации звука проходит в игровой форме. Игры применяются, начиная с этапа автоматизации звука в слове, при условии, что этап постановки и закрепления изолированного звука и произнесения его в слогах пройдет успешно.

Например, при автоматизации звука [р] наиболее эффективными считаю следующие игры.

Автоматизация звука[р]

Игра “Назови парные картинки”

Цель игры: практическое называние существительных образованных во множественном числе в именительном падеже.

Вариант № 1 (формы множественного числа с окончаниями -ы, -и)

В этой игре ребенок должен обязательно сопровождать речь жестом.

Образец: Это ракета, а это (ракеты). Это расческа, а это (расчески).

Слова для примеров: рак, радуга, рама, роза, родник, росинка, рука, рубаха, рукавица, рыба, рыжик, дыра, гора, нора, жираф, карась, баран, баранка, барабан, карандаш, пирамидка, пирог, ворона, дорога, корова, сорока, коробка, карта, марка, корка, куртка, терка, пятерка, фартук, арбуз, барсук, карман, мартышка, тетрадь, тройка, патрон, трубка, ватрушка, трамвай, квадрат, торт, форточка, червяк, перчатка, крот, крошка, пробка, груша, круг, кружка, прутик, крыса, крышка, шар, самовар, комар, двор, помидор, забор, мухомор, топор, сыр.

Вариант № 2 (формы множественного числа с окончанием -а)

Образец: Это рукав, а это (рукава).

Слова для примеров: ведро, орден, катер, зерно, провод, корыто, рог.

Вариант № 3 (формы множественного числа с окончанием – йа)

Образец: Это брат, а это (братья).

Слова для примеров: растение, ружье.

Игра “ Нет чего? Нет кого?”

Цель игры: практическое усвоение образования существительных в родительном падеже единственного падежа.

Детям предлагается отвечать на вопросы, употребляя существительные в родительном падеже.

Вариант № 1 (существительные м. р. с окончаниями – а – я)

Образец: Рак – (нет кого) – рака.

Корабль – (нет чего) – корабля.

Слова для примеров: робот, рыбак, жираф, карась, баран, герой, народ, матрос, страус, министр, дрозд, друг, драчун, комар, боксер, шофер, шахтер, командир, пассажир, барсук, артист, повар, мастер,

червяк, брат, врач, грач, краб, крот; раскат, рассказ, рукав, рубанок, рыжик, рынок, гараж, барабан, карандаш, парус, урок, горох, пирог, мороз, трап, трос, патрон, трамвай, трамплин, тростник, завтрак, фартук, двор, порт, торт, орден, тормоз, шар, базар, загар, самовар, пожар, мотор, помидор, забор, мухомор, топор, шнур, сыр, абажур, ковер, сахар, вечер, ветер, катер.

Вариант № 2 (существительные ср. р. с окончаниями -а, -я)

Образец: Перо – (нет чего) – пера.

Слова для примеров: перо, ведро, зерно, корыто, перышко.

Вариант № 3 (существительные ж. р. с окончаниями -и, -ы)

Образец: Рыба – (нет кого) – рыбы.

Роща – (нет чего) – рощи.

Слова для примеров: русалка, рыба, ворона, корова, сорока, зебра, сестра, доярка, красавица, красотка, крыса, подруга, выдра, мартышка; радуга, раковина, работа, ракета, расческа, роза, роща, рука, рубаха, ручка, рукавица, гора, дыра, нора, баранка, фара, дорога, коробка, кукуруза, баржа, карта, марка, парта, корка, норка, терка, пятерка, мерка, ферма, форма, форточка, бурка, куртка, шкурка, чурка, картошка, трасса, травка, тропа, тройка, трубка, ватрушка, страница, строка, стройка, струна, дранка, грамота, граната, граница, краска, крапива, цифра, брошка, пробка, груша, группа, груда, кружка, крупа, пружина, брынза, крышка.

Игра “Скажи ласково”

Цель игры: практическое освоение образования слов с уменьшительно – ласкательными суффиксами по заданной модели.

Суффикс -ок.

Образец: ветер + ок – ветерок

Примеры: ветер, вечер, катер, сахар, сыр, провод, шнур, червяк, чердак, пирог, творог, круг, друг, рог.

Суффикс -к-, окончание -а.

Образец: рыб+к+а – рыбка

Примеры: нора, гора, дыра, тетрадь, грудь, бровь, труба, тропа, трава, струна, простыня, пружина, пирамида.

Суффикс – ик-, -ек-

Образец: рот + ик - ротик

Примеры: шар, борщ, корабль, матрос, ерш, брат, пароход, карась, горох, рассказ, карандаш, краб, квадрат, крот, прут, топор, двор, арбуз, торт, кирпич, Барбос, подарок, работник.

Суффиксы – чек- /-чик-

Образец: графин + чик – графинчик.

Слова для примеров: карман, самовар, мотор, помидор, забор, мухомор, кефир, мундир, трамвай, трамплин, портфель, барабан, сарафан, сарай.

Суффикс -очк-

Образец: труб + очк + а

Примеры: карта, марка, корка, норка, форма, куртка, шкурка, Мурка, чурка, дырка, доярка, терка, пятерка, мерка, черта, перчатка, верба, гора, дыра, баранка, роза, коробка, пробка, расческа, краска, бирка.

Суффикс -ечк-

Образец: картош + ечк + а – картошечка

Слова для примеров: крошка, кружка, крышка, брошка, мартышка, гармонь.

Суффикс - ушк- / – ышк-/- ишк-

Образец: коров + ушк + а, вор + ишк + а – воришка, зерн + ышк + о – зернышко.

Примеры: борода, сторона, ворона, корова, гора, скворец, перо, трава, горло, крыло, город, рубль, ружье, брат.

Игра “Какое, какой, какая”

Цель игры: образование относительных прилагательных, образованных от существительных: по назначению (огородное).

Примеры: огород – огородное (пугало, парад – парадный (мундир) город – городской (транспорт, журнал – журнальный (столик, столяр – столярная

(мастерская, груз – грузовой (транспорт)

Игра “ Ответь одним словом”

Цель игры: образование относительных прилагательных, образованных от существительных: по материалу (рыбный суп).

Логопед бросает мяч по очереди детям и при этом произносит словосочетания с предлогами.

Примеры: суп с рыбой, пирог со смородиной, компот из персиков, сок из груши, сок из фруктов, сок из гранатов, морс из брусники, варенье из черники, конфеты с барбарисом, сок из винограда, варенье из крыжовника, салат из моркови, суп из гороха, оладьи из картофеля, каша из геркулеса. дом из кирпича, чашка из фарфора, свитер из шерсти.

Игра “Скажи наоборот”

Цель игры: практическое освоение слов с противоположным значением.

Ребенку предлагается сказать наоборот.

Вариант № 1 (антонимы из числа прилагательных)

Примеры: медленный – быстрый, веселый – грустный, гладкий – шершавый, смелый – трусливый, мягкий – твердый, сухой – мокрый, тупой – острый, мелкий- крупный, длинный – короткий, узкий – широкий, злой – добрый, целый – разбитый, тихий – громкий, вежливый- грубый, новый – старый, молодой – старый, огромный – крохотный, солнечный – пасмурный, плохой – хороший, левый – правый, ленивый – трудолюбивый

Вариант № 2 (антонимы из числа наречий)

Примеры: плохо – хорошо, тихо – громко, сухо – мокро, медленно – быстро, смело – трусливо, легко – трудно, нежно – грубо, поздно – рано, молодо – старо

Вариант № 3 (антонимы из числа глаголов)

Примеры: открыть – закрыть, уйти - вернуться, уснуть – проснуться, поднять – уронить, сорить - поднимать, отдыхать – работать, веселиться – грустить, улыбаться – хмуриться, встречать – провожать, радовать – огорчать, хвалить - бранить, покупать – продавать, завязывать – развязывать, застегивать – расстегивать, одеваться – раздеваться, обуваться – разуваться

Игра “Я скажу о ней, а ты скажи о нем”

Цель игры: практическое освоение образования глагола в форме прошедшего времени с изменением рода.

Образец: Мама кормила, а папа (кормил).

Слова для примеров: работала, брала, разбила, собирала, бросила, открыла, закрыла, держала, распорола, раскрасила, раздела, взбиралась, вырастила, выбирала, загорала, замерла, затормозила, изобразила, маршировала, набирала, наградила, ободрала, обработала

Игра “Я, ты, он, она, мы, вы, они”

Цель игры: практическое освоение образования личных форм глагола настоящего времени и повелительного наклонения с использованием личных местоимений.

Измени по образцу.

Вариант № 1

Образец: Хочется играть, и я играю, ты играешь…

Слова для примеров: разбить, бросить, открыть, закрыть, выбрать, загорать, маршировать, наградить, оторвать, строгать, строить, прыгать, фыркать, дергать, держать, работать, раскрыть, разгружать, распороть, раскрасить, собрать.

Вариант № 2

Измени каждое предложение, как это указано в образце. Следи за произношением звука [р].

Образец: Я собирала в огороде помидоры. Ты собирала в огороде помидоры. Он собирал в огороде помидоры. Мы собирали в огороде помидоры. Они собирали в огороде помидоры. Вы собирали в огороде помидоры.

Примеры: Я убираю мусор. Я стою кирпичный гараж. Я порвал (а) старую рубашку. Я грызу крупную морковку. Я украшаю торт. Я держу микрофон. Я собираю пирамидку. Я играю на барабане. Я разрезаю торт. Я вырастил (а) крупную морковку. Я нарисовал (а) красивую картину.

Игра “Один-два”, “Одна-две”, “Одно-два”

Цель игры: практическое освоение словосочетаний с числительными “ два”, “две”.

Вариант № 1 (существительные м. р. с окончаниями – а–я)

Образец: Один рак – два (рака)

Слова для примеров: рак, робот, рыбак, жираф, карась, баран, герой, народ, матрос, страус, министр, дрозд, друг, драчун, комар, бобер, боксер, шофер, шахтер, командир, пассажир, барсук, артист, повар, мастер, червяк, брат, врач, грач, краб, крот; раскат, рассказ, рукав, рубанок, рыжик, рынок, гараж, барабан, карандаш, парус, урок, горох, пирог, мороз, трап, трос, патрон, трамвай, трамплин, тростник, завтрак, шар, базар, загар, самовар, пожар, фартук, двор, порт, торт, орден, мотор, помидор, забор, мухомор, топор, шнур, сыр, абажур, ковер, вечер, ветер, катер.

Вариант № 2 (существительные ср. р. с окончаниями -а,)

Образец: Одно перо – два (пера)

Слова для примеров: перо, ведро, зерно, корыто, перышко.

Вариант № 3 (существительные ж. р. с окончаниями -и, -ы)

Образец: Одна радуга – две (радуги, одна рысь – две (рыси).

Слова для примеров: русалка, рыба, ворона, корова, сорока, зебра, сестра, доярка, красавица, красотка, крыса, подруга, выдра, мартышка; радуга, раковина, работа, ракета, рука, рубаха, ручка, рукавица, гора, дыра, нора, баранка, фара, расческа, роза, роща, дорога, коробка, кукурузы, баржа, карта, марка, парта, корка, норка, терка, пятерка, мерка, ферма, форма, форточка, бурка, куртка, шкурка, чурка, картошка, трасса, травка, тропа, тройка, трубка, ватрушка, страница, строка, стройка, струна, дранка, грамота, граната, граница, краска, крапива, цифра, брошка, пробка, груша, группа, груда, кружка, крупа, пружина, брынза, крышка.

Игра “Один – пять”, “ Одно – пять”, “ Одна – пять”.

Цель игры: практическое освоение образования словосочетаний числительных типа “ пять” с существительными в родительном падеже множественного числа от именительного падежа единственного числа по различным моделям.

Образец № 1 (с добавлением окончания – ов)

Один рыбак – пять рыбаков

Слова для примеров: урок, пирог, рыжик, ураган, барабан, рукав, матрос, патрон, завтрак, фартук, страус, карп, торт, сорт, орден, герб, серп, беркут, персик, арбуз, барсук, карман, червяк, чердак, кран, краб, прутик, комар, двор, мотор, помидор, забор, мухомор, топор, шнур, абажур, сыр, актер, боксер, монтер, шофер, шахтер, самовар, пионер, офицер, мундир, командир, пассажир, повар, вечер, катер, мастер.

Образец № 2 (с беглой гласной в корне)

Один бобер – пять бобров

Слова для примеров: бобер, костер, вершок, рот, прыжок.

Образец № 3 (с добавлением окончания - ей от существительных мужского и женского рода)

Один гараж – пять гаражей.

Слова для примеров: тетрадь, гармонь, карась, карандаш, ружье, врач, грач, простыня, кирпич, рубль, морж.

Образец № 4 (с нулевым окончанием от существительных среднего рода)

Одно зерно – пять зерен.

Слова для примеров: зерно, корыто, перышко.

Образец № 5 (с нулевым окончанием от существительных женского рода)

Одна ракета – пять ракет.

Слова для примеров: раковина, роза, рукавица, рубаха рыба, дыра, нора, пирамида, ворона, сорока, корова, кукуруза, страна, страница, строка, струна, карта, парта, юрта, верба, ферма, грамота, граната, граница, красавица, цифра, груша, пружина, крыса

Образец № 6 (с суффиксом – ок)

Одна коробка – пять коробок

Слова для примеров: баранка, коробка, норка, корка, марка, бурка, куртка, чурка, дырка, доярка, терка, пятерка, мерка, бирка, краска.

Образец № 8 (суффикс – ек)

Одна брошка – пять брошек.

Слова для примеров: брошка, крошка, картошка, кружка, гармошка, крышка.

Чтобы автоматизировать звук [р] данного набора игр не достаточно, потому что был предложен комплекс только на уровне слова (словообразование и словоизменение). А логопеду также необходимо использовать разнообразные игры на уровне предложения и текста.

Публикации по теме:

Автоматизация звуков: как скучное сделать интересным АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ: "Как скучное сделать интересным" КАВКАЗСКИЙ РАЙОН УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД СЕМЕНОВА Е. В. МБДОУ ЦРР Д/С №21 2018г. Этап автоматизации.

Консультация «Как сделать капризного ребенка покладистым» Как сделать капризного ребенка покладистым. Дети любого возраста бывают капризными. В зависимости от темперамента ребенка, его физического.

Консультация «Как сделать осенние поделки» Осенние поделки своими руками За окошком уже наступила осень и все вокруг начало укрываться красивыми разноцветными опавшими листочками.

Консультация для родителей «Как сделать ребенку книжку своими руками» Изготовить свою совместную книжку вместе с ребёнком совсем не сложно, но к тому же достаточно интересно. И самодельные книжки приятнее делать.

Консультация для родителей «Как сделать спортивное оборудование дома» Интерес ребенка к физическим упражнениям формируется совместными усилиями воспитателей и родителей. Спортивный уголок дома помогает разумно.

Консультация для родителей «Как сделать зимнюю прогулку детей приятной и полезной» Дети обожают прогулки. Во-первых, на улице всегда интересно. Во-вторых, там родители принадлежат им целиком и полностью, не то, что дома,.

Консультация для родителей «Как сделать новогодний праздник незабываемым» Новый год – праздник семейный. Новогодние праздники связаны с ожиданием чего-то необычного. В большом городе всегда есть возможность хорошо.

Консультация для родителей «Как сделать прогулку с малышом полезной и познавательной» Вот совсем скоро наступит долгожданная зима! Все любят это время года и взрослые и дети. Пришла зима веселая С коньками и салазками, С.

Консультация «Можно ли ребенку справиться с застенчивостью и как это сделать?» Застенчивые дети доставляют родителям меньше хлопот, чем озорные и непослушные. Поэтому и внимания им уделяется меньше, в то время как именно.

Консультация для родителей «Зимние прогулки с ребенком. Как сделать их интереснее» Что нужно, чтобы зимние прогулки с ребенком были успешны? Хорошее настроение ребенка - это в первую очередь, дальше- правильная теплая одежда.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация «Как скучное сделать интересным»
Опубликовано: 21 февраля 2019 в 11:47
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Как скучное сделать интересным»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Тырышкина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД