Юлия Смирнова
Как сформировать у детей позитивное отношение к труду взрослых
ФГОС ДО выделяет образовательную область «Социально-коммуникативное развитие» содержание которой направлено в том числе на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование позитивных установок к различным видам труда, которое возможно через ознакомление дошкольников с профессиями взрослых. Задача воспитателя не только рассказать детям, какие бывают профессии и в чем их особенности, но и сформировать уважение к труду, понимание его ценности.
Публикация «Как сформировать у детей позитивное отношение к труду взрослых» размещена в разделах
Знакомство с профессиями станет формальным, если не будет осуществляться последовательно, систематично, с опорой на образное мировосприятие и положительные эмоции. В пространстве группы сложно организовать наблюдение за трудом взрослых, так как он скрыт от детей. Поэтому необходимо найти специальные формы, чтобы познакомить дошкольников с трудом взрослых.
Чтобы трудовое воспитание было успешным, необходимо создать психолого-педагогические условия:
1. Учитывать шесть принципов формирования позитивного отношения ребенка к труду :
• принцип воспитывающего обучения: приобщайте детей к культуре труда, воспитывать уважение к людям разных профессий;
• принцип научности: использовать научно обоснованные и апробированные на практике методики (диагностическая методика «Представления о труде взрослых» (Г. А. Урунтаева и Т. И. Гризик);
• принцип наглядности: опирайтесь на чувственный опыт ребенка, организация наблюдений окружающей действительности (деятельность помощника воспитателя, повара, медсестры);
• принцип систематичности и последовательности: усложнение материала постепенно;
• принцип доступности: соотношение содержания, характера и объема материала с уровнем развития, подготовленности детей;
• принцип осознанности: формирование у детей активной и осознанной позиции по отношению к собственным достижениям.
2. Организовать развивающую предметно-пространственную среду: подобрать наглядные пособия, литературу, атрибуты для сюжетно-ролевых и дидактических игр, нетрадиционное оборудование.
3. Включить в работу всех участников воспитательно-образовательного процесса (педагогов, детей,родителей).
Чтобы у дошкольников возник интерес к работе взрослых и труду вообще, нужно использовать разнообразные методы:
• наглядные (наблюдения, демонстрация картин, иллюстраций, схем);
• словесные (рассказ, беседа, чтение художественной литературы);
• практические (упражнения, экспериментирование, моделирование, инсценировки);
• игровые (сюжетно-ролевые, дидактические игры).
Но предпочтение следует отдать практическим методам и игре как ведущему виду деятельности дошкольников. Дети с большим удовольствием проигрывают в сюжетно-ролевых играх каждую из изученных профессий, посещают экскурсии, участвуют в тематических праздниках и педагогических проектах воспитателей. В результате у воспитанников складывается четкое представление о разных видах профессий, формируются заинтересованность и желание быть как взрослые. Все это способствует формированию условий осознанного выбора своей профессиональной деятельности.