Ольга Бородина
Конспект НОД «Как считают и измеряют время»
▼ Скачать + Заказать документы
Филиал Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада "Сказка" с. Анненково -
детский сад «Берёзка» р. п. Евлашево.
Воспитатель:
Бородина Ольга Владимировна
2018год
Цель: вызвать интерес к понятию «время» через сведения о разных способах и средствах измерения, фиксирования времени
Задачи:
-закрепить счёт в пределах второго десятка, названия и последовательность дней недели;
-научить изготовлению простейших водяных часов;
Публикация «Конспект НОД „Как считают и измеряют время“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2020
-активизировать словарь по теме (циферблат, солнечные, водяные, песочные, огненные часы);
-развивать речь детей;
- воспитывать интерес к окружающему миру.
Материал: часы настенные, песочные, будильник, наручные, модель солнечных часов, циферблат с подвижными стрелками, карточки с цифрами от 1 до 12, 2 пластиковые бутылки ёмкостью 1,5л, ножницы, кувшин с водой, шило, свеча.
Воспитатель. Дети, отгадайте загадку.
Ног нет, а хожу, рта нет, а скажу-
Когда спать, когда вставать, когда работу начинать.
Что это?
Дети. Часы.
Воспитатель. Молодцы. А вот ещё одна.
Мы день не спим, мы ночь не спим,
И день и ночь стучим, стучим.
А это что?
Дети. Тоже часы.
Воспитатель. Как вы думаете, зачем людям нужны часы?
Дети отвечают.
Воспитатель. А что это такое, время и какое оно бывает?
Дети отвечают.
Воспитатель. Как вы думаете, когда появилось время?
Дети отвечают.
Воспитатель. Время было всегда. Не было нас людей, а время было и бежало вперёд. Само слово «время» происходит от старого русского слова «вертемя». Что вы слышите в этом слове? Повторите его.
Дети выполняют.
Воспитатель. В этом слове угадываются два слова: «время» и «вертеть». Время вертится, движется. Ведь проходит лето, проходит осень. И эта осень- новая, а вовсе не та, что была в прошлом году. А день сегодня тот же, что был вчера? Нет, конечно. Давайте сравним день сегодняшний и вчерашний: какой был день недели вчера, какие занятия, что читали, и что будем делать сегодня…
Дети отвечают.
Воспитатель. Время не возвращается, а идёт вперёд и только вперёд. Давайте поиграем в словесную игру «Назови соседей». Я буду называть день недели, а вы его соседей. Например, понедельник, его соседи: воскресенье и вторник.
(организуется игра)
Воспитатель. Сейчас мы с вами поиграем в подвижную игру и будем часами. Руки на поясе, наклоняемся в стороны и произносим «тик-так». А сейчас наши руки- стрелки сломались. Покажем, что они нуждаются в ремонте. (Дети делают произвольные движения руками.) Нас отремонтировали. Мы снова - часы. (Дети наклоняются и произносят «тик-так».) Посмотрите на циферблат и покажите руками, как стрелками: левая – минутная, правая – часовая. Который сейчас час. (Воспитатель переводит стрелки на 3,6,9,12 часов, следит, чтобы движения рук были только по часовой стрелке.) Люди всегда хотели как можно точнее измерять время. Сегодня, чтобы узнать который час, достаточно посмотреть на один предмет, который показывает нам точное время. Что это за предмет?
Дети. Часы.
Воспитатель. Правильно, но часы были не всегда такими, какими мы привыкли их видеть. А какие же они были, ребята?
Дети отвечают.
Воспитатель. Давным-давно, когда часов ещё не было, люди узнавали время по солнцу. Это вы знаете: вставало солнышко – значит пора вставать, и так до вечера. И вдруг человек обратил внимание на то, что тень движется за солнцем. Смотрел человек, как тень по кругу бегает и придумал часы: вместо циферблата расчерченная круглая площадка под открытым небом с 12 делениями, каждое деление – 1 час. Вместо стерженька для стрелок посреди площадки колышек или колонна. Вместо самих стрелок – тень от колышка или колонны. Ходит по небу солнце – ходит по площадке тень и, как часовая стрелка, показывает время. Но пользоваться солнечными часами человек не всегда мог. Почему?
Дети. Нет солнца – нет тени.
Воспитатель. Узнавали люди время и по живым часам. Эти часы важно ходят по двору, хлопают крыльями и, взлетев на забор, кричат: «Ку-ка-ре-ку! Просыпайтесь! Скоро утро!» Но хотя и кричит петух в одно и то же время, и с ним оплошности бывали: то во сне с жёрдочки свалится – раньше времени поднимет крик, то лисы испугается и начнёт кричать. А вы слышали когда-нибудь такое выражение: «Время течёт». А ведь когда-то время действительно текло и капало. Люди придумали водяные часы. В высокий узкий сосуд с маленьким отверстием внизу наливают воду. На сосуде делают пометки – чё рточки: сколько воды вылилось, столько и времени прошло. Чтобы такие часы показывали время, надо постоянно подливать в них воду. Не случайно с тех пор о говорят о времени : «Сколько воды утекло!». Хотите, я покажу, как можно самим сделать водяные часы?
Дети. Да! Хотим!
(Воспитатель изготавливает водяные часы из пластиковой бутылки. Делает отверстие в крышке с помощью шила. Затем наливает воду. Через каждую минуту даёт сигнал, и кто-либо из детей делает на сосуде метку маркером).
Воспитатель. Как вы думаете, работали ли водяные часы ночью или в ненастный день?
Дети отвечают.
Воспитатель. Да, такие часы работали не только в солнечный день, но и в ненастье, и ночью. «Течёт время» и в песочных часах. Вернее, не время течёт, а песок по которым его измеряют. Сделаны песочные часы из стекла. Два стеклянных пузырька соединены вместе. Внутри песок. Когда часы работают, песок из верхнего пузырька сыплется в нижний. Высыпался песок, значит прошло 3 или 10 минут. Часы переворачивают, и счёт времени продолжается. Песочными часами люди пользуются и теперь, например, медсёстры в физиотерапевтических кабинетах больниц. По этим часам больные получают лечебные процедуры.
Дети рассматривают песочные часы.
Воспитатель. Восковая свечка – это тоже часы, древние огненные часы. Свечка сверху до низу разрисована, как зебра, чёрно-белыми полосочками. Воск от горящего фитилька тает, а вместе с ним тают полосочки. Сколько полосок исчезло, столько значит прошло и часов, потому что каждую свечу делили на 24 части. Выходит, время не только течёт, но ещё и «сгорает».
(Воспитатель демонстрирует горящую свечу).
Воспитатель. Вы немножко устали. Давайте разомнёмся и поиграем в игру «Ходят стрелочки по кругу».
(На полу по кругу разложены карточки с цифрами от 1 до 12. Дети встают около карточек. Воспитатель стоит в центре и произносит вместе с детьми стихотворные строки.)
Мы – часы, наш точен ход,
Водят стрелки хоровод.
Ходят стрелочки по кругу
И хотят догнать друг друга. (Дети ходят по кругу, взявшись за руки.)
Стрелки, стрелки, не спешите,
Вы нам время подскажите (Дети садятся на корточки рядом с ближайшей карточкой.)
Воспитатель. Пять часов. (Должны встать дети, сидящие возле карточек с цифрами 5 и 12, игра повторяется несколько раз.)
Воспитатель. А какие часы существуют сейчас?
Дети отвечают. Часы показывающие только время; часы, дающие и сигнал – это часы с боем, будильники и даже говорящие; электронные, работающие без пружинки (на батарейках, и даже без стрелок – светящиеся цифры в окошке сами вспыхивают.
(Рассматривают большие настенные часы, будильник, наручные часы, электронные и т. д.)
Воспитатель. Ребята, а вам какие часы больше понравились?
Дети отвечают.