Александр Владимирович Гришин
Как развить память и мыслительную деятельность и концентрацию внимания у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие внимания, памяти, мыслительной деятельности ребенка дошкольного возраста — важнейшая составная часть его общего психического развития.
В свою очередь, речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всеми психическими процессами, протекающими в сенсорной, интеллектуальной, аффективно-волевой сферах
Публикация «Как развить память и мыслительную деятельность и концентрацию внимания у дошкольников» размещена в разделах
Устойчивое внимание играет важную роль в познании ребенком окружающей действительности и во всей его практической деятельности. Наиболее полно и отчетливо воспринимается и запоминается ребенком то, что больше всего его затронуло эмоционально, что было ему интересно. В дошкольном возрасте дети впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определенные предметы, явления, фиксироваться на них. В этом случае организующее начало принадлежит речи.
В процессе коррекционных занятий логопед должен приучать детей слушать, слышать, выполнять задание на основе словесной
инструкции.
Играя с ребенком, необходимо постоянно наблюдать, как долго он может сосредоточиться на определенном объекте, удержать в поле активного внимания одновременно несколько объектов, а также в какой ситуации у него происходят переключение, распределение внимания, его потеря.
Ниже приведены задания, которые полезно включать в коррекционные занятия с детьми.
Задание 1
На столе выставлены знакомые детям игрушки. Названия этих
игрушек проговариваются детьми. Далее ребенку предлагается закрыть глаза или повернуться спиной к столу. В это время убирается одна игрушка (потом можно убрать 2—3). Открыв глаза, ребенок должен посмотреть на выставленные игрушки и угадать, какую игрушку убрали со стола. Правильный ответ обязательно поощряется. Если в занятии принимают участие несколько детей, то за правильный ответ каждый получает очко или фишку, по количеству которых определяется победитель.
Задание 2
На столе выставлены 2—4 знакомые ребенку игрушки (их названия проговариваются). Предлагается ребенку их внимательно рассмотреть и запомнить. Ребенок становится спиной к столу. Добавляется еще одна игрушка. Осмотрев игрушки, ребенок должен сказать, какая игрушка появилась.
Задание 3
На столе выставлены 2—4 игрушки. Ребенку дается время их
внимательно рассмотреть. Потом игрушки убираются. Ребенок по
памяти воспроизводит убранные игрушки.
Подобную работу можно провести с картинками. Но здесь надо
учесть следующее: детям с низким уровнем речевого развития гораздо легче работать с игрушками, так как они больше им нравятся
и создают эмоциональный настрой.
Задание 4
Берется из детского лото несколько картинок, где изображены
знакомые детям предметы (количество этих картинок будет зависеть от возраста ребенка, речевого и психического развития). Ребенок должен их сгруппировать и назвать каждую группу (одежда, посуда.).
Задание 5
Называется ряд слов, а ребенок раскладывает на выставленном
наборном полотне картинки, соответствующие этим словам.
Задание 6
Выкладываются на столе в определенном порядке несколько
картинок. Затем называется ряд картинок, а ребенок должен запомнить названия этих картинок и выбрать их из общего ряда.
Задание 7
Ребенок должен не просто запомнить и выбрать из общего ряда
названные картинки, но и разложить их в том же порядке, в котором они назывались.
Задание 8
Ребенок должен внимательно прослушать названные слова, запомнить их, а потом повторить. Сначала дается 2 слова, потом - 3.
Постепенно количество слов нарастает. Круг предлагаемых слов за:-
висит от уровня речевого развития ребенка. Например: стол, стул,
кровать (мебель); яблоко, груша, морковка (овощи и фрукты).
Задание 9
Увеличить число слов, дать их по нескольким темам одновременно: Ракета, машина, еж, лиса (транспорт и животные).
Паровоз, рука, шапка, шкаф (транспорт, части тела, одежда, мебель).
Задание 10
Произносится вслух ряд слов и предлагается ребенку к каждому слову подобрать подходящую по содержанию картинку и отложить ее в сторону. Например, к слову «молоко» отложить картинку, где изображена корова. Затем ребенку предлагается по каждой из отложенных картинок припомнить соответствующее слово (метод опосредованного запоминания предложен Л. С. Выготским, разработан и описан М. Н. Кононовой).
Задание 11
Заготавливаются таблички или плакаты со знакомыми для ребенка предметами. Ребенку предлагается зачеркнуть только все елочки или только все пирамидки.
Задание постепенно усложняется — дается большее количество
предметов. Детям более старшего возраста, знакомым с геометрическими фигурами, вместо изображения игрушек можно дать таблички с геометрическими фигурами.
Предлагается сначала зачеркнуть круги, потом — треугольники
Задание 12
Для того, чтобы научить ребенка распределять внимание, во
время выполнения задания ему задаются вопросы, касающиеся его
родителей, близких людей, его самого.
Задание 13
Ребенку даются карточки с изображением фигур или предметов и предлагается разложить их в определенной последовательности. Первоначально можно объяснить и показать, как это надо делать, а потом ограничиться только словесной инструкцией.
Задание 14
Ребенку дается лист бумаги и карандаш. Он должен нарисовать
деревья (обычные елочки). Когда он нарисует 3—4 елочки, предложить нарисовать их наоборот (обратить внимание на то, как быстро
ребенок переключается на другое задание).
Задание 15
Показывается несколько незаконченных рисунков. Берутся несложные рисунки (дом, стул, чайник). Одна деталь у них недорисована. Ребенок должен догадаться, что забыл дорисовать художник.
Задание 16
На столе раскладываются счетные палочки. Дается образец фигуры, сначала простой, потом сложной. Ребенок должен сложить
точно такую фигуру. Задание дается в порядке возрастающей сложности: а) образец оставляется перед глазами ребенка;
б) образец убирается. Можно фигуры складывать из кубиков.
Задание 17
Дается стопка картинок, на которых изображены одни и те же
игрушки (некоторые из них совсем одинаковые, а некоторые отличаются одной деталью). Ребенку предлагается разложить картинки
по данному образцу. Например: мишка коричневый в штанишках (три картинки, мишка коричневый в фартучке (три картинки); мишка
коричневый без одежды (три картинки).
Родители могут по своему усмотрению подготовить различные
карточки, сохранив принцип подбора картинок.
Ребенок должен: а) отобрать однотипные картинки; б) разложить все картинки по образцу.
Во время выполнения задания наблюдают, насколько правильно ребенок выполняет действия, как долго удерживает в своей памяти задание, насколько хорошо различает в одежде похожих мишек. Фиксируется также и заинтересованность ребенка.
Задание 18
Игра «Живое-неживое». Взрослый называет ребенку предмет
живой или неживой природы. Тот должен подобрать соответствующее слово. Например:
взрослый —ребенок белка — заяц
кошка — собака велосипед — машина
стул — кровать окно — дверь
Задание 19
Игра «Ухо —нос». Дети внимательно слушают команду : «Ухо!» —
дотрагиваются до уха. «Нос!» — до носа. Взрослый сначала выполняет
задание вместе с детьми, а затем умышленно допускает ошибки.
Дети должны быть предельно внимательны, чтобы правильно справиться с заданием.
Задание 20
Игра «Выдуманные небылицы». Сели дети в кружок и стали
вспоминать интересные истории. У каждого карточка с сюжетной
картинкой. Например: «Я взял корзинку и пошел в лес за грибами. Вдруг в кустах что-то зашипело. Я нагнулся и поднял ветку. Из-под ветки выглядывал слон».