Олеся Ананьева
Как правильно учить ребенка говорить: основные этапы
▼ Скачать + Заказать документы
Как правильно учить ребенка говорить : основные этапы
Отметим сразу: на многих этапах недостаточно работы специалиста. Очень важно, чтобы родители тоже участвовали в процессе — от их поведения будет зависеть эффект занятий. Этот момент нужно обсудить сразу.
Как начинают учить ребенка говорить? Следуют схеме:
Сначала нужно выяснить, как ребенок играет и как взаимодействует со сверстниками и со взрослыми. Пытается говорить или «объясняется» только жестами? Общается с другими или замыкается в себе?
Публикация «Как правильно учить ребенка говорить: основные этапы» размещена в разделах
Если отставание в развитии речи есть, нужно определить, насколько оно серьезное. На этом этапе проводятся обследования, при этом важно заключение не только логопеда, но и других специалистов: педиатра, невролога, дефектолога, сурдолога, психолога и пр. На основании результатов обследований и рекомендаций специалистов логопед составляет план занятий.
В большинстве случаев приходится рекомендовать внести изменения в жизнь семьи. Если ребенок большую часть времени проводит за просмотром видеороликов, занятия с логопедом, скорее всего, не принесут быстрого эффекта. Родители должны больше общаться с ребенком, заменить просмотр мультфильмов активными играми, в том числе с игрушками, которые детям нравится «озвучивать» («машинка бип-бип», «паровозик ту-ту», а также чтением и рассматриванием книг с яркими картинками.
Ребенка учат звукоподражанию («мяу-мяу», «гав-гав») и оговариванию звуков за взрослыми. Родители используют те же приемы во время игр и прогулок. Также логопед учит ребенка говорить, не забывая, что для правильного произнесения звуков и слов малыша необходимо научить правильно дышать, а также развить у него подвижность языка, переключаемость артикуляционных движений. Для этого специалист использует дыхательные упражнения и артикуляционную гимнастику. Родители могут проводить дополнительные занятия по составленной логопедом схеме.
Начинается работа над расширением пассивного словаря, развитием понимания чужой речи. Ребенку показывают яркие иллюстрации или карточки с картинками, называют изображенных на них животных, растения и предметы. Во время разговоров и игр взрослые должны очень четко и понятно произносить слова, чтобы легче было их повторять.
Создается потребность в общении. Если ребенок привык «объясняться» жестами или мычанием, родители начинают делать вид, что не понимают его. В семье устанавливается правило : если хочешь о чем-то попросить или что-то рассказать, пользуйся словами. Каждый раз, когда ребенок что-то говорит (пусть и с ошибками, его стоит хвалить — это закрепляет нужное поведение.
Здесь важна последовательность — рано учить ребенка говорить слова, если он не умеет пользоваться речевым аппаратом. Скорость прохождения этапов у каждого ученика своя, поэтому логопеду следует регулярно пересматривать план занятий и корректировать его по мере необходимости.
Как учить ребенка говорить : даем рекомендации родителям
Если родители слишком сильно переживают из-за задержек в развитии речи у ребенка, очень важно их успокоить. Излишняя нервозность, страхи, постоянные попытки заставить сына или дочь заговорить — все это только помешает добиться прогресса.
Чтобы занятия быстрее принесли нужный эффект, посоветуйте родителям:
Больше общаться с ребенком. Дети любят копировать взрослых. Если в семье принято мало разговаривать и проводить большую часть времени за экранами гаджетов, дети, скорее всего, будут перенимать такую модель поведения.
Не сюсюкать и не коверкать слова. Причина та же, что и в первой рекомендации — дети любят копировать взрослых. Если родители говорят «ляля» вместо «девочка», как ребенок выучит правильное слово? Исключение составляют некоторые длинные слова: например, можно говорить «деда» вместо «дедушка». Сюсюканье лучше исключить полностью, особенно в общении с малышом старше 1-1,5 лет — ребенок начинает коверкать звуки, потому что так делают родители.
Использовать развивающие игрушки. В частности, улучшение мелкой моторики хорошо влияет на развитие мозга в целом и речевых функций в частности.
Делать артикуляционную гимнастику вместе с ребенком, превращая ее в веселую игру. Можно гримасничать, читать забавные стихотворения («язычок гулять собрался, он умылся, причесался…») — это нравится детям, и они выполняют упражнения с удовольствием.
Как учить ребенка говорить в 1-1,5 года
Коррекция должна быть комплексной: звукоподражание, оговаривание звуков, артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения.
Начинают, как правило, с самого легкого — с повторения звуков. Примеры игр:
Логопед делает вид, что ловит комара в кулак, подносит к уху ребенка и произносит «з-з-з». После этого он просит малыша тоже «поймать комарика». Затем повторяется та же игра, но уже с жуком и звуком «ж-ж-ж».
Ребенку читают стихотворение про коров на лугу и просят помычать.
Логопед показывает ребенку часы и просит повторить их звук: «тик-так, тик-так».
Малышу показывают картинку с изображением ежика или игрушку и просят пофыркать как еж: «ф-ф-ф».
Также нужно заниматься с ребенком артикуляционной гимнастикой и дыхательными упражнениями:
растянуть губы в улыбке, затем сложить трубочкой и снова улыбнуться;
надуть щеки, нажать на них пальцами и плавно спустить воздух;
понюхать цветок, очень медленно вдыхая и выдыхая.
Ребенка в год учат говорить и понимать простые слова: дай, мама, папа, да, нет и пр. Его знакомят с названиями бытовых предметов (кружка, ложка, тарелка) и животных (кошка, собака, лиса). Хорошее упражнение — показывать ребенку картинки в книгах или на карточках и спрашивать: «кто это?», «что это?», «что он делает?» и т. д.
Как учить ребенка говорить в 2-3 года
В занятия включают артикуляционную гимнастику и дыхательные упражнения. Например, просят ребенка поцокать, как лошадка, широко открыть рот и провести языком по губам, показать, как кролик грызет морковку, и пр.
Для активизации понимания речи проводят специальные игры, в которых взрослый отдает команду, а ребенок выполняет. Например, когда ребенок слышит слово «дождик», он должен притвориться, что спрятался в домик, а при слове «солнышко» — начать бегать по комнате. С помощью таких игр закрепляют знание важных слов (предметы быта, названия частей тела и пр.) Например, логопед читает стихотворение, а ребенок повторяет команды : «Мы ногами топ-топ, мы руками хлоп-хлоп.»
Также в занятия с детьми 2-3 лет пора включать упражнения на запуск простых фраз. Например, ребенок отдает команды взрослым или игрушкам, говорит, кого он видит на картинке или фотографии, помогает логопеду рассказать сказку.