Елена Анатольевна Антонова
Консультация для педагогов «Как работать с трудными детьми»
▼ Скачать + Заказать документы
Как работать с трудными детьми?
Каждый ребенок – индивидуальность. И мы педагоги стремимся развивать его творческий и интеллектуальный потенциал, способности, любознательность - такие лозунги знакомы всем и каждому
Конечно, есть такие дети, общаться с которыми - одно удовольствие: им все интересно, у них все получается, они вежливы, способны и очень милы. Но далеко не каждый ребенок подходит под эту категорию.
Есть категории детей, с которыми часто бывает трудно ладить. И это пять типов «Трудных» детей
1. Жестокие, злые, агрессивные – агрессивные дети
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
2. Дети и подростки с бурными проявлениями эмоций (слезы, истерики, переживающие)- тревожные дети
3. Гиперактивные дети
4. Конфликтные, грубые, непослушные, обманщики
5. Провокаторы, заносчивые, высокомерные.
Как работать с такими детьми
Всему поведению детей есть объяснения и в основном причины кроются в семье. Если это не пограничное состояние, и это не связано с психиатрией. Так как все поведение детей закладывается в семье, соответственно все это проявляется в поведение ребенка.
1 тип Жестокие, злые, агрессивные дети
Во многих случаях это результат жестокого обращения в семье родителей с детьми (по разным причинам) родителей самих так воспитывали или они мстят таким образом своим родителям. Такие дети –категория суицидального риска в том случае, если направляют свою агрессию против себя. В других случаях они свою накапливаемую агрессию направляют на социальное окружение. Работа с таким ребенком должна быть больше индивидуальна. Где в процессе общения можно узнавать корректно о том или ином поступке, слове. Больше направлять и говорить о доброте. Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию. У Агрессивных детей чаще всего не волнуют страдания окружающих, они даже представить себе не могут, что другим людям может быть неприятно и плохо. Считается, что если агрессор сможет посочувствовать «жертве» его агрессия в следующий раз будет слабее. Поэтому так важна работа педагога по развитию у ребенка чувства эмпатии. Одной из форм такой работы может быть ролевая игра. Где проигрывается ситуация с другими участниками не принимающии действий в конфликте, в младшей группе на игрушках разыграть сценку и коллективно обсудить. Такое обсуждение проблемы будет способствовать сплочению коллектива
Правда, взрослым, работающим с агрессивным ребенком, тоже не помешает избавиться от привычки обвинять его во всех смертных грехах. Например, если ребенок швыряет в гневе игрушки, можно, конечно, сказать ему «Ты – негодник» от тебя одни проблемы. Ты всегда мешаешь всем детям играть»! Но вряд ли такое заявление снизит эмоциональное напряжение «Негодника» Наоборот, ребенок, который и так уверен, что он никому не нужен и весь мир настроен против него, обозлится еще больше. В таком случае гораздо полезнее сказать ребенку о своих чувствах используя при этом местоимение «Я», а не «Ты» например, вместо «Ты почему не убрал игрушки», можно сказать «Я расстраиваюсь, когда игрушки разбросаны»
Таким образом, вы ни в чем не обвиняете ребенка, не угрожаете ему, даже не даете оценки его поведению. Вы говорите о себе, о своих ощущениях. Как правило, такая реакция взрослого сначала шокирует ребенка, ожидающего града упреков в свой адрес, а затем вызывает у него чувство доверия
Правила работы с агрессивными детьми
1. Быть внимательным к нуждам и потребностям ребенка
2. Демонстрировать модель неагрессивного поведения.
3. Быть последовательным в наказаниях ребенка, наказывать за конкретные поступки
4. Наказания не должны унижать ребенка
5. Развивать способности к эмпатии
6. Учить брать ответственность на себе
2 тип Дети и подростки с бурными проявлениями эмоций (слезы, истерики, переживающие)- тревожные дети
В семьях таких детей чаще всего используют смешанный стиль воздействия. Одновременно применяя грубость и авторитарный стиль воспитания. Как следствие дети неуверенны в себе, не признают и не любят себя, ненавидят и боятся родителей. Они также относятся к категории суицидального риска. Эффективно подчеркивать положительное в таких детях. Не лицемерно, по факту: красивый рисунок, грамотно выполненная работа, проявление лидерских качеств.
Повышение самооценки, конечно же, повысить самооценку ребенку за короткое время невозможно. Необходимо ежедневно проводить целенаправленную работу. Обращайтесь к ребенку по имени, хвалите его даже за незначительные успехи, отмечайте их даже в присутствии других детей. Однако похвала должна быть искренней, потому что дети остро реагируют на фальшь
Как правило, такие дети не сообщают о своих проблемах открыто, а иногда даже скрывают их. Поэтому, если ребенок заявляет взрослым, что он ничего не боится, это не означает, что его слова соответствуют действительности. Скорее всего, это и есть проявление тревожности, в которой ребенок не может или не хочет признаваться
Правила работы с тревожными детьми
1. Избегать состояний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость
2. Не сравнивать ребенка с окружающим
3. Чаще использовать телесный контакт
4. Способствовать повышению самооценки ребенка, чаще хвалите, но так, чтобы он знал, за что
5. Чаще обращайтесь к ребенку по имени
6. Не предъявляйте к ребенку завышенных требований
7. Будьте последовательны
8. Старайтесь делать ребенку как можно меньше замечаний
9. Используйте наказание лишь в крайних случаях
10. Наказывая ребенка, не унижайте
3 Тип. Гиперактивные дети
Поведение гиперактивных детей может быть внешне похожим на поведение детей с повышенной тревожностью
Критерии оценки –постоянно импульсивен, постоянно активен, лихорадочный, беспорядочный, часто меняется настроение
Как работать с гиперактивными детьми
1. Работать в начале дня, а не вечером
2. Уменьшить рабочую нагрузку ребенка
3. Делить работу на более короткие, но более частые периоды
4. Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха
5. Во время занятий сажать рядом с взрослым
6. Использовать тактильный контакт. Проходя по классу воспитатель, может положить руку на плечо. Это прикосновение работает как сигнал, помогающий «включить» внимание. Взрослого он избавит от необходимости делать замечания и читать бесполезные нотации
7. Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее
8. Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее
9. Оставаться спокойным
4 тип. Конфликтные, грубые, непослушные, обманщики
Родители у таких детей подавляют авторитарным стилем поведения. Ребенка в такой семье не слышат. Родитель ВСЕГДА ПРАВ. Дети страдают от данного стиля поведения. И поскольку нет разрядки (родители не позволяют) выход идет через агрессию, конфликт. Б) Родители социально не состоявшиеся, семьи малоимущие, социальный статус низкий. В основном дети срываются либо в классе, либо на своих сверстниках. С такими детьми одним из самых действенных способов является– групповые беседы. Целью заинтересовать информацией, чтобы они начали ее осмысливать. Спустя какое-то время дети говорят, что вскользь услышанные ими, мысли, слова все равно со временем осознаются и принимаются, а также способах реагирования на них.
5 тип. Провокаторы, заносчивые, высокомерные.
Родители основные воспитательные моменты пускают на самотек. У детей при этом появляется возможность бесконтрольно общаться с разными категориями людей, как очно, так и через интернет, в котором их учат неконструктивным способам общения с людьми и призывают к непослушанию в школе и дома. Вести себя с такими детьми таким образом, чтобы стиль взаимоотношений был полной противоположностью внутрисемейным. Т. е если родители невежливо общаются с детьми, очень действенной проявила тактика демонстрации искреннего огорчения и сожаления. Цель пробудить к себе у ребенка уважение и доверия. Дать понять ребенку, что вы искренне переживаете за него и действительно хотите помочь. Спустя короткое время с ним будет легче общаться. Здесь можно пойти в чем-либо навстречу (например помочь с решением какой задачи, проблемы, поговорить индивидуально на волнующую тему, то есть в очередной раз показать ребенку, что Вы заинтересованы ему помочь)