Хорищенко
Консультация «Как принять для себя «особенного» своего ребенка?»
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности детей с ограниченными возможностями здоровья в семье.
Допустим, в счастливой семье рождается долгожданный малыш. Родители заботятся о нем, радуются ему. Но, помимо этого, они с нетерпением ждут, когда же он начнет улыбаться, ползать, ходить, говорить, кататься на велосипеде и перемножать в уме шестизначные числа. У всех свои ожидания, и не бывает так, чтобы их не было совсем.
Темочки:
Но представим, что что-то идет не совсем так. Ребенок недостаточно явно реагирует на окружающий мир, необходимые навыки не спешат развиваться. Что делать? Возможно, со временем он «выровняется» и никаких сложностей не возникнет. Но, может быть, ему нужна квалифицированная помощь прямо сейчас. Очень важно обратиться к хорошему специалисту, чтобы понять, о чем идет речь, и наметить дальнейшие действия.
Как принять для себя «особенного» своего ребенка?
Самое сложное для родителей – услышать и принять тот факт, что проблема существует. Это требует мужества, сил, моральной поддержки окружающих. Семья, имеющая ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ, имеет особый статус. Но это необходимый этап жизни семьи, без которого ребенку будет гораздо труднее адаптироваться в социуме. В таких семьях на первом месте стоит не только воспитание ребенка, но и решение его проблем, это общая эмоциональная обстановка в семье. Чтобы помочь своему ребенку, родители должны сначала помочь себе. Взрослым может быть необходима психологическая помощь, чтобы помогать и давать поддержку своему ребенку, а также для нормализации внутрисемейных отношений. У каждого члена семьи может быть свое отношение к проблеме и свое видение ситуации, поэтому важно умение слышать другого и принимать совместные решения, не обвиняя, а поддерживая друг друга.
Если семья принимает своего ребенка вместе с его особенностями, растит его с любовью, если у всех членов семьи есть время, Бывает так, что родителям ребенка с выраженными поведенческими особенностями очень сложно бывать с ним в общественных местах. Пристальное и зачастую не очень доброжелательное внимание посторонних людей наносит вторичную травму людям, глубоко переживающими «особость» своего ребенка. Это также является поводом для обращения за психологической помощью. Родителей мучают боль, стыд и вина за своего ребенка, который не виноват в том, что он «не такой». Он и не обязан быть таким, как все. Но как же трудно с этим смириться в обществе. Родители также чувствуют осуждение со стороны. Очень важным фактором поддержки может стать общение с родителями других «особых» детей. Существуют ассоциации родителей, помогающие детям с различными особенностями развития. Такое общение, помимо эмоциональной поддержки, часто обеспечивает родителей массой различных ресурсов – информацией об образовательных и развивающих возможностях, некоммерческих организациях, контактами необходимых специалистов. В этой среде и взрослые, и дети находят друзей и понимают, что они не одиноки. Благодаря интернету можно присоединиться к такому сообществу, независимо от того, где вы живете.
Для создания благоприятных условий воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье, родителям, прежде всего необходимо знать особенности развития ребенка, а также его возможности. Большое значение имеет правильный распорядок дня: строгое соблюдение режима питания и сна, чередование занятий с отдыхом и прогулками, умеренный просмотр телепередач. Немаловажную роль играет и организация систематических, целенаправленных занятий по развитию речи, формирования навыков самообслуживания и двигательных навыков и умений. Установлено, что наличие определенного порядка создает условия, при которых у ребенка нет оснований для капризов, для отказа подчиняться ряду установленных требований. Постепенно он упражняется в умении сдерживаться и регулировать свое поведение. При упорядоченной жизни в домашних условиях у него расширяется кругозор, обогащается память, формируется наблюдательность и любознательность. А для детей с ограниченными возможностями главное — максимально овладеть навыками самообслуживания, научиться ориентироваться в окружающем мире и жить самостоятельно, насколько это возможно. Поэтому родителям необходимо выбрать наиболее оптимальные условия и формы обучения, воспитания, физического развития, обеспечивающие нормальную жизнь таких детей в обществе.
Цель семейного воспитания и состоит в том, чтобы помочь ребенку социально интегрироваться, насколько позволяют его возможности.
Сущность обучения и воспитания ребенка с ограниченными возможностями состоит во всестороннем развитии его личности, стремлении поднять на более высокий уровень все потенциальные возможности ребенка : психические, физические, интеллектуальные, т. е. те возможности, которые обеспечат ему самостоятельную жизнедеятельность в будущем. Эта функция по воспитанию ребенка ложится прежде всего на семью, ведь именно через это общение происходит передача ценностей, которые делают нас людьми: способность сопереживать, любить, понимать себя и других людей, контролировать свои агрессивные импульсы и не наносить вреда себе и окружающим, добиваться поставленных целей, уважать свою и чужую жизнь. Эти духовные ценности могут быть восприняты только в совместном переживании событий жизни взрослого и ребенка.
И самое главное: вам нужно всегда помнить о том, что несмотря на трудности, ваш ребенок- это личность, со своим характером, темпераментом, эмоциями и чувствами. И родители- это самые дорогие и любимые люди в жизни, и он их любит просто за то, что они его родители. Родители – это самая главная опора и поддержка для него. Жить, по возможности, полноценной жизнью, уметь переключаться на другие, значительные, для семьи интересы. Тогда будет легче помочь в воспитании своего ребенка.