Гульнара Синатуллина
Как преодолеть нежелание детей 4–5 лет наводить и поддерживать порядок в группе
▼ Скачать + Заказать документы
Введение.
Из года в год родители и воспитатели детских садов сталкиваются с проблемой нежелания детей наводить порядок, убирать игрушки на место.
Дети на игру (раскидывание) тратят много энергии и собирать книжки и игрушки им просто тяжело, ну и, конечно, не интересно. Принуждением ничего не добиться. Поэтому перед нами стояла проблема как привлечь детей к наведению и поддержанию порядка в группе.
Как эту проблему предлагают решать психологи.
Публикация «Как преодолеть нежелание детей 4–5 лет наводить и поддерживать порядок в группе» размещена в разделах
1. Учите малыша на собственном примере, ведь малыш сейчас старается копировать все ваши действия и поступки. Собирайте его игрушки и просите его о помощи, при этом не забывайте и свои вещи так же удерживать в порядке.
2. Вечером, в одно и то же время начинайте вместе с ребенком собирать игрушки в корзинку. Сначала малыш будет убирать одну игрушку, затем немного больше, а в итоге он постепенно начнет собирать их самостоятельно.
3. Игры заканчивайте до того, как ребенок слишком устал и уже не в силах собирать за собой игрушки.
4. Если на ребенка никак не влияют ваши примеры и уговоры и он просто игнорирует ваши попытки, постарайтесь обустроить все в игровой форме.
Если ребенок любит музыку, включите ему спокойную мелодию и начните собирать игрушки под музыку. Если же малыш любит кататься на машинке, то пусть подвозит игрушки к корзине.
Так же можно устроить мини соревнования, кто быстрее соберет свою половину игрушек.
5. Так же есть один хитрый способ. Выберите большую коробку, красиво украсьте ее, и объясните ребенку, что те игрушки, которые он будет бросать на полу и не будет их отправлять спать в ящик, вы будете ложить в эту коробку, раз они не нужны самому малышу.
Со временем ребенок поймет в чем дело и будет стараться прятать свои игрушки от жадной коробки.
6. Собирать игрушки на место необходимо ежедневно, без всяких исключения.
7. Ящиков для игрушек должно быть несколько, что бы ребенок понимал, что у каждой игрушки есть свое место.
8. Не забывайте хвалить малыша, если он сделал все правильно и по совести.
9. Если на ребенка не влияют никакие уговоры, постарайтесь поговорить с ребенком в таком направлении: «собери свои игрушки, и мама даст тебе молоко с печеньем, а потом прочитает сказку». При этом вы действительно должны выполнить все действия в данной последовательности.
Рассмотрим теперь мою точку зрения по решению данной проблемы.
Сформулируем общую цель. Разработать способы привлечения детей 4-5 лет к наведению и поддержания порядка в группе.
Представим формы работы: беседа, чтение сказки, рассматривание фотографий (иллюстраций, пословицы, игра, экскурсия, и рассмотрим каждую подробнее. Подведение детей к проблеме.
Чтение сказки.
Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, а также воспитание любви к труду, бережного и уважительного отношения к труду взрослых и сверстников целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью народных сказок.
Эти сказки помогут педагогу показать как дружба помогает победить зло, как добрые и миролюбивые побеждают, как трудолюбие в сказках всегда вознаграждается («Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Царевна-лягушка», «Федорино горе»).
Цель: Формировать у детей представления о смысле и ценности таких нравственных качеств личности как трудолюбие, терпение, аккуратность.
Беседа.
Прочитав произведение, «Федорино горе» К. И. Чуковского необходимо подвести ребёнка к основной мысли (морали) данного произведения, чему учит сказка.
- Почему сказка называется «Федорино горе»? В чём заключается горе Федоры?
- Почему посуда сбежала от Федоры?
- Какие качества человека осуждает автор?
- Как закончилась сказка?
- Появляются ли в нашей группе моменты, когда игрушки, если бы они могли, сбежали бы от нас? Почему?
- Чему вас научила сказка?
Обсудить с детьми смысл пословиц: «Кому работа не в тягость, тому доступна и радость», «Без труда не вытащишь рыбку из пруда»,
«Терпенье и труд все перетрут».
Вывод: Сказка учит «бороться» с ленью, следить за свами вещами, за порядком.
Цель: Воспитывать у детей навыки трудолюбия, привычки к занятиям полезной деятельностью, непраздному проведению времени. Развивать понимание нравственной категории: трудолюбие – лень.
Рассматривание фотографии (иллюстрации).
Предложить детям рассмотреть фотографии. Выразить своё отношение к каждой фотографии: какая нравится, какая нет и почему.
- В какой комнате приятно находится? Почему?
- Почему возник беспорядок?
- Почему девочки играют, но игрушки не раскиданы?
- Чем грозит беспорядок? (травмы)
- Можно избежать беспорядка в группе? Как?
Вывод: Поиграл, убери игрушку на место.
Цель: Учить анализировать, сравнивать, делать выводы, рассматривая иллюстрации, давать самооценку. Воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом, работать старательно и аккуратно, доводить начатое до конца.
Экскурсия в другие группы детского сада.
Продемонстрировать пример детей других групп, как дети наводят порядок в группе. Пригласить в свою группу, показать свой опыт наведения порядка.
Вывод: Чтобы не возникала беспорядка, своевременно убирай игрушки на место.
Цель: Воспитание желания трудиться, выполнять дело вместе. Воспитывать уважительное отношение к результатам чужого и своего труда.
Поддержание и закрепление результата.
«Труд - всегда был основой для человеческой жизни и культуры. Труд - важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения».
К. Д. Ушинский
Труд становится средством воспитания тогда, когда в нем участвуют все дети и он носит систематический характер. Каждый ребенок должен достаточно часто выполнять разные поручения, быть дежурным, принимать участие в коллективном труде.
Чтобы сохранять и поддерживать интерес к труду я использую приё мы:
- просьба – поручение: «Варвара, у тебя очень хорошо получается складывать аккуратно книги и игры. Пожалуйста, наведи порядок в кабинете»;
- похвала – положительный пример: «Владик умница, поиграл и убрал игрушку на место» или «Федя молодец, замечает какие игрушки лежат не на месте и убирает их»;
- привлечение детских работ в развивающую среду: вместе с детьми придумали и нарисовали знаки – напоминалки «Не раскидывай игрушки», «Поиграл, убери на место»;
- игры: игра – соревнование «Кто быстрее наведёт порядок в своих уголках мальчики или девочки»
Цель: учить быстро и аккуратно наводить порядок в группе.
Игра «Игрушка потерялась»
Цель: закреплять умение ориентироваться в плане групповой комнаты (находить потерянную игрушку используя план, находить место игрушке.
Игра «Мы здесь сегодня главные»
Цель: Учить детей работать в команде, договариваться, распределять обязанности, отвечать за свой уголок, давать оценку своей деятельности.
Игра «Сколько?»
Цель: Закреплять количественный и порядковый счёт в пределах пяти.
Все дети разные и подход для каждого ребёнка должен быть свой. Но дети едины в одном, каждый ребёнок отзовётся на просьбу. Главная наша задача понять ребёнка, расположить ребёнка к себе, завоевать его доверие и посеять его интерес к себе.