Ольга Кулакова
Краткосрочный проект «На пороге школы»
▼ Скачать +Заказ
«Формирование связной речи у детей с ОНР».
Актуальность и перспективность опыта:
К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР, относится формирование у них связной монологической речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению. Чтобы справиться с этой проблемой, необходима помощь специалистов.
Сложность различных речевых нарушений заключается в том, что они ведут за собой и другие нарушения, в частности, нарушение эмоционально-волевой, коммуникативной сферы.
Публикация «Краткосрочный проект „На пороге школы“» размещена в разделах
Дети с нарушениями речи требуют к себе особого внимания. Им требуется помощь логопеда, который работает над звуковой стороной и общим развитием речи.
Концептуальность:
Работая в коллективе, в тесной взаимосвязи с другими специалистами, я поняла, что можно и нужно развивать не только речь ребенка, а личность в целом. Нужно готовить ребенка к следующему звену в его жизни – обучению в школе.
Научная новизна:
Совершенствование традиционных методов и приёмов работы по формированию и развитию связной речи в коррекционно-педагогической работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.
Обоснование выдвигаемых принципов и приемов.
Я предполагаю, что специальные коррекционные занятия, с использованием различных приёмов и методов обучения, значительно повышают уровень формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой я поставила перед собой и коллективом следующие задачи:
1. Использовать инновационные технологии в коррекционно – логопедической работе по формирование связной речи у детей с ОНР.
2. Разработать основные направления по развитию связной речи дошкольников с ОНР в процессе занятий.
3. Создать предметно – развивающую среду по формированию и развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
4. Разработать систему работы с родителями по развитию связной речи.
5. В ходе эксперимента проверить целесообразность и успешность применения тех или иных приёмов.
Теоретическая база:
Связная речь - смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение взаимопонимание людей. Развитие связной речи у детей с ОНР в логопедических группах - одна из главных задач коррекционного воздействия.
Е. И. Тихеева писала: «Прежде всего, и главнейшим образом надо заботиться о том, чтобы всеми мерами при поддержке слова содействовать формированию
сознания детей, богатого и прочного внутреннего содержания, способствовать точному мышлению, возникновению и упрочению значительных по ценности мыслей, представлений и творческой способности комбинировать их. При отсутствии всего этого язык утрачивает свою цену и значение».
Педагогическая идея:
Я считаю, что развитие связной речи у детей с ОНР встречает на пути ряд преград:
- действия окружающей среды не благоприятствует развитию речи;
- недостаточное общение со взрослыми также влияет на развитие связной речи;
- дизонтогенетические факторы.
Развитие связной речи у детей с ОНР осуществляется в процессе повседневной жизни, на коррекционных занятиях с логопедом, а также с воспитателями и родителями. Из этого следует, что овладение связными формами высказывания детьми с ОНР - сложный и длительный процесс, требующий умелого педагогического воздействия и руководства.
Предполагаю, что, в ходе прохождения лексических тем у детей логопедической группы значительно расширяется словарный запас, формируется грамматический строй и развивается связная речь.
Оптимальность и эффективность средств:
В рамках инновационного опыта я планирую свою работу по следующим пунктам:
-накопление словарного запаса;
-обучение детей с ОНР правильному построению предложения и его интонационному оформлению;
-обучение самостоятельному рассказыванию.
Работа по формированию связной речи включает в себя следующие этапы:
-составление рассказа по серии сюжетных картинок;
-составление рассказа по отдельной сюжетной картине;
-описание пейзажной картины;
-обучение описанию предметов;
-обучение рассказыванию с элементами творчества.
На занятиях использую такие приемы:
- объяснение,
- вопросы,
- речевой образ,
- демонстрация наглядного материала,
- упражнения,
- оценка речевой деятельности.
Проводя то или иное занятие, нахожу наиболее эффективные варианты сочетания различных приемов с тем, чтобы повышать активность и самостоятельность детей.
Методика применения различных приемов и сам выбор их претерпевают изменения на различных этапах обучения в зависимости от стоящих задач, от степени подготовленности детей, от уровня их активности, самостоятельности.
Основное внимание уделяю определению уровня понимания обращенной речи детьми, их способность дифференцировать различные категории слов (существительные, глаголы, прилагательные, отработке простейших речевых операций: называние слов по вопросу, изменение начальной формы слова, согласование различных категорий слов и т. д.
Перед педагогическим коллективом логопедической группы ставятся задачи:
• формировать и развивать все компоненты речи;
• побуждать интерес к предлагаемой деятельности;
• приобщать детей к процессу познания;
• формировать различные способы общения,
• обогащать и расширять представления об окружающем мире и словарь детей;
Алгоритм выполнения:
Интеграция, довольно легко вписывается в систему педагогической деятельности, так продолжаю вести свои логопедические занятия и дополнительно включаю небольшие содержательные фрагменты разных видов деятельности из программы воспитания в детском саду, также и воспитатели, проводя свои занятия, интегрируют разные виды деятельности. Интегрированные занятия дают детям возможность думать, творить, фантазировать, сочинять, познавать, развивать коммуникативные умения, обогащать словарь и формировать грамматические структуры речи. У детей развивается познавательная активность, так как вопросы и задания требуют от детей активизации имеющегося речевого опыта и применение опыта реальной жизни в нестандартной ситуации интегрированного занятия. Проводя разного вида занятия можно гибко сочетать традиционные и нетрадиционные методы, стимулирующие речевое развитие детей дошкольников логопедической группы. Включая разные виды деятельности в занятия, достигается высокая эффективность в работе с детьми, имеющими нарушения речи и стабильность полученных результатов.
Результативность:
Результаты диагностики показали, что работа по данному направлению дала положительные результаты, средний процент итоговой диагностики детей за три года: низкий уровень развития связной речи -5%, средний уровень развития связной речи -15%, высокий уровень развития связной речи -80%.
Практическая значимость опыта работы:
Какие бы значительные изменения в речи ребёнка ни происходили на занятиях
с учителем-логопедом, они приобретут значение лишь при условии их переноса в реальную жизненную ситуацию. Никакая позитивная динамика в ходе коррекционного воздействия не сможет привести к достижению ожидаемого эффекта, если изменения в речевом развитии ребёнка не находят понимания, отклика, оценки у родителей. Моя задача, как учителя-логопеда, помочь родителям осознать свою роль в процессе развития ребёнка, а именно в развитии связной речи.
Я использую как традиционные, так и нетрадиционные методы и формы педагогического просвещения родителей.
• мастер – класс: «Этому должны мы научиться»,
• семинар – практикум: «Роль сказки в развитии связной речи детей с ОНР»,
• консультации: «Роль артикуляционной гимнастики для детей с общим недоразвитие речи», «Давайте будем играть, и развивать речь», «Роль родителей в системе коррекционно-развивающей работе», «Учите детей рассказывать»;
• родительские собрания на тему: «Роль семьи в работе по развитию связной речи у дошкольников», «На пороге школы».
Таким образом, целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в системе логопедической работы с детьми ОНР. Это определяется, прежде всего, ведущей ролью связной речи в обучении детей дошкольного возраста. Отмечаемое у них системное речевое недоразвитие, как правило, в сочетании с отставанием в развитии ряда психических функций требует дифференцированного подхода к выбору методов и приемов формирования навыков самостоятельных связных высказываний.
Умение общаться с взрослыми и сверстниками – это непременное условие всестороннего развития ребенка.
Я пришла к выводу, что мой опыт в обучении дошкольников, имеющих нарушения речи, основанный на взаимодействии логопеда, воспитателя, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по ФИЗО является эффективным и дал хорошие результаты в формировании и развитии всех компонентов речи у детей логопедической группы.