Юлия Борисова
Как построить общение с ребенком дошкольного возраста?
▼ Скачать + Заказать документы
Чтобы понять, как правильно построить общение с ребенком, чтобы оно способствовало его гармоничному развитию, обратимся к возрастной психологии, согласно которой у каждого периода детства есть свой ведущий вид деятельности.
В период от рождения до 1 года основной вид деятельности ребенка — это непосредственно эмоциональное общение «ребенок + взрослый». В этот период большими темпами развивается пассивный вокабуляр малыша, тренируется его механическая память. Сначала родители просто называют и демонстрируют предметы, рассказывая о их назначении. А затем постепенно усложняют рассказ, добавляя вопросы: «Что делает.? «Где?» и др. В ходе такого общения формируется любознательность, познавательный интерес, организуется мышление малыша.
Публикация «Как построить общение с ребенком дошкольного возраста?» размещена в разделах
Стоит отметить, что любой период переживает три стадии: это развитие деятельности, её максимальная реализация (или кульминация) и насыщение.
Когда малыш «насытится» общением, он охотно перейдет на следующий этап.
Период от года до 3 лет требует особого внимания и бережного отношения со стороны родителей. В этом возрасте малыш уже обладает информацией и начинает применять её в игре. В основном, это предметно - манипулятивная игра с окружающими предметами (открыть или закрыть кастрюлю, перелить воду с стакана и др.) или с игрушками. В этом возрасте ребенок сам задает вопросы типа «Ыыы?» (в значении «Что это?») или словесного характера: «Что. ?», «Где. ?», «Почему. ?». Вопрос выступает не как форма общения, а скорее как средство уточнения позиции, размышление с участием взрослого. Задача родителя - активно и развернуто отвечать порой на одинаковые вопросы, давать больше качественно-оценочных характеристик предметов.
На смену манипулятивным играм приходят сюжетно-ролевые. В возрасте 3 — 6 лет ребенок изучает свое место в жизни, роль свою, родителей и окружающих. Примеряет на себя новые социальные ситуации.
Одним из самых интересных наблюдений с позиции родителя станет наблюдение за трансформацией игры ребёнка.
В возрасте от 3 до 4 лет малыш играет в одиночку. Он сам придумывает сюжеты, прокручивает их, строит диалоги. В таких играх происходит развитие воображения, организуется мышление, внимание, память.
В следующем периоде (4 — 5 лет) игра приобретает социальный характер. Она имитирует отношения между людьми. В таком игре распределяются роли, выстраиваются правила и происходит постепенная трансформация. Сначала это сюжеты из жизни семьи. Позже это профессиональные роли (врач, водитель, др.) А кульминацией «полета фантазии» ребёнка станет символическая или сказочная игра. Ролевые игры проходят самостоятельно или в группе. Участие в групповой игре формирует лидерские и исполнительные качества ребёнка.
В старшем дошкольном возрасте 5 — 6 лет игра превращается в трудовую деятельность, в ходе которой формируется практическое мышление. Ребёнок с охотой конструирует, рисует, вырезает, лепит, танцует, поет, созидает.