Ирина Насонова
Консультация «Как понять подростка? Особенности возраста и секреты гармоничного мира с подростком»
▼ Скачать + Заказать документы
Этот возраст своих детей боятся не только родители и родственники подростков, но и опытные педагоги и психологи.
Почему?
Всё дело в кризисе, которым сопровождается этот этап взросления человека. И этот кризис является одним из самых сложных.
Чем отягощён этот период развития ребенка?
1. Обостряются все дошкольные проблемы.
2. Обостряются все психические заболевания.
3. Быстро формируются неврозы и невротические состояния.
4. Обостряются характерологические проявления и реакции (эмансипация, нигилизм, группирование, эгоизм и др.)
Посмотрим, почему всё это происходит?
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Консультации для родителей
- Психология подростка
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Каков внутренний механизм протекания этих процессов в подростке?
1 Проблема - это распад сформированных ранее механизмов саморегуляции и самоконтроля. Половое созревания приводит к изменению в системе гуморального регулирования процессов внутри организма. Гормональная буря вызывает сбои в работе эндокринной системы и провоцирует повышенную возбудимость, эмоциональную неустойчивость, смену настроения, беспричинное веселье или депрессивные состояния, повышенную и неадекватную к ситуации агрессивность, стремление испытать смертельную опасность. Энтузиазм большой, но нервная система не вывозит нагрузку и может возникать "катастрофическая усталость".
2 Проблема - это физиологические изменения. Идёт быстрое и неравномерное развитие сердечно-сосудистой и костно-мышечной систем организма. Это ухудшает физическое самочувствие подростка. Приводит к повышенной утомляемости, истощаемости нервной системы, обессиливанию, астеническим состояниям, носовым кровотечениям.
3 Проблема - это возврат навязчивых состояний. То, что было преодолено в дошкольное возрасте, снова выходит на поверхность. Это такие навязчивые состояния, как страх, ложь, спонтанная агрессия, аутичность, тревожность.
4 Проблема - нормативность. Это связано с тем, что ведущим видом деятельности для подростка становится. ЧТО? Нет, не учебная деятельность! А общение и, соответственно, формирование норм и форм этого общения, норм поведения, норм буквально для всего. И далее два пути: либо повышенная чувствительность к выработанной "норме", либо отклонение от общепринятых норм.
5 Проблема - это гиперфункция во всех проявлениях. Как мы цитируем известного кинорежиссё ра: " Вы переигрываете!", так вот подросток "переигрывает" практически во всём. Если общение, то сутками напролет, если закрытость и замкнутость, то до полного расстройства речи (мутизм, если эмоции, то до истерических припадков, если диета, то до анорексии и прочее, прочее.
Что же со всем этим делать и, как "выжить" рядом с подростком, а главное, как вырастить и воспитать гармоничную зрелую личность?
Ответы на эти вопросы в моей следующей публикации на МААМ. RU
Коллеги, если тема вам интересна и важна - пишите! Буду рада продолжить публикацию и поделиться своим опытом.