Самойленко Виктория
Как помочь ребенку запомнить буквы. Советы логопеда заботливым родителям
▼ Скачать + Заказать документы
Как помочь ребенку запомнить буквы…
(советы логопеда заботливым родителям)
составила:
учитель-логопед
МБДОУ д/с № 64
Самойленко В. В.
Всем нам хорошо знакомы строки стихотворения Валентина Берестова "Как хорошо уметь читать!"
Публикация «Как помочь ребенку запомнить буквы, Советы логопеда заботливым родителям» размещена в разделах
- Буквы. Консультации для родителей
- Консультации логопеда для родителей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
Но как помочь ребенку запомнить буквы? Часто вы, родители, задаёте вопрос: нужно ли с ребёнком выучить весь алфавит, прежде чем переходить к чтению слогов? Нет, не нужно. Чтобы начать освоение чтения слогов, достаточно знать гласные звуки и несколько согласных. Какие звуки изучить первыми, поможет определить «Азбука» или «Букварь», по которому вы будете учить ребёнка читать. На своих занятиях по обучению грамоте я использую «Мой букварь» Н. В. Нищевой. На этих занятиях начинаю обучать детей звуковому анализу слов, формирую у детей фонематические процессы. Дети учатся на слух определять наличие определённого звука в слове (например, хлопни в ладоши, если услышишь в слове звук [С], учатся подбирать слова с заданным звуком, определять последовательность и количество звуков в слове (назови первый звук, второй, третий…; сколько всего звуков в слове). Знакомя детей со звуками, учу их запоминать и буквы, которыми эти звуки обозначаются, складывать буквы в слоги и слова, осмысленно их читать.
Очень важно при обучении чтению дошкольника называть буквы упрощенно, как мы называем твёрдый согласный звук, который они обозначают. Не «ЭМ», а «М», не «ПЭ», а «П». При этом произносить их быстро и кратко. Так ваш ребенок быстрее овладеет навыком слияния звуков (букв) в слоги, а затем и в слова. Это совсем не означает, что ребёнок не должен знать, что буква и звук – разные понятия, что согласная буква может обозначать два звука – твёрдый и мягкий. На своих занятиях по обучению грамоте мы с детьми уделяем много времени для отработки и закрепления данных понятий. Но для обучения чтению, на данном этапе, не обязательно иметь знания по фонетике русского языка.
Многолетний опыт работы по обучению дошкольников грамоте показывает, что некоторые дети с большим трудом запоминают буквы. Даже овладев элементарным звуковым анализом, умея выделять звук из состава слова, устанавливать порядок звуков в слове, эти дети не могут запомнить образ буквы, что мешает им овладевать навыками чтения. Как правило, такие дети имеют речевые нарушения, низкий уровень развития памяти и внимания.
Для того чтобы помочь детям быстрее запомнить буквы и избежать трудностей в овладении чтением, предлагаю родителям использовать разнообразные игровые упражнения:
Выложить букву из любого материала: шнурков, ленточек, проволоки, счетных палочек, мозаики, бусин, пуговок, спичек, камушков, карандашей, лапши, конфет, сушек. А еще можно слепить из пластилина, соленого теста, и нарисовать пальчиком и гуашью по бумаге или по крупе, рассыпанной на подносе тонким слоем.
Игра «Найди и назови букву». Из картона вырезать буквы. Картонные буквы прикрепить к разным предметам в общей комнате или комнате ребенка, где вы с ним занимаетесь. Принцип прикрепления таков, с какой буквы начинается название предмета, такая и буква прикрепляется. Например: «шкаф» — «Ш», «стол» — «С», «тумба» — «Т», и так далее.
Игра «На что похожа буква». Очень полезно находить в окружающей обстановке предметы, похожие на буквы. Буква «С» похожа на месяц, «О»- на обруч, «П» - на ворота. А также дорисовывать буквы, «превращая» их. Например букву «Л» превращаем в букву «А», дорисовав перекладину, букву «Б» превращаем в букву «В», дорисовав полукруг вверху и т. д. Можно находить знакомые буквы в вывесках на улице, в книгах с крупным шрифтом.
Игра «Узнай букву». Ребенок должен узнать и обвести буквы, написанные точками.
Игра «Найди и подчеркни». Предложите ребенку найти и подчеркнуть (обвести кружком) определенную букву в тексте. Можно использовать для этой игры ненужные газеты, рекламные листы. Шрифт должен быть крупным.
Игра «Магнитная азбука». Прикрепить ее можно, например, на холодильнике и выполнить такие упражнения: «Угадай, какая буква», «Какой буквы не стало?», «Какая буква лишняя?», «С какой буквы начинается слово?»
Игра «От какой буквы деталь?» Напишите на листе бумаги только элементы букв. Попросите ребенка угадать, какие буквы вы хотели написать. Вы можете просить ребенка назвать все буквы, которые содержат этот элемент, если вариантов ответов несколько. Если ребенок умеет писать, можно предложить ему дописать незаконченные буквы.
Игра «Какие буквы спрятались?» Предложите ребенку угадать, какие буквы спрятались в этих картинках. Если задания нарисовать на отдельных листах, то ребенок, поворачивая лист в разные стороны, сможет найти больше букв. Если ребенок не может узнать какую-либо букву, обведите ее тупым концом карандаша, это поможет ему выделить букву на общем фоне. Задание развивает зрительное восприятие. Количество заданий, созданных подобно этим, может быть ограничено только вашим желанием.
Помочь в запоминании букв могут и стихи о буквах, в которых описываются внешние признаки буквы.
Итак, когда вы будете учить ребёнка буквам, помните!
Целесообразнее пока называть согласные буквы упрощенно, как мы называете твердый согласный звук, который они обозначают. Не "ЭМ", а "М", не "ПЭ", а "П".
Не торопитесь спрашивать ребенка, какая это буква. Чем дольше этап называния буквы взрослым и её поиска по заданию, тем проще ребенку будет самостоятельно вспоминать названия букв в дальнейшем.
Одновременное обучение чтению и печатанью не обязательно.
Для перехода к чтению слогов не обязательно заучивать все буквы алфавита.
Желаю успехов!