Иванова Людмила Викторовна
Как помочь ребенку справиться с эмоциями
▼ Скачать + Заказать документы
Дети выражают негативные эмоции, когда испытывают досаду, раздражение, когда они в отчаянии. Их надо научить нейтрализовать негативный источник и восстановить эмоциональное равновесие.
Начните с доверия Реагируйте на призывы малыша, когда ему нужно ваше общество. Не оставляйте его одного в слезах. Все начинается еще в младенчестве с самых ранних взаимодействий ребенка с его близкими, именно тогда появляются чувства безопасности и доверия.
Запомните - плохих эмоций нет
Публикация «Как помочь ребенку справиться с эмоциями» размещена в разделах
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
Принимать эмоции ребенка и не обесценивать их. Из лексикона исключают фразы типа «тут нечего бояться», «не плачь, мужчины не капризничают», «ты уже большой, чтобы так себя вести» и пр. Признайте за ребенком право выражать свои чувства. В противном случае малыш начнет их подавлять и стыдиться, что приведет к еще большим проблемам.
Помогите разобраться и назвать свои эмоции правильными именами
В момент, когда происходит определенное действие, за которым следует эмоция, лучше поставить «паузу» и обсудить с ребёнком, что сейчас происходит, что он чувствует.
Простой «детский» пример – на улице кто-то берет игрушку вашего малыша без разрешения. Ребенок это видит и выражает свою реакцию – старается отобрать, плачет, кричит. Помогите малышу найти и назвать чувство, которое он испытывает – спросите: «Ты сейчас злишься? Что тебе хочется сделать?»
То же самое и обидами на друзей, плохими оценками в школе и неудачами у детей более старшего возраста – научите делать паузу и понимать, что сейчас произошло.
Первый шаг в умении управлять эмоциями – научиться называть их своими именами.
Научите реагировать правильно
Научить ребенка выражать свои эмоции словами и находить их причины. «Тебе сейчас обидно и грустно, потому что другой мальчик тебя обозвал…». Такой навык — первый важный шаг к контролю над эмоциями. В некоторых случаях одного этого бывает достаточно, чтобы успокоиться и почувствовать себя лучше.
Не жалейте время на общение
Время, проведенное вместе – бесценно. Вы многое узнаете о своем ребенке, сможете размышлять над тем, что мы чувствуем, какие эмоции испытываем и почему. Благодаря таким беседам ребенок научится понимать свои эмоции и что с ним происходит, даже когда вас не будет рядом. Развитие умения понимать эмоции –процесс, который требует времени
Не наказывайте ребенка за эмоции и не пытайтесь отвлечь его от чувств И не позорьте малыша, когда ему больно. «Маленькая царапина, это же не больно, не ной!», «Большие мальчики не плачут». Вторая фраза еще и пронизана бесполезными стереотипами, о которых ради психологического здоровья ребенка стоит забыть навсегда. Признайте проблему малыша, сопереживайте ему, позвольте показать вам, что именно произошло, дайте немного времени для осознания и обсуждения события. Тогда ребенку будет легче двигаться дальше.
Обнимайте и жалейте
Тактильный контакт важен - с его помощью можно успокоить, отвлечь и поддержать свое чадо.
Начните с себя. Взрослые как пример Дети нас не слушают, дети на нас смотрят.
Говорите о своих эмоциях и о том, что их вызвало. Причём, не только в ситуациях, которые непосредственно касаются вашего чада и отношений с ним, говорите о вашей жизни вообще – работе, друзьях.
Показывайте, что вам небезразличны чувства ребенка. На время беседы важно отложить все дела, присесть до уровня глаз малыша, взять его за руку или обнять.
Объясняйте, что можно испытывать разные эмоции, но есть неприемлемое поведение.
Лучшие упражнения для управления эмоциями
Разработано множество техник, помогающих справляться с негативным состоянием и сохранять эмоциональный баланс. Выполнить их несложно даже ребенку :
Дыхательные упражнения – помогут успокоиться и войти в уравновешенное состояние. Простое упражнение — вдыхать носом считая до 7 и выдыхать до 11.
Техника «6 вопросов» — успокоившись, нужно спросить себя о своих чувствах – насколько они сильны, какие поступки хочется совершить под влиянием эмоционального взрыва, какого результата хочет добиться ребенок и что нужно сделать для получения желаемого.
Ведение дневника – традиционного или электронного. Можно скачать специальные приложения, где регулярно фиксируют настроение и общий эмоциональный фон. Умная программа подстраивается под пользователя, помогает понять причины эмоциональных вспышек и найти ресурсное состояние.
Чтобы научить ребенка управлять своими эмоциями, потребуется время, внимание и терпение. Однако этот труд будет вознагражден сторицей и избавит малыша от множества жизненных проблем в будущем.
Чтобы научиться справляться с гневом, существуют специальные упражнения:
Стройте вместе с малышом «рожицы» перед зеркалом. Изображайте различные эмоции, особо обратите внимание на мимику гневного человека.
Нарисуйте вместе запрещающий знак «СТОП» и договоритесь, что как только ребенок почувствует, что начинает сильно сердиться, то сразу достанет этот знак и скажет вслух или про себя «Стоп!» Вы сами тоже можете попробовать использовать такой знак для обуздания своего гнева. Использование данной методики требует тренировки в течение нескольких дней, чтобы закрепился навык.
Чтобы научить ребенка спокойно общаться с людьми, поиграйте так: возьмите в руки какой-нибудь привлекательный предмет (игрушка, книга). Задача ребенка - уговорить Вас отдать этот предмет. Вы отдаете вещь, когда захотите. Игру потом можно усложнить: ребенок просит только с помощью мимики, жестов, но без слов. Можно поменяться местами - Вы просите у ребенка. После окончания игры обсудите, как легче просить, какие приемы и действия повлияли на Ваше решение отдать игрушку, обсудите чувства, которые испытывали игроки.
Учите ребенка (и себя) выражать гнев в приемлемой форме. Объясните, что обязательно надо проговаривать все негативные ситуации с родителями или с друзьями. Научите ребенка словесным формам выражения гнева, раздражения («Я расстроен, меня это обидело»).
Предложите воспользоваться «чудо-вещами» для выплескивания негативных эмоций :
- чашка (в нее можно кричать);
- листы бумаги (их можно мять, рвать, с силой кидать в мишень на стене) :
- пластилин (из него можно слепить фигурку обидчика, а потом смять ее или переделать) :
- подушка «Бобо» (ее можно кидать, бить, пинать). Выделите отдельную подушку «для разрядки», можно пришить к ней глаза, рот; не стоит использовать для этой цели мягкие игрушки и кукол, а вот боксерская груша подойдет.
Все эти «чудо-вещи» могут быть использовании и взрослыми!
Средство «быстрой разрядки». Если видите, что ребенок перевозбужден, «на грани», то попросите его быстро побегать, попрыгать или спеть песенку (очень громко).
Игра «Обзывалки». Чтобы исключить из повседневного общения обидные слова, обзывайтесь! Кидая друг другу мяч или клубок, обзывайтесь необидными словами. Это могут быть названия фруктов, цветов, овощей. Например: «Ты - одуванчик!». «А ты тогда - дыня!» И гак до тех пор, пока поток слов не иссякнет.