Тамара Ивановна Аликина
Как помочь ребенку с общим недоразвитием речи обогатить словарный запас
▼ Скачать + Заказать документы
Известно, что успешное речевое развитие напрямую зависит от чувственного восприятия ребенком окружающего мира и от его предметной деятельности. Дошкольник самостоятельно познает мир, многообразие его предметов и явлений, делая на этом пути удивительные открытия. Он воспринимает действительность, разноцветную, звучащую, по-разному пахнущую, различную по форме, размеру, вкусу. Так ребенок получает первые впечатления, делает первые наблюдения и первые выводы. Совершенствуются его мышление, внимание, восприятие. Но трудно представить, как бы в этом царстве ощущений и образов появилось слово, не будь общения.
Публикация «Как помочь ребенку с общим недоразвитием речи обогатить словарный запас» размещена в разделах
ДЛЯ развития речи и, в частности, словаря крайне важно постоянное общение взрослых с ребенком. Объем и качество (точность, образность) словаря дошкольника зависит от того, насколько полноценным является его общение. Поэтому родителям необходимо знакомить ребенка с новыми предметами, явлениями, их названиями. Важно беседовать с дошкольником, задавать вопросы, создавать ситуации, в которых раскроются вероятные недочеты понимания и употребления слов ребенком. Активный образ жизни семьи предоставляет благодатный материал для расширения словаря : экскурсии в театр, цирк, зоопарк, музей, лес, поездки в другие города с иным климатом, флорой и фауной вызывают яркие впечатления. Такие ситуации нужно использовать для того, чтобы показать, назвать, пояснить, вызвать работу мысли, одновременно закрепив в речи ребенка новые слова.
У детей с общим недоразвитием речи отмечается ограниченность словарного запаса. При этом понимание речи окружающих приближается к нормальным показателям, тогда как собственная речь представлена ограниченным кругом слов. Шести - семилетние дети с ОНР не знают наименование ягод (клюква, ежевика, земляника, рыб, цветов (незабудка, фиалка, ирис, астра, диких животных (кабан, леопард, птиц (аист, филин, снегирь, свиристель, инструментов, профессий (маляр, каменщик, рабочий, ткачиха, швея, частей тела и частей предмета (бедро, стопа, кисть, локоть; манжета, планка, волан; фара, кузов) и др. Для детей составляет трудность употребление таких слов, как овца, лось, грач, цапля, стрекоза, кузнечик, перец, молния, гром, валенки, продавец, парикмахер и др. Значительные затруднения вызывает употребление прилагательных, глаголов. В словаре детей с ОНР преобладают слова бытовой тематики, глаголы, обозначающие действия, которые ребёнок видит и выполняет. Дети неправильно используют, заменяют слова близкие по значению : лимон-апельсин,
сахарница-чайник, ресницы-брови, миска-тарелка, майка-рубашка, вешалка- пальто, воротник-платье, одежда-кофты, открывать-дверь, вяжет-шьёт, шкаф-шарф. Для них характерно наименование различных признаков или действий одним словом : узкий, низкий, тонкий, короткий словом маленький; воркует, чирикает - глаголом поёт. В активной речи детей недостаточно представлены прилагательные, деепричастия, союзы, предлоги.
В глагольном словаре дошкольников с общим недоразвитием речи преобладают слова, обозначающие действия, которые ребенок ежедневно выполняет или наблюдает (спать, мыть, купаться, одеваться и т. д.)
Значительно труднее усваиваются слова обобщенного, отвлеченного значения, слова, обозначающие состояние, оценку, качества, признаки и др.
Нарушение формирования лексику этих детей выражается как в незнании многих слов, так и трудностях поиска известного слова, в нарушении актуализации пассивного словаря.
Характерной особенностью словаря детей с общим недоразвитием речи является неточность употребления слов. В одних случаях дети употребляют слова в излишне широком значении, в других - проявляется слишком узкое понимание значения слова. Иногда дети с ОНР используют слово лишь в определенной ситуации, слово не вводиться в контекст при оречевлении другой ситуации. Таким образом, понимание и использование слова носит еще ситуативный характер.
Среди замен существительных преобладают замены слов, входящих в одно родовое понятие (лось - олень, грач - сорока, ласточка - чайка; лимон - апельсин, сковорода - кастрюля, ресницы - брови).
Замены прилагательных свидетельствуют о том, что дети не выделяют существенных признаков, не дифференцируют качества предмета. Распространенными являются такие замены: высокий - длинный, низкий - маленький, узкий - тонкий, короткий - маленький. Замены прилагательных осуществляются из-за недифференцированности признаков величины, высоты, ширины, толщины.
В заменах глаголов обращает на себя внимание неумение детей дифференцировать некоторые действия, что в ряде случаев приводит к использованию глаголов более общего, недифференцированного значения (ползает - идет, воркует - поет, чирикает - поет и т. д.)
Некоторые замены глаголов отражают неумение детей выделять существенные признаки действия, с одной стороны, и несущественные - с другой, а также выделять оттенки значений.
В процессе работы по обогащению словарного запаса детей важно учитывать, что каждый отдельный носитель языка обязательно должен овладеть принятой в этом языке классификацией его словарного состава. А это значит, что усваиваемые детьми слова нужно постепенно "вводить" именно в систему, ибо если это не будет сделано в период овладения словарным запасом, то в дальнейшем человеку будет трудно ориентироваться в имеющемся у него неупорядоченном запасе слов. Восполнить это в белее поздние годы, зачастую, так и не удается.