Татьяна Сапрыкина
Как органы человека помогают друг другу.
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи:
•Продолжать знакомить детей с назначением мышц, костей, их ролью в строении тела человека;
• формировать знания детей о назначении и работе внутренних органов (сердца, сосудов, умение отображать мимикой лица настроения (грустное и радостное);
•учить детей отвечать на вопросы полным распространенным предложением;
•закреплять знания детей о строении тела человека, Правила здоровья, пословицы о здоровье;
•развивать воображение, интерес к экспериментам;
•воспитывать привычку к здоровому образу жизни.
Материал и оборудование:
• магнитная доска;
Публикация «Как органы человека помогают друг другу,» размещена в разделах
- Тело человека, строение, организм, анатомия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
• картинки с правилами здоровья, магниты;
• скелеты человека : скелет мужчины и скелет женщины.
• плакат: «Строение тела человека».
• анатомический фартук;
• фонендоскоп, манометр;
• газета: «Если хочешь быть здоров…».
• презентация: «Работа сердца и кровеносной системы».
Активизация словаря: «фонендоскоп», «тонометр», «педиатр», «терапевт», «анатомический фартук», «скелет человека».
Предшествующая работа.
• беседы с детьми о здоровье;
• рассматривание иллюстраций о разных видах спорта;
• беседа об одежде в разное время года;
• сюжетно-ролевые игры: “Больница”, “Поликлиника”.
Ход образовательной деятельности.
Дети входят в группу, среди гостей Незнайка. Он укутан в теплую одежду: шарф, шапка, перчатки.
1. Вступительная часть.
Дети здороваются с гостями. Незнайка громко чихает.
Воспитатель: Дети, это вы чихаете?
Дети: Нет, это не мы чихаем!
Выходит Незнайка.
Незнайка: Здравствуйте, это я, Незнайка, чихаю.
Воспитатель: Что с тобой случилось Незнайка? И почему ты так тепло одет?
Незнайка: Я боюсь заболеть, поэтому так тепло одеваюсь. Я и на улице гуляю мало, боюсь холодного ветра. Не умываюсь холодной водой - боюсь простудиться.
Воспитатель: Незнайка, ты так быстрее можешь заболеть. Давай мы тебя научим, как сохранить здоровье. Раздевайся и проходи к нам на занятие. Ты узнаешь, как стать крепким, сильным и никогда не болеть.
Незнайка: Спасибо за приглашение.
2. Беседа.
Воспитатель:
Что такое здоровье? (это сила, это красота, это ум, это когда все получается).
-Дети, скажите, что значит быть здоровым? (это значит не болеть, всегда вести здоровый образ жизни).
Каждый человек хочет быть здоровым, крепким, красивым, а для этого надо беречь свое тело, научиться заботиться о нем.
Дети, как устроено тело человека? Из каких частей оно состоит?
(из головы, туловища, ног, рук).
Ребенок рисует человека на доске.
Точка, точка, Палка, палка,
Два крючочка, Огуречик,
Носик, ротик, Получился человечек.
Оборотик,
Вот такой получился у нас человечек. Дети, какие основные части тела нарисованы на доске? (ответы детей). А как вы думаете, все люди одинаковые или чем-то отличаются друг от друга? ( отличаются : разного роста, высокие и низкие; худые и полные; разного возраста: старые и молодые, с разным цветом кожи, волос, цветом глаз).
Но в одном они все - таки похожи друг на друга, это строением своего тела. Мы не все назвали части тела. Давайте поиграем в игру: «Хорошо ли ты знаешь себя?»
Игра с мячом.
Нос – это часть…головы, лица…
Палец – это часть…руки…
Грудь – часть … туловища…
Колено – часть…ноги…
Пятка – часть … стопы… и т. д.
Вот сколько мы еще назвали частей тела.
Тот, кто с детства не будет лениться и будет заботиться о своем теле, о своем здоровье, тот будет хорошо выглядеть внешне. Он будет стройным, подтянутым, у него будет красивая осанка. На человека с красивой осанкой приятно смотреть. Вспомните, как ходят военные, спортсмены, певцы. Они держатся прямо, свободно. Стройными людьми восхищаются.
Но не только в красоте дело! У стройного человека правильно формируется скелет.
А что такое скелет?
Дети: Скелет – это опора из костей для нашего с вами тела.
Воспитатель: У стройных людей хорошо развиты все мышцы. А что такое мышцы?
Дети: Мышцы похожи на резиночки, которые способны укорачиваться и удлиняться. Они крепятся на скелет и придают форму телу человека. Мышцы выполняют важную работу. Все движения, которые мы совершаем: бегаем, прыгаем, ходим, катаемся на велосипеде, даже просто дышим, - все эти движения возможны благодаря работе мышц.
Воспитатель: Большая часть массы тела – это мышцы.
Незнайка, тебе понятно, о чем мы говорим? (ответ Незнайки). Народная пословица гласит: «Хочешь быть здоровым – будь им». Дети, как вы это понимаете?
Дети: Не ленись и выполняй Правила здоровья! И тогда будешь крепким, сильным, здоровым.
Незнайка: А разве есть такие правила?
Воспитатель: Конечно, есть. Сейчас мы их назовем. (презентация).
Правила здоровья:
- По утрам делай зарядку.
- Выполняй ежедневные водные процедуры.
- Гуляй на свежем воздухе и одевайся по погоде.
- Веди подвижный образ жизни – играй, бегай, занимайся физкультурой, спортом, плаванием – укрепляй свое тело.
- В обед ложись спать – дай отдохнуть своему организму после веселых игр
- Чисти зубы каждый день, утром и вечером.
- Обязательно мой руки с мылом перед едой.
- Фрукты и овощи ешь только хорошо вымытые.
Воспитатель: Незнайка, ты запомнил Правила здоровья?
Незнайка: Да, запомнил. Думаю, что необходимо начать укреплять свое здоровье уже сейчас. Давайте проведем физкультминутку.
Физкультминутка.
У всех людей она одна Сжали пальцы мы руки –
Сидит на шее…голова. Получились…кулаки.
Головой верти сильнее - Она ласкает, утешает
Быть без дела скучно…шее. И отведет беды огонь.
Задышал прохладой вечер – Любой малыш ее узнает
Ты накинь платок на…плечи. Любимой мамочки…ладонь.
Быть сутулой не должна Если праздник был хороший –
Наших малышей… спина. Дружно хлопайте в…ладоши!
Я напомню: не для скуки –
Чаще мойте свои…руки.
Пять сыночков у руки,.
Дружные все мальчики,
Дружбой славятся они,
А зовут их…пальчики.
Назовите еще пословицы о здоровье.
-«Здоровье не купишь ни за какие деньги».
-«Здоровье дороже богатства».
-«Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле».
-«Двигайся больше – проживешь дольше».
-«Утро встречай зарядкой, вечер провожай прогулкой».
-«Ешь чеснок и лук – не возьмет тебя недуг».
Воспитатель: Какое настроение у вас бывает, когда вы и ваши близкие здоровы? Передайте это настроение мимикой.
-А когда вы или ваши близкие болеют, какое бывает у вас настроение? Изобразите.
Дети, а какие болезни вы знаете? (Грипп, ОРЗ, Отит, ангина, бронхит).
А как человек узнает, что он заболел? Каковы симптомы этих болезней?
Дети: поднимается температура, появляются насморк, кашель, чех; общее недомогание тела, болит голова, пропадает аппетит…
Воспитатель: Мы учили с вами стихотворение «Грипп», давайте его прочтем.
С. Михалков «Грипп».
У меня печальный вид –
Голова с утра болит,
Я чихаю, я охрип.
Что такое? Это грипп!
Не румяный грипп в лесу,
А поганый грипп в носу!
В пять минут меня раздели,
Я лежу в своей постели –
Мне положено болеть.
Поднялась температура,
Я лежу и не ропщу –
Пью соленую микстуру,
Кислой горло полощу.
Ставят мне на грудь горчичник,
Говорят: «Терпи, отличник!»
После банок на боках
Кожа в синих пятаках…
А как и чем еще лечат вас родители? (таблетками, уколы делают, поют молоком с медом, чаем с малиной, лимоном, черной смородиной).
А кто назначает лечение: уколы, таблетки? (Детский врач – педиатр).
А как называют участкового врача взрослых? (терапевт).
Чтобы быть здоровым, надо беречь не только свое тело, но и свои внутренние органы.
Незнайка, знаешь ли ты, что такое внутренние органы?
Незнайка: Знаю! Знаю! Это нога, рука или голова.
Воспитатель: Незнайка, послушай, как на этот вопрос ответят дети.
-Дети, что такое внутренние органы?
-Назовите, какие внутренние органы вы знаете и расположите их на анатомическом фартуке. (Дети называют внутренние органы и располагают их модели на анатомическом фартуке).
Незнайка: Они у нас внутри?
Воспитатель: Да, внутри. Вот сердце и кровеносная система. (показ слайдов). По всему телу “бегает” кровь и снабжает организм человека кислородом и питательными веществами. Посмотрите на тыльную сторону ладони. Видите синие дорожки или полоски? Где – то они шире, где – то уже, - это и есть кровеносные сосуды, трубочки, по которым движется кровь. Кровеносные сосуды проходят по всему телу. А качает кровь, помогает ей двигаться, самый важный орган – сердце. Оно, как насос, перегоняет кровь по кровеносным сосудам.
Что вы знаете о сердце?
Оно работает постоянно, и днем, и ночью: даже когда человек спит или спокойно сидит. Сердце человека невелико, размером чуть больше его кулака.
Воспитатель: сожмите кулачки. Вот такое ваше сердечко. Расположено оно в грудной клетке, под ребрами, в левой стороне.
Воспитатель: Давайте прислушаемся к своему сердцу? Положите ладошки на грудную клетку с левой стороны. Что вы чувствуете? (бьется сердце). А как оно стучит?.
Когда человек спокоен, то и сердце работает размеренно, а когда он попрыгает, побегает, то и сердце начинает биться чаще, сильнее. Как в этом случае говорят? («Сердце сейчас из груди выскочит»).
Как называется прибор, которым можно послушать, как бьется сердце?
Дети: “фонендоскоп”.
Воспитатель: А если нет прибора, как можно узнать, работает сердце или нет? Как оно работает?
Дети: Надо нащупать пульс.
Воспитатель: А что такое пульс? где его можно нащупать?
Дети: Пульс – это удары сердца. А нащупать его можно на шее, а еще на запястье.
Воспитатель: Положите два пальца одной руки на запястье другой и вы узнаете, как работает ваше сердце.
Проведем эксперимент.
Послушайте пульс в том состоянии, в котором вы находитесь сейчас. Какой он? А теперь давайте попрыгаем, сделаем приседания. А теперь какой пульс? Чувствуете, пульс участился. Так бывает всегда, когда мы устаем, нашему телу требуется больше крови, тогда оно бьется скорее, то есть перегоняет быстрее кровь по сосудам.
Сердце надо беречь и укреплять. Вы спросите: «А как его укреплять?» А очень просто – игрой, прогулкой, физкультурой, спортом, работой на свежем воздухе…
Но своему сердцу можно и навредить, особенно, когда ты капризничаешь без причины, закатываешь громкий плач по любому пустяку. Между шумными и веселыми играми надо делать перерыв, чтобы сердце успокоилось, отдохнуло.
Незнайка, ты что-нибудь узнал для себя полезного из нашей беседы?
Незнайка: Да, я узнал много нового и интересного. А еще я запомнил правила здоровья, которые буду обязательно соблюдать.
Воспитатель: Спасибо, дети, вы были хорошими помощниками. Тебе, Незнайка, и вам,дети, и всем присутствующим в группе желаю крепкого здоровья.
Чтобы укрепить свое здоровье, угощаю вас фито чаем.
Занятие заканчивается чаепитием.