Борейкина Ольга Владимировна
Консультация «Как организовать занятия по рисованию в домашних условиях»
▼ Скачать + Заказать документы
В наше время в каждом городе есть центры раннего развития детей. Очень многие родители водят своих малышей к педагогам, а не занимаются сами, конечно, это очень удобно! Но многое для развития своего ребенка мамы и папы могут сделать сами. Рисование - одна из таких возможностей. Как же не упустить тот момент и вовремя дать малышу карандаши и краски?
Для маленького ребенка нет более важной задачи, чем овладение своим собственным телом. Малыш постепенно учится управлять ручками, ножками. Наблюдая за ребенком, мы можем увидеть, как бесконечно много раз он может повторять одни и те же движения, как увлеченно он это делает. Радость движения является для малыша ведущей. И родители должны предложить ему дополнительные стимулы для развития. Пальчиковые краски - один из таких, очень оригинальных стимулов.
Публикация «Консультация „Как организовать занятия по рисованию в домашних условиях“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Рисование. Консультации для родителей
- Темочки
Говоря о пальчиковых красках, мы берем от года до двух лет. Есть детки, которые готовы к этому раньше, другие чуть позже. Если не получилось сразу, отложите занятия на какое-то время.
Главное для родителей - быть внимательным и не пропустить тот момент, когда малыш может немножко спокойно посидеть. Родители должны быть к этому готовы, т. е. нужно продумать и организовать все заранее, иметь под рукой нужные «инструменты», если такой момент возникнет, а он возникнет, можете не сомневаться!
Прежде всего, необходимо подумать о месте: вы можете организовать его за столиком или на полу. Если на полу, то постелите клеенку, расположитесь подальше от обоев, диванов и ценных вещей. Пусть будут рядом влажные салфетки, чтобы можно было быстренько вытереть краску, если малыш отвлекся и хочет вдруг куда-то бежать.
Пальчиковые краски - первая ступенька в рисовании
Речь не пойдет о рисовании в обычном понимании взрослых, когда мы изображаем какие-то предметы: домик, солнышко, птичку, травку. На данном этапе ребенку это не нужно. Ему интересен сам предмет, материал и возможность действия с ним. Для малыша пальчиковые краски – это осязательный и познавательный опыт. Малыш будет рассматривать свои пальчики, обращать внимание, как они двигаются, оставляют следы на различных поверхностях.
О поверхностях тоже следует подумать. Это может быть однотонный пластиковый поднос или тарелка. Не нужно выставлять всю коробочку с пальчиковыми красками сразу. Заранее выберите цвет, желательно теплый: красный или желтый. Выложите немного краски на крышечку или на поднос, чтобы сразу можно было размазывать по нему. Лучше всего это сделать самому и показать свой окрашенный пальчик, дать потрогать малышу не краску, а ваш палец. Потом покажите, как вы умеете им двигать. Лучше ничего сложного не делать, важны сами движения. Параллельно можно озвучивать эти движения, например, «кап-кап», «топ-топ», «шлеп-шлеп» и т. д. Если ребенку это интересно, переходите потом на бумагу. Главное, чтобы занятия не стали отрицательным опытом для малыша. Иначе потом он никогда не будет больше этим заниматься! Ребенку нравится делать то, что доставляет ему удовольствие и вызывает полную поддержку мамы и папы. Любые занятия имеют пользу в том случае, если они регулярные, хотя бы раз в неделю.
Кроме пальчиковых красок можно купить специальные мыльные принадлежности, которыми можно рисовать на кафеле или ванной комнате.
Старше двух лет малышу лучше предложить восковые мелки. Мелки должны быть крупные, чтобы малыш мог их хорошо захватить ручками. Неважно, какой стороной мелка будет рисовать ребенок. Пока ему нужно отследить само действие и его результат. Однако это бывает проблемой -сейчас много гиперактивных детей, и они не успевая закончить то, что начали делать, переключаются на другое. Подвижным и неусидчивым ребятишкам лучше предлагать краски: результат в этом случае очевиднее, и дети успевают увидеть свой «рисунок» прежде, чем переключатся на что-то другое. Такому ребенку достаточно выбрать только одну краску, дать широкую кисточку и большой лист бумаги формата А3. Существует такая закономерность: чем младше малыш, тем больше ему требуется пространства для рисования и меньше цветов.
Деткам с хорошо развитыми движениями больше подходят мелки. Рисовать ими лучше за столом, а не на каких-то больших поверхностях: на стене или на полу, и выполнять лучше более мелкие рисунки. Мелки очень хороши тем, что они не дают резкую четкую однозначную линию, изображение получается очень мягким, неопределенным. Маленькие детки не видят мир в четких, точно обозначенных границах, как мы, взрослые.
Постепенно, когда ребенок научится пользоваться мелками, научится их хорошо захватывать, можно переходить к карандашам. Карандаши в раннем возрасте лучше фломастеров. Сейчас очень богатый выбор карандашей хорошего качества, которые развивают цветовое восприятие ребенка.
Рисовать фломастерами лучше попозже, в 6 - 7 лет. Это очень хорошее средство для художественного самовыражения, когда ребенок работает под руководством педагога. А у нас идет разговор о раннем развитии детей дома, и самое важное здесь предоставить ребенку свободу для его развития, правильные материалы, удачно организованное рабочее место, регулярное побуждение к творческим занятиям и, конечно, поддержку любимых родителей.
Рисование на стенах, как к этому относиться?
Чаще всего, это упущение родителей. Возможно, в первый момент у ребенка был какой-то импульс. Внимательный родитель это заметит и сможет организовать дело так, что никаких последствий не будет. Если малыш испортил небольшую часть стены, именно в этом уголке повесьте ватман или большие куски старых обоев и часто меняйте их. У ребенка будет свое место, где он сможет рисовать. Если малыш все таки продолжает рисовать на всех стенах в доме, скорее всего, он пытается привлечь ваше внимание. В этом случае стоит посоветоваться со специалистом - педагогом центра раннего развития или детским психологом.
Что же делать если родители сами не умеют рисовать?
В дошкольном возрасте детки не нуждаются в каком-то умении, и их не нужно учить. Если вы сами не умеете рисовать, не надо делать вид, что умеете. С детьми нужно просто играть, что-то делать вместе и быть с ними искренним. Любая критика в этом возрасте непродуктивна: ребенок еще не готов ее воспринимать, критика убивает в нем желание к любому творчеству!
Отдельная тема - рисование с бабушками и дедушками. Их поддержка, если она не переходит в захваливание ребенка, на восемьдесят процентов обеспечивает успешность ребенка. Потому что именно бабушки и дедушки могут принять малыша таким, какой он есть, а вот у родителей, скорее всего, много нереализованных амбиций и завышенных требований к собственному чаду.
Раскраски - это польза или вред?
Раскраски развивают у ребенка моторику, усидчивость, точность исполнения, координацию движений. Но с раскраской малыш ничего нового сам не создает. Гораздо полезнее, когда он сам учится рисовать какую – то линию, делать ее более ровной, четкой, создавать образы. В этом и заключается ценность детского творчества. К сожалению, сейчас в жизни мы мало что делаем сами, и вокруг очень много всего готового. Поэтому опыт раннего творчества создает очень хорошую позитивную базу на всю последующую жизнь. Но раскраски к творчеству не имеют никакого отношения. Время от времени они могут стать неплохим развлечением для детей, но относиться к ним нужно как к досугу, а не как к элементу творческого развития вашего малыша.
Необходимо ли ребенка в раннем возрасте отдавать на уроки рисования к педагогу?
Ребенок до трех лет больше всего ориентирован на людей, которые его воспитывают - родителей, бабушек, дедушек. Посторонний человек является для малыша чужим. Специалисты проводят занятия с маленькими детьми в присутствии мам и бабушек: они находятся где-то рядом, и ребенок может на какое-то время остаться один и самостоятельно позаниматься. Детки в 3-4 года, обычно, не нуждаются в педагоге. Малыши в этом возрасте не ждут каких – либо обучающих действий. Они делают то, что нравится им самим, показывают рисунки педагогу, как своим родителям, и ждут одобрения. Нужно немножко подождать, когда ребенок будет готов прислушиваться к тому, что советует педагог. Как правило, это происходит после пяти лет.