Инна Осипенко
Как организовать совместную деятельность с использованием материалов «Мате плюс»
▼ Скачать +Заказ
Как организовать совместную деятельность с использованием материалов «Мате плюс»
Многие математические способности у большинства детей развиваются в дошкольном возрасте в повседневном общении со сверстниками и взрослыми. Но для развития некоторых способностей в обычной жизни слишком мало наглядных примеров, поэтому на них обращается особое внимание и они основательно прорабатываются. Бывает, что дети не проявляют интерес к определённому кругу знаний и даже избегают их.
Публикация «Как организовать совместную деятельность с использованием материалов „Мате плюс“» размещена в разделах
При построении деятельности я учитываю текущий уровень знаний детей, а также предпочтения ребят относительно работы в группе (индивидуально, небольшая группа или большая группа).
Сначала мы просто выложили материалы для ознакомления в свободный доступ.
После того как все ребята познакомились и попробовали поиграть с материалами коробки «Мате+», я выложила несколько карточек для детей, чтобы их заинтересовать.
Костя первый обратил внимание: «Ваня, смотри какие картинки!». Они начали их рассматривать, к ним присоединились другие дети. После они обратились ко мне с вопросом, что это за карточки. Я объяснила ребятам, что каждая карточка представляет собой инструкцию к игре и показала, как можно играть. Больший интерес вызвали игры «Числовая битва», «Вычеркнуть все числа», «Кто больше? Кто меньше?», «Вытянуть карточку», «Отобразить результаты, выпавшие на кубике», «Розыгрыш карточек с игральным кубиком», «Выложить количество, узнать количество». Самое замечательное было то, что в процессе игры к играющей группе прибавлялись и другие ребята. В процессе они справлялись, ошибались, помогали друг другу. Если возникал спор в игре на количество предметов или в выборе цифры, обращались ко мне.
Наблюдая за детьми, я заметила, что ребята каждый день считают, кто первым пришёл в детский сад, кто вторым. Это стало почти ритуалом-соревнованием. Но вот счёт до восьмого и десятого они теряют. Я нашла в текущей ситуации математический способ решения этой проблемы: первым пришёл Роман, и я предложила ему начать список присутствующих ребят с помощью цифровых штампов (имена некоторые дети умеют писать). Мы встречали всех, и Рома с гордостью показывал список и докладывал, что он первый, Даша вторая и т. д. Таким образом ребята закрепили навык порядкового счёта.
Ваня, Данил, Рома и Артём предпочитают работу в небольшой группе, так они чувствуют себя более комфортно, и отдают предпочтение играм с машинками в сравнении с настольными. Я организовала игру «Доставка стройматериалов», в которой были задействованы кубики для строительства и мозаичные кубики. Диспетчер давал накладную, в которой указано количество, а водитель собирал и отправлял заказ. Опираясь на то, что ребята любят играть в подвижную игру «Прятки», я её видоизменила с использованием фишек, цифровых штампов и фигурок медведей. На расчерченном листе схематично указала подсказку – где находятся фишки или медведи. Дети находили, определяли их количество и ставили штамп с соответствующим числом.
Так незаметно для себя в процессе игры дети складывают, считают, решают разного рода логические задачи; познают свойства и отношения объектов, многообразие геометрических форм. Они с удовольствием включаются в решение простых и более сложных творческих задач: отыскать, отгадать, раскрыть секрет, составить изменения вида, установить соответствия, смоделировать, сгруппировать, выразить математические отношения. Выполнение подобных упражнений вызывает у детей живой интерес, способствует самостоятельности мышления, а главное – освоению способов познания.