Надежда Иванченко
Как организовать проектную деятельность с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
«Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо, и где, и как я могу эти знания применить».
Метод проектов как педагогическая технология — это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Публикация «Как организовать проектную деятельность с дошкольниками» размещена в разделах
Проект - это комплекс взаимосвязанных мероприятий, которые направлены на достижение чётко обозначенной цели, в течение заданного периода времени с ориентацией на четкие требования к качеству конкретного результата, в условиях активного взаимодействия с внешней средой.
Результат проекта должен быть «осязаем» : если теоретическая проблема – то конкретное её решение, оформленное в информационном продукте, практическая проблема – конкретный продукт, готовый к потреблению.
Результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.
МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Практические:
Создание развивающей среды.
Экскурсии, наблюдения.
Оформление уголков в группах для познавательного развития детей.
Словесные:
Беседы, наблюдения.
Чтение художественной литературы, заучивание стихотворений.
Дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры.
Наглядные:
Выставки, конкурсы. Сбор фотоматериалов. Рассматривание иллюстраций. Ознакомление с художественными образами искусства.
Личный пример взрослых.
Типы проектов : образовательный. Исследовательский. Творческий. Социальный. Практико – ориентированный.
Модель «3 – х вопросов» (опора на опыт детей по теме)
Что мы знаем? Содержание (то, что дети уже знают)
Что мы хотим узнать? План (тема проекта)
Что сделать, чтобы узнать?
Этапы разработки проекта
1 этап Организационный
2 этап Планирование работы
3 этап Реализация проекта
4 этап Презентация проекта
Основные требования к использованию метода проектов :
- использование исследовательских методов в определенной последовательности;
- определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования;
- выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования;
- оформление конечных результатов;
- анализ полученных данных;
- подведение итогов, корректировка;
- выводы.
Основная цель проектного метода в ДОУ - развитие свободной творческой личности ребенка.
Задачи развития: обеспечение психологического благополучия и здоровья детей. Развитие познавательных способностей, творческого воображения, творческого мышления, коммуникативных навыков.
Задачи исследовательской деятельности для каждого возраста различны:
в младшем дошкольном возрасте – это : вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога); активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом); формирование начальных предпосылок поисковой деятельности.
В старшем дошкольном возрасте – это : формирование предпосылок поисковой деятельности, инициативы; развитие умения определять способы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно. Формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов. Формирование умения вести конструктивную беседу в процессе совместной исследовательской деятельности.
С чего начать?
Алгоритм проектной деятельности
1 Постановка проблемы.
2 Оценка возможностей для решения проблемы.
3 Разработка идеи, способствующей решению проблемы.
4 Формулирование целей.
5 Сбор и обработка необходимой информации.
6 Разработка вариантов решения проблемы, выбор наиболее эффективного варианта, разработка тактики реализации проекта.
7 Организация и выполнение проекта.
8 Обобщение результатов, оценка качества выполненной работы.
9 Представление проекта.
Проект – это «пять П» : Проблема. Проектирование (планирование). Поиск информации. Продукт. Презентация.
Этапы работы над проектом
1 этап организационный. Формулирует проблему (цель) на основе изученных проблем детей. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию, мотивирует. Формулирует задачу. Определяется продукт проекта. Вхождение в проблему. Целеполагание.
2 этап Планирование работы. Помогает спланировать, составляет план-схему проекта деятельности.
3 этап Реализация проекта. Направляет и контролирует осуществление проекта. Осуществляет сбор накопленного материала.
4 этап Презентация проекта Представляют (зрителям или экспертам/родителям, педагогам/) продукт деятельности. Непосредственно презентация самого продукта деятельности.
Структура проекта обязательно включает:
• насыщение детей наглядным материалом (иллюстрации, репродукции, экскурсии, видео);
• активизацию прошлого опыта детей в различной форме (беседы, драматизации, изодеятельность);
• ежедневные рефлексии;
• обязательное участие родителей;
• презентация с показом того, что научились делать дети.