Гребнева Галина
Консультация для воспитателей «Как оформить книжный уголок в группе»
▼ Скачать + Заказать документы
Как оформить книжный уголок в группе
В целях воспитания у детей интереса к книге и самых элементарных умений пользоваться ею, в каждой группе детского сада должен быть так называемый книжный уголок, т. е. место для хранения и рассматривания книг. Главными принципами оформления книжного уголка являются целесообразность и удобство.
Публикация «Консультация для воспитателей „Как оформить книжный уголок в группе“» размещена в разделах
- Книга. Все материалы по теме книг
- Книжный уголок, центр. Примеры оформления
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Оформление детских садов
- Темочки
Каждый ребенок должен иметь возможность взять любую книжку, сесть за стол, посмотреть картинки, поговорить о них с другими детьми. Для книжного уголка выбирается у окна светлое, удобное место. Если естественное освещение недостаточно, то надо позаботиться о хорошем искусственном освещении уголка книги, это может быть, настенная лампа или спускающаяся над столом лампа с абажуром, направляющим лучи света на стол. Достаточное освещение в книжном уголке необходимо в целях охраны зрения ребенка. Его параметры регламентируются СанПиНом.
В книжном уголке должна быть полка или витрина, чтобы выставлять книги, а у старших детей, кроме того, желательно иметь шкафчик для книг, так как книг здесь значительно больше, чем в средней и младшей группах. Уголок книги должен быть и внешне привлекательным для детей, уютным. На стене здесь можно повесить в рамках репродукции картин на сюжеты из детской жизни, из сказок, которые периодически должны меняться в зависимости от того, что читают детям. В книжном уголке подготовительной группы рекомендуется разместить портреты писателей: А. С. Пушкина, С. Я. Маршака, К. И. Чуковского и др. ; их имена дети должны узнать, когда воспитатель будет читать им книги этих писателей. Содержание книжного уголка и его структура меняются в зависимости от возраста детей.
Книги для каждой группы мы подбираем, соответственно программе детского сада, но следует учитывать и интересы малышей в выборе книг. Дополнительная детская литература хранится здесь же, в специальном шкафчике.
На витрине в средней группе могут быть любимые детьми книги из предназначенных для младшей группы. Точно так же как в книжном уголке старшей группы должны быть любимые детьми книги, которые им читали в младшей и средней группах.
В младшей группе каждая книга должна быть представлена в нескольких экземплярах (двух, трех, чтобы одну и ту же книгу могли смотреть сразу несколько детей, чтобы между ними не возникали столкновения из-за книги. Книги на витрине следует время от времени менять. Если мы замечаем, что дети все реже и реже берут какую-либо книгу, ее нужно на время убрать, а потом снова выставить; тогда дети с новым интересом будут рассматривать ее.
Книги, находящиеся в книжном уголке должны иметь эстетичный вид. Я придерживаюсь того мнения, что использование рваных и истрёпанных книг недопустимо, т. к книги должны своим внешним видом привлекать детей, вызывать желание взять их в руки и получить удовольствие от процесса общения с книгой. Чтобы книги дольше служили, их вовремя следует переплетать, стараясь не испортить обложку, так как ребенок по картинке на обложке узнает книгу.
Кроме книг, в уголке должны быть альбомы и папки с картинками для самостоятельного рассматривания детьми. Картинки подбираются воспитателем в соответствии с требованиями программы по ознакомлению детей с окружающим и воспитательными задачами. Картинки небольшого размера (открытки) следует собирать в альбомы, а побольше (предварительно наклеенные на картон или плотную бумагу) — в папки. Альбомы и папки рекомендуется готовить так, чтобы и альбом и папка содержали небольшое количество картинок (8—10, объединенных одной темой. Такой альбом или папку детям удобнее смотреть и усваивать размещённую в них информацию.
В старшей группе детского сада обязательно надо ввести отдельное (от художественной литературы) место для познавательной литературы. Это необходимо для того, чтобы начать формировать у детей отношение к книге как источнику знаний и необходимой информации. Книги познавательного содержания должны быть красочными, с яркими иллюстрациями, а информация в них передаётся небольшими объёмами. Обычно. место выделенное для познавательной литературы называют «Полочка умных книг». Содержимое этой полочки (книги, картинки, иллюстрации) должно быть доступно детям. Здесь размещаются тематические подборки книг по интересующим детей проблемам, словари. Примерный список книг можно посмотреть в программе «Радуга», но в огромной степени выбор книг зависит от интересов детей и выбора воспитателя.
К подготовительной к школе группе структура уголка книг ещё более усложняется, расширяются его задачи. К этому времени у подавляющего большинства детей уже сформирован навык чтения и это следует учитывать в работе с книгой. Программа «Радуга» например, предлагает организовать уголок «Читаем сами» (в нашей группе он представляет собой, как и рекомендовано, отдельную полку в уголке книги). Главное назначение этого уголка - упражнять детей в самостоятельном чтении текстов. Для этого к привычному набору книг добавляются тонкие, красочные, с крупным шрифтом, доступные и простые по содержанию книги, комиксы, детские журналы, детские книжки с развивающими заданиями (их главное назначение развитие у детей таких психических процессов как память, внимание и др.). Всю литературу в уголке «Читаем сами» располагают отдельно от других книг, дети сами должны поддерживать установленный на этой полке порядок.
Не нужно перегружать уголок печатной продукцией, лучше чаще обновлять его содержание.
Методика работы достаточно подробно изложена в пр. «Радуга».