Татьяна Скрягина
Как обеспечить психологическую безопасность ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Важную роль во время заболевания и в период выздоровления играет психологический климат. Дело в том, что более чем 60% болезней имеют психосоматическую природу. Человек болеет в том случае, когда защитных сил организма не хватает, чтобы противостоять микробам. Это происходит в результате физиологических стрессов (недостаток кислорода, витаминов, физические нагрузки, переохлаждение и т. д.) и психологических травм, в основе которых лежат конфликты в семье, ссо-ры с другими детьми и т. п. Кроме того, наличие физиологических стрессов накладывает отпечаток не только на физическое, но и на психическое состояние ребенка. Создание условий психологиче-ского комфорта (когда окружающая среда оказывает не травмирующее, а развивающее воздействие на ребенка) получило название «психологической безопасности».
Публикация «Как обеспечить психологическую безопасность ребенка» размещена в разделах
Психологическая безопасность – такое состояние, когда обеспечено успешное психическое разви-тие ребенка, а следовательно, и более быстрое выздоровление. В этом случае адекватно отражаются внутренние и внешние угрозы психическому здоровью ребенка. Если дома мы еще в состоянии оградить ребенка от травмирующих факторов, то в детском саду в период выздоровления ребенка могут ожидать опасности.
Необходимо знать основные источники угрозы психологической безопасности ребенка и по мере сил совместно с воспитателями их устранять. Источники угрозы психологической безопасности ребенка условно можно разделить на две группы: внешние и внутренние.
Внешние источники:
1. Физические:
-неблагоприятные погодные условия;
-недооценка значения закаливания, сокращение пребывания ребенка на свежем воздухе;
-нерациональность и скудность питания, его однообразие и плохая организация;
-несоблюдение гигиенических требований к содержанию помещений и, в первую очередь, отсут-ствие режима проветривания;
-враждебность окружающей ребенка среды, когда ему ограничен доступ к игрушкам, не проду-мано цветовое и световое оформление пространства; отсутствуют необходимые условия для реали-зации естественной потребности в движении; действуют необоснованные запреты, вызванные псевдозаботой о безопасности ребенка.
2. Социальные:
-манипулирование детьми, наносящее серьезный ущерб позитивному развитию личности. Это проявляется в том, что взрослые стремятся все сделать за ребенка, тем самым лишая его самостоя-тельности и инициативы как в принятии решений, так и в поступках;
-межличностные отношения детей с другими детьми. Часто детское сообщество отвергает кого-то из сверстников, а воспитатели долгое время этого не замечают или не находят достаточно эффек-тивных средств для устранения такого явления. В результате у отвергаемых детей появляется чув-ство дезориентации в микросоциуме, каковым является для ребенка детский сад. Кроме того, в дет-ском коллективе уже в раннем возрасте могут проявляться грубость и жестокость, на которую так-же нет должной реакции педагогов;
-интеллектуально-физические и психоэмоциональные перегрузки из-за нерационально построен-ного режима жизнедеятельности детей, однообразие будней;
-неправильная организация общения. Преобладание авторитарного стиля, отсутствие заинтересо-ванности ребенком со стороны взрослых;
-отсутствие понятных ребенку правил, регулирующих его поведение в детском обществе.
Внутренними источниками угроз психологической безопасности ребенка могут быть :
1. Сформировавшиеся в результате неправильного воспитания в семье привычки негативного по-ведения. В результате малыш сознательно отвергается детьми и подсознательно взрослыми.
2. Осознание ребенком на фоне других детей своей неуспешности. Это способствует формирова-нию комплекса неполноценности и зарождению такого, например, отрицательного чувства, как зависть.
3. Отсутствие автономности. Прямая зависимость во всем от взрослого, рождающая чувство беспо-мощности, когда приходится действовать самостоятельно.
4. Индивидуально-личностные особенности ребенка, например, сформировавшиеся (не без помощи взрослых) боязливость или привычка постоянно быть в центре внимания.
5. Патология физического развития, например, нарушение зрения, слуха и т. п.
общим же источником угроз психологической безопасности ребенка является информация, которая неадекватно отражает окружающий его мир, т. е. вводит его в заблуждение, в мир иллюзий. Проще говоря, когда взрослые обманывают ребенка. Это может привести к психологическому срыву (например, убеждают, что мама скоро придет, и малыш находится в состоянии напряженного ожи-дания).
Признаки стрессового состояния малыша при нарушении его психологической безопасности могут проявляться в следующих симптомах:
-в трудностях засыпания и беспокойном сне;
-в усталости после нагрузки, которая совсем недавно его не утомляла;
-в беспричинной обидчивости, плаксивости или, наоборот, повышенной агрессивности;
-в рассеянности, невнимательности;
-в беспокойстве и непоседливости;
-в отсутствии уверенности в себе, которая выражается в том, что ребенок все чаще ищет одобрения у взрослых, буквально жмется к ним;
-в проявлении упрямства;
-в том, что он постоянно сосет соску, палец или жует что-нибудь, слишком жадно, без разбора ест, заглатывая при этом пищу (иногда, наоборот, отмечается стойкое нарушение аппетита);
-в боязни контактов, стремлении к уединению, в отказе участвовать в играх сверстников (часто ре-бенок бесцельно бродит по групповой, не находя себе занятия);
-в игре с половыми органами;
-в подергивании плеч, качании головой, дрожании рук;
-в снижении массы тела или, наоборот, начинающих проявляться симптомах ожирения;
-в повышенной тревожности;
-в дневном и ночном недержании мочи, которых ранее не наблюдалось, и в некоторых других яв-лениях.
Все вышеперечисленные признаки говорят о том, что ребенок находится в состоянии психоэмоци-онального напряжения только в том случае, если они не наблюдались ранее.
Для обеспечения психологической безопасности ребенка следует включить следующие мероприя-тия:
-систему профилактики психоэмоционального состояния ребенка средствами физического воспи-тания: виброгимнастика, массаж, водные процедуры, специальные оздоровительные игры;
-аромо- и фитотерапию путем подбора специальных растений и цветового решения интерьера, спо-собствующих снятию напряжения (корица, ваниль, мята);
-работу с природными материалами – глиной, песком, водой, красками. Арттерапия (лечение ис-кусством, творчеством) увлекает детей, отвлекает от неприятных эмоций, подключает эмоцио-нальные резервы организма;
-музыкальную терапию – регулярно проводимые музыкальные паузы, игру на детских музыкаль-ных инструментах. Положительное влияние на развитие творческих способностей, на оздоровле-ние оказывает музыка Моцарта, его современников, музыка барокко с ритмическим размером 60-64 такта в минуту;
-предоставление ребенку максимально возможных в этом возрасте самостоятельности и свободы;
-расширение возможности контактов ребенка с другими детьми и взрослыми. Создание развиваю-щей предметно-пространственной среды.
Кроме психолого-педагогических способов создания психологического комфорта можно использо-вать и оздоровительные натуропатические рецепты. Лекарственные растения помогают организму приспособиться к вредным воздействиям химической и биологической природы, а также к непри-вычным условиям окружающей среды. Их применение должно быть включено в лечебно-профилактическую программу. Ниже говорится о двух таких растениях. Использование других со-гласуйте с врачом дошкольного учреждения. Применение элеутерококка в течение 1-2 месяцев по 3 раза в день (из расчета – по капле на год жизни) с третьим блюдом значительно снижает заболевае-мость ОРВИ и гриппом. Шиповник повышает устойчивость организма к охлаждению. 30-40 сухих плодов заливают стаканом кипятка и кипятят 5-7 минут. Отвар процеживают, охлаждают. Реко-мендуется пить по полстакана ежедневно в течение месяца.
Натуропатию называют разумным поведением в отношении здоровья. Ее главный принцип: в че-ловеке от рождения заложены возможности самоизлечения. Натуропатия поддерживает эти усилия организма. Основные ее средства – лечебная диета, физические упражнения, водные процедуры. Они успешно применяются в программах реабилитационного периода и как профилактические для детей, страдающих хроническими заболеваниями.
При повышенной тревожности, стрессовом состоянии в период адаптации рекомендуется добав-лять в пищу витамины группы В (по согласованию с врачом, давать молоко и жидкие молочные продукты на ночь, проводить утреннюю гимнастику и влажные обтирания.
При заболеваниях органов дыхания (бронхитах, длительном кашле) исключить молоко и молочные продукты, сладости, в том числе и сдобные булочки, делать специальные дыхательные упражне-ния, ежедневно надувать по 2 воздушных шарика, массировать спину, ставить горячий и холодный компрессы на спину и верхнюю часть груди, включать в рацион чесночные гренки.
При аллергических реакциях на пыльцу растений исключить молочные продукты, давать больше витамина С (по согласованию с врачом, промывать глаза и нос дистилированной водой.
При насморке исключить молочные продукты и сладости, давать есть чеснок, пить теплые фрукто-вые соки, увеличить дозы витамина С (по согласованию с врачом).
При простуде исключить продукты, содержащие крахмал, молоко, сахар. Поить теплыми фрукто-выми соками, травяным чаем. Увеличить дозы витамина С (по согласованию с врачом).