Ольга Сафронова
«Влияние современных мультфильмов на психологическую составляющую готовности к школе». Консультация для родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Скоро Ваш ребенок, а вместе с ним и Вы шагнете на порог школы. А пока у нас (родителей и воспитателей) еще есть время, чтобы подготовить наших малышей к этому.
Для начала давайте посмотрим, что включает в себя понятие «готовность к школе». Многие родители понимают подготовку к школе односторонне – как накопление ребенком определенной суммы знаний. Они стараются обучать его чтению, письму, счету. Но не только это определяет успех учебы.
Публикация «„Влияние современных мультфильмов на психологическую составляющую готовности к школе“, Консультация для родителей» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Консультации для родителей
- Мультфильмы для детей. Консультации
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Темочки
Выделяются разные виды готовности к школе :
• Физическая готовность : состояние здоровья, физическое развитие, развитие мелких групп мышц, развитие основных движений
• Специальная готовность : умение читать, считать, писать.
Сегодня я хотела бы поговорить с вами о психологической составляющей «готовности детей к школе». А точнее о месте мультфильмов в психическом развитии дошкольников.
Работая с нашими малышами, стала часто замечать в их речи слова типа: круто, клево, чувак, тачки и т. д. Я думаю мы все понимаем откуда они их берут – из современных мультиков. Теперь посмотрим на игрушки, в которые играют наши дети – биониклы, черепашки-Ниндзя, роботы, куклы Барби, Винкс и т. д.
На первый взгляд все кажется совсем даже безобидно, но если на минутку задуматься, то становится страшно, как эти «безобидные» мультики и игрушки ломают и без того еще незрелую психику наших малышей. А ведь это мы с вами купили им этот «ужас».
Цель моего сегодняшнего выступления отнюдь не в том, чтобы запугать вас, а в том, чтобы понять, как все это влияет на психическое развитие и сознание детей. А ведь им скоро в школу…
Современные технологии, новейшие приемы манипулирования сознанием наибольшую опасность представляют для маленьких телезрителей. Именно дети, по данным С. Кара-Мурзы, А. В. Романова и др., — наиболее незащищенная группа получателей сообщений. Они пассивно поглощают все то, что воздействует на них с голубого экрана. В отличие от взрослых, они не всегда могут защитить себя: игнорировать поступающую информацию, критично к ней отнестись, отказаться от просмотра сомнительных программ и мультфильмов.
Вы когда-нибудь замечали, как смотрит мультфильм малыш? Он словно отключается от всего того, что его окружает. Не реагирует на нормальное звучание речи, а после просмотра мультфильмов или сериалов в маленьком ребенке просыпается недетская агрессия, а порой и страхи. Я сейчас не говорю о наших СТАРЫХ, подчеркиваю старых мультфильмах, сказках, я имею в виду то, что сейчас переполняет наши TV-программы, кинотеатры, магазинные полки – современные наши и зарубежные мультфильмы, фильмы и сериалы. Большая часть этих «фильмов» не безопасна, а ту малую часть, что осталась, можно смотреть ребенку под родительской цензурой и с родительскими комментариями.
Вы сможете себе представить то, что наши бабушки, прабабушки доверяли кому-нибудь незнакомому такое важное в воспитании детей дело – рассказывать сказки. Тогда почему мы, современные родители, позволяем детям смотреть мультфильмы, фильмы и сериалы, которые не видели сами, об авторах которых мы ничего не знаем, и цель этих авторов также неизвестна. Ведь сказки – это то, что формирует в детском сознании модель окружающего мира, образы мамы и папы, друга и врага, добра и зла, на все то, на что он будет ориентирован всю жизнь, как на духовный компас. И будет ли ваш ребенок любить и холить вас в старости или сдаст в дом престарелых, так же зависит от воспитания, и от сказок, мультфильмов, сериалов, которые вы ему читали и позволяли смотреть.
Ребенок почти всю информацию воспринимает в виде образов. Из этих образов ребенок строит свою модель мира, как из кубиков. Самым главным кубиком в этой картине является образ женщины, девушки, девочки. Глядя на героинь, девочки впитывают стереотип будущего сексуального поведения. А у мальчиков формируется модель, к которой мальчик будет стремиться при выборе своей спутницы, матери своих детей. И здесь имеются в виду не только внешние качества, а в первую очередь душевные.
А теперь давайте более подробно рассмотрим героинь и героев современного мультпрома.
Вспомните, пожалуйста, всем известный мультфильм «Том и Джерри». Кот Том гоняется за мышонком Джерри, выбирая самые изощренные методы уничтожения бедного мышонка. А мышонок тем временем, так же пытается отомстить, на мой взгляд, не менее бедному коту. Как вы думаете, будет ли делать ребенок то же самое, что делают эти два веселых и милых героя? Раз родители дали такую возможность – смотреть веселый мультфильм, значит, здесь нет ничего такого, чего бы нельзя было делать. Значит можно бить меньшего, подло шутить над теми, кто слабее. Это же разрешили смотреть родные мама и папа, которые сказками учат ребенка различать хорошее и плохое.
А такие, добрые на первый взгляд, мультфильмы «Алладин», «Шрек» в которых, казалось бы, не должно быть ни какого подвоха со стороны производителей. Но, присмотритесь внимательно. Образ женщины здесь представлен ярко. Если в наших, добрых советских мультфильмах половая принадлежность женщины прикрыта, не выставлена на показ, то в этих мультфильмах очень ярко выражены все то, что должно нравится взрослым мужчинам, а не маленьким детям. Поведение героинь в этих мультфильмах так же настораживает. Здесь она может драться, при этом лицо ее меняется до неузнаваемости, стирается грань между мужественностью и женственностью. Вы можете представить себе дерущуюся Василису прекрасную? А Алёнушку? В наших мультфильмах женское начало подчеркивается загадкой, скромностью, таинственностью, т. е. тем, что должно быть в женщине, в матери.
Также, очень четко можно просмотреть отношение в этих мультфильмах к материнству. Если смотреть мультфильм про красивых девушек («Семь гномов», «Красавица и чудовище» и мн. другие) в замедленном режиме, то вы сможете увидеть на заднем плане этих красавиц – толстых, некрасивых, женщин с детьми. Тонкий смысл этих, всем известных, шестых кадров – хочешь быть красивой, не рожай! Если родишь, то будешь толстой, некрасивой.
Вы хотите, чтобы ваши маленькие дочурки были похожи на героинь сериалов и мультфильмов? Вы хотите, чтобы ваши, пока еще маленькие, сынули в будущем нашли себе спутницу жизни похожую на героиню из какого-либо мультфильма? Вы обращали внимание на то, что у молодежи сейчас очень моден стиль унисекс? Вы хотели бы, чтоб ваш ребенок был похож не на свой пол, к которому он принадлежит, а на противоположный? Если, все-таки НЕТ, то правильно выбирайте мультфильмы своему ребенку, больше читайте, рисуйте, рассказывайте. А если вам проще включить телевизор, то я готова все повторить сначала.
Берегите своих детей! Давайте по возможности уберем из их окружения те «развивающие» игрушки, о которых мы говорили, будем контролировать то, какой мультик включил себе пятилетний малыш. Пройдет немного времени и ребенок психологически перерастет игру, и положение школьника выступит для него, как ступенька к взрослости, а учеба – как ответственное дело, к которому все относятся с уважением.
А пока еще есть время для игры, мы можем успеть. Только в положительно-насыщенной игре формируется здоровая психика ребенка. Только красивый, добрый, умный мультик поможет ребенку расти психически-спокойным, эмоционально-уравновешенным, счастливым. Только положительный пример родителей направляет ребенка на правильный путь решения его детских задач. Главное начать уже сейчас. А мультфильмы пусть станут для наших малышей полезными уроками бережливости, вежливости, взаимопомощи, верности, доброты, красоты…
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Рекомендации родителям
«Как правильно подходить к выбору телепередач и мультипликационных фильмов для детей дошкольного возраста».
1 Выбирайте вместе с ребенком те мультипликационные фильмы и передачи, которые были бы ему интересны и полезны и которые бы Вы хотели посмотреть.
2 Старайтесь заранее узнать, о чем будет идти речь в выбранных Вами передачах, мультфильмах.
3 При выборе телепередач и мультипликационных фильмов необходимо учитывать, чтобы они были предназначены для возраста Вашего ребенка.
4 Никогда не переключайтесь с канала на канал во время рекламы, так как ребенку это мешает правильно воспринимать информацию.
5 Если ребенок вместе с Вами смотрит передачи, не предназначенные для детской аудитории, обязательно объясняйте ему смысл увиденного на экране.
6 Каждый раз обсуждайте с ребенком то, что он посмотрел.
7 Общее время просмотра телепередач детьми до 7 лет не должно превышать 6-7 часов в неделю.
8 Старайтесь, чтобы ребенок не смотрел телевизор более получаса подряд.
9 Телевизор необходимо смотреть в ярко освещенной комнате и не с близкого расстояния.
10 Не разрешайте ребенку смотреть телевизор лежа и во время приема пищи.
Помните, телевидение может стать Вашим союзником и активным помощником, а может превратиться в неотвратимое зло, которое Вы сами пустили в свой дом!
Советы психолога!
Чаду можно показывать:
1 «Советские» мультики – ВСЕ.
2 Современные русские мультики – не больше половины из общего количества.
3 Иностранные мультики – считанные единицы.
Критерии отбора:
1 Эстетический – В мультике не должно быть омерзительных и тошнотворных рыл. даже у отрицательных персонажей;
2 Моральный – В мультике не должно быть откровенного показа сцен насилия и жестокости;
3 Интеллектуальный – Персонажи не должны вести себя по-идиотски;
4 Нравственный – В мультике должны быть правильно расставлены нравственные оценки, «положительные» герои не должны совершать «отрицательных» поступков.
Этот пункт важнее всех прочих – именно он закладывает нравственные основы социального поведения, рассказывает ребенку, что «хорошо», а что «плохо».
А то, что в жизни бывает, увы по-другому, пусть он узнает попозже, когда подрастет и станет сильным духом.