Елена Сабина
Методическая работа в ДОУ по обеспечению преемственности между дошкольным и школьным образованием
▼ Скачать + Заказать документы
От того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь дальнейший путь к знаниям.
В. А. Сухомлинский
Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Проблема преемственности знакома мне не понаслышке. В далекие 80-е годы по распределению я попала в д. с 368. Мама работала учителем начальных классов в 180 школе, ныне лицее. Два мои выпуска подряд попадали в добрые материнские руки. Тогда проблема преемственности обсуждалась не только на работе, но и дома.
Публикация «Методическая работа в ДОУ по обеспечению преемственности между дошкольным и школьным образованием» размещена в разделах
Понятие преемственности трактуется широко – как непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России.
Использование ФГОС в дошкольном образовании предполагает, что обучение и воспитание будет строиться таким образом, чтобы у ребёнка сформировались предпосылки к успешному продолжению учебы в школе. На практике создаются все условия для того, чтобы ребёнок от доминирующей в дошкольном возрасте игровой деятельности без труда смог перейти к доминирующей в школьном возрасте учебной деятельности.
Многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять.
Преемственная связь между детским садом и школой имеет сложную структуру.
В ней можно выделить следующие параметры:
1. Преемственность в содержании обучения и воспитания – это система навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должен овладеть учащийся в соответствии с поставленными целями и задачами.
2. Преемственность в формах и методах образовательной работы.
В детском саду используются фронтальные, групповые, индивидуальные формы организованного обучения. В школе – фронтальные.
3. Преемственность педагогических требований и условий воспитания детей.
В работе по преемственности нами были определены три основных направления обеспечения преемственности между дошкольным и школьным образованием :
• методическая работа с педагогами
1. ознакомление с требованиями ФГОС к выпускнику,
2. обсуждение критериев "портрета выпускника", поиск путей их разрешения,
3. изучение и обмен образовательных технологий, используемых педагогами ДОУ и школы);
• работа с детьми (знакомство детей со школой, учителями, организация совместных мероприятий);
• работа с родителями (получение информации, необходимой для подготовки детей к школе, консультирование родителей по вопросам своевременного развития детей для успешного обучения в школе).
Подробнее остановимся на методической работе с педагогами.
Одним из важнейших условий практической реализации преемственности д/с и школы является установление делового контакта между воспитателями подготовительной группы и учителями 1 классов школы, что осуществляется в различных аспектах:
• 1. Информационно-просветительский аспект – взаимное ознакомление с задачами учебно-воспитательной работы.
• 2. Методический аспект – взаимное ознакомление с методами и формами учебно-воспитательной работы в старшей, подготовительной группах и 1 классах школы.
• 3. Практический аспект – выражается с одной стороны в предварительном знакомстве с будущими учениками, с другой – в курировании бывших воспитанников во время их обучении в 1 классе школы.
Рассмотрим подробнее каждый из этих аспектов.
Информационно-просветительский аспект.
Нами была составлен план по созданию единого образовательного пространства МАДОУ и школами района.
Большое внимание в плане уделялось изучению и анализу образовательной программы ДОУ и образовательных школьных программ, что позволило педагогам выработать единые цели развития и воспитания детей старшего дошкольного возраста, а также минимизировать различия между дошкольной и школьной системами образования.
В Федеральном стандарте выделен раздел «Требования к результатам освоения детьми основной образовательной программы дошкольного образования». Эти требования представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Такие характеристики являются необходимыми предпосылками для перехода на следующий уровень начального образования, успешной адаптации к условиям жизни в школе и требованиям учебного процесса. Целевые ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования.
Методический аспект – взаимное ознакомление с методами и формами учебно-воспитательной работы в старшей, подготовительной группах и 1 классах школы.
Формы работы :
-Взаимное посещение школы и детского сада (непосредственно образовательной деятельности, уроков)
- открытые показы образовательной деятельности в дошкольных группах и открытых уроков в школе;
- участие в педагогических советах
- взаимное консультирование.
Темы совместных педсоветов:
1. «Факторы успешной адаптации ребенка к школе».
На данном педсовете педагоги выяснили, что на успешную адаптацию младших школьников влияют различные факторы: возрастные и индивидуально-психологический особенности ребенка, физическое и психическое здоровье, уровень готовности к школе, возраст начала систематического обучения, особенности школьной ситуации, отношения с учителями и одноклассниками, микроклимат в семье, а также его личностные качества и основные параметры психического развития
2. «Преемственность между ДОУ и начальной школой в реализации программы «Школа 2100»
Данный педсовет показал нам, что программа отличается от других тем, что в ней нет существующих в отдельности предметов, а есть развивающая система для общеобразовательной школы, которая ставит перед собой цель — развитие функционально грамотной личности.
Был проведен «Круглый стол» на тему:
«Разработка единой модели выпускника»
Цель: провести сравнительный анализ модели выпускника и видение модели первоклассника
Также мы подготовили совместный «Мастер – класс»
«Введение педагогических технологий в образовательный процесс ДОУ и начальной школы»
В начальной школе это развивающее обучение;
- проблемное обучение;
-коммуникативное обучение;
-проектная технология;
- игровые технологии;
-диалог культур;
-информационно-коммуникативные технологии;
В ДОУ:
- Здоровьесберегающие технологии
-Технологии проектной деятельности
-Технологии исследовательской деятельности
-Информационно-коммуникационные технологии
- Личностно ориентированные технологии
-Технология портфолио
- Социоигровые технологии.
Практический аспект выражается в предварительном знакомстве с будущими учениками и в курировании бывших воспитанников во время их обучении в 1 классе школы.
-Взаимное посещение школы и детского сада (непосредственно образовательной деятельности, уроков). Мы приглашали на открытые занятия по математике, обучению грамоте педагогов школ. Одно из таких занятий было проведено совместно воспитателем и учителем.
- открытые показы образовательной деятельности в дошкольных группах и открытых уроков в школе. Воспитателем всегда очень приятно посмотреть на свих вчерашних птенцов в школьной форме, порадоваться их достижением.
Сегодня важнейшим приоритетом образования в России, является обеспечение качества образования. Чтобы достичь качества, должны быть созданы условия. Это уровень мастерства педагогических кадров; учебно-методическое обеспечение; нормативно-правовая база; материально-техническое обеспечение.
Приоритетным же условием достижения такого качества является обеспечение непрерывности образования.