Плешанова Инна Викторовна
Консультация для родителей «Как научить ребёнка правильно слышать звуки»
▼ Скачать + Заказать документы
Без умения сосредоточиться на звуках нельзя научиться слушать и понимать речь. Также важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение называется фонематическим слухом.
Маленький ребёнок не умеет управлять своим слухом, не может срапвнивать звуки, но его можно этому научить. Особенно необходимо развивать фонематический слух детям с речевыми проблемами. Порой малыш просто не замечает, что он неправильно произносит звуки.
Темочки:
Цель предлагаемых игровых упражнений — научить его слушать и слышать. Прежде чем приступить к занятиям, выясните, как ребёнок воспринимает и различает звуки. Предложите ему повторить слоги: са- ша, ша — са, ач — ащ, са — ца, ра — ла, ша — жа, сходные слова: Маша — Даша — каша; тень — день; день — пень; бек — лак — мак — так — рак; жук — лук — сук — тук. Предложите выбрать нужную картинку: жук — сук; дом — том; мишка — миска. Затруднения при выполнении заданий указывают на снижение у малыша фонематического слуха. Тогда приступаем к занятиям.
Игра «Выдели слово»
ребёнку предлагаем хлопать в ладоши (поднимать руку вверх) если он услышит слова с заданным звуком.
Игра «Какой звук спрятался»
Взрослый произносит несколько слов, выделяя голосом заданный звук. Например: кошка, мышка, шутка, шуба.
Игра «Звуковые песенки»
Предлагаем ребёнку вспомнить как зовёт ослик свою маму - ИА, как мы зовём друг друга в лесу - АУ, как плачет маленький ребёнок - УА. Сначала ребёнок определяет первый звук и пропевает его, затем второй.
Игра «Назови лишнее слово»
Из четырёх слов ребёнку нужно назвать то, которое отличается от остальных.
Гора, гора, гора, нора, гора.
Голос, колос, голос, голос.
Коса, коса, коза, коса.
Игра «Какой звук начинает слово»
Взрослый бросает ребёнку мяч и произносит слово начинающееся с гласного. Например: Ира, утка, Иней, эхо. Лучше с ударение на первый гласный. Ребёнок выделяет начальный гласный и возвращает мяч.
Игра «Какой звук спрятался в слове»
Теперь гласный ищем в середине слова: зал, дом, сом, сыр, суп, мир, лак. Берём слова только с одним слогом, без йотированных гласных.
Игра «Какой звук в конце слова»
Ищем гласный в конце слова: ведро, нога, столы, бери, каратэ. Ударение падает на искомый звук.
Подобным образом можно выделять и согласные. Звук должен звучать ясно, не оглушаться.
Игра «Договори словечко»
Подбираем рифму: портфель я выронил из рук — такой большой на ветке ….; шёл по лесу шустрый мишка — на него свалилась …
Игра «Цепочка»
От данного слова образовывать цепочку слов таким образом, чтобы каждое слово начиналось с последнего звука предыдущего: дом - мак - кот - ток - ком.
Игры на развитие фонематического слуха рекомендуются для детей после трёх лет. Хороший фонематический слух необходим ребёнку для усвоения звуковой системы языка, для грамотной устной и письменной речи.