Елена Шефер
Консультация «Как научить ребенка задавать вопросы»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ "Детский сад "Дельфин".
Воспитатель: Шефер Е. В.
г. Муравленко.
Для любого человека важно уметь задавать вопросы. В процессе познания вопрос играет важную роль. Можно сказать, что познание начинается с вопроса. Вопрос направляет мышление ребёнка на поиск ответа, таким образом, приобщая его к умственному труду. В наше время очень много детей не умеют задавать вопросы, из-за чего у них снижается потребность в познании, не расширяются активный и пассивный словари, не активизируется любознательность. Для того чтобы понять, как помочь формированию этой важной функции, предлагаю кратко рассмотреть теоретические аспекты и методы работы с вопросами. Данный материал не является правилом, это своего рода памятка, созданная на основе изученного материала по данной теме.
Публикация «Консультация „Как научить ребенка задавать вопросы“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2014
2-3 года. Особенности развития: дети ориентируются в своих действиях на культурную модель, воспроизводимую взрослым, совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление. Учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации, характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации, начинает складываться произвольность поведения, появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания. Тип вопроса, формируемый на данном этапе: общий (требует ответа да/нет). Упражнения, способствующее формированию умения задавать вопросы : -«Угадай-ка». Рассмотреть картинку с большим количеством предметов и деталей. Дальше ребенок картинку видит, воспитатель - нет. Ребенок задает вопросы. Не давать ребенку примера, пусть сам попробует спросить. (Отвечать да/нет).
-Чтение и обсуждение сказок, стихов, художественных произведений.
3-4 года. Особенности развития: Ведущий тип общения- ситуативно-деловое. Это означает, что взрослый привлекает ребенка в первую очередь как партнер по интересной совместной деятельности. Мышление ребенка носит наглядно-образный характер, внимание, память, остаются непроизвольными, речь находится в стадии формирования. Тип вопроса, формируемый на данном этапе: специальный - начинается с вопросительного слова "Кто, что, какой, где, зачем, почему". Упражнения, способствующее формированию умения задавать вопросы : прочитать детям стихотворение Г. Комаровского и Г. Ладонщикова:
У меня друзей немало,
Но я всех нарисовала:
Коля колет,
Поля полет,
Паша пашет,
Соня спит,
Катя катит,
Тоня тонет,
Я не дам ей утонуть!
Я спасу подружку Тоню:
Подрисую что-нибудь!
Задание : давайте зададим по одному вопросу каждому герою стихотворения.
4-5 лет. Особенности развития: общение носит внеситуативно-деловой характер, мышление носит наглядно-образный характер, дети более эмоционально устойчивы, менее капризны, начинают проявлять интерес к своим сверстникам как к партнерам по игре. Мнение сверстника приобретает особую значимость. Тип вопроса, формируемый на данном этапе: альтернативный- со словом "или", "Какой?". Упражнения, способствующее формированию умения задавать вопросы : "Вопросник"- ребенок ходит по комнате, смотрит на все и приносит пять вопросов со словом "какой", воспитатель отвечает, ребенок проверяет, правильный ответ или нет, отвечать можно шуточно.
5-6 лет. Особенности развития: Ребенок может произвольно управлять своим поведением, а также процессами внимания и запоминания, эмоциональными реакциями, в любом виде деятельности может выйти за пределы сиюминутной ситуации, осознать временную перспективу, удерживать в сознании одновременно цепочку взаимосвязанных событий или разные состояния вещества или процесса, ведущее значение приобретает развитие воображения. Тип вопроса, формируемый на данном этапе: вопросы-гипотезы, вопросы обращенные к самому себе. Упражнения, способствующее формированию умения задавать вопросы : -воспитатель загадывает слово на определенную тему, дети по очереди задают вопросы и пытаются угадать слово.
-«Угадай, о чём спросили». Воспитатель загадывает себе вопрос, не произнося его вслух. Например, вопрос : «Вы любите спорт?». Воспитатель отвечает: «Я люблю спорт». Детям надо догадаться, каким был вопрос.