МААМ-картинки

Консультация «Как научить ребенка задавать вопросы»

Елена Шефер
Консультация «Как научить ребенка задавать вопросы»
▼ Скачать + Заказать документы

МБДОУ "Детский сад "Дельфин".

Воспитатель: Шефер Е. В.

г. Муравленко.

Для любого человека важно уметь задавать вопросы. В процессе познания вопрос играет важную роль. Можно сказать, что познание начинается с вопроса. Вопрос направляет мышление ребёнка на поиск ответа, таким образом, приобщая его к умственному труду. В наше время очень много детей не умеют задавать вопросы, из-за чего у них снижается потребность в познании, не расширяются активный и пассивный словари, не активизируется любознательность. Для того чтобы понять, как помочь формированию этой важной функции, предлагаю кратко рассмотреть теоретические аспекты и методы работы с вопросами. Данный материал не является правилом, это своего рода памятка, созданная на основе изученного материала по данной теме.

Публикация «Консультация „Как научить ребенка задавать вопросы“» размещена в разделах

2-3 года. Особенности развития: дети ориентируются в своих действиях на культурную модель, воспроизводимую взрослым, совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление. Учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации, характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации, начинает складываться произвольность поведения, появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания. Тип вопроса, формируемый на данном этапе: общий (требует ответа да/нет). Упражнения, способствующее формированию умения задавать вопросы : -«Угадай-ка». Рассмотреть картинку с большим количеством предметов и деталей. Дальше ребенок картинку видит, воспитатель - нет. Ребенок задает вопросы. Не давать ребенку примера, пусть сам попробует спросить. (Отвечать да/нет).

-Чтение и обсуждение сказок, стихов, художественных произведений.

3-4 года. Особенности развития: Ведущий тип общения- ситуативно-деловое. Это означает, что взрослый привлекает ребенка в первую очередь как партнер по интересной совместной деятельности. Мышление ребенка носит наглядно-образный характер, внимание, память, остаются непроизвольными, речь находится в стадии формирования. Тип вопроса, формируемый на данном этапе: специальный - начинается с вопросительного слова "Кто, что, какой, где, зачем, почему". Упражнения, способствующее формированию умения задавать вопросы : прочитать детям стихотворение Г. Комаровского и Г. Ладонщикова:

У меня друзей немало,

Но я всех нарисовала:

Коля колет,

Поля полет,

Паша пашет,

Соня спит,

Катя катит,

Тоня тонет,

Я не дам ей утонуть!

Я спасу подружку Тоню:

Подрисую что-нибудь!

Задание : давайте зададим по одному вопросу каждому герою стихотворения.

4-5 лет. Особенности развития: общение носит внеситуативно-деловой характер, мышление носит наглядно-образный характер, дети более эмоционально устойчивы, менее капризны, начинают проявлять интерес к своим сверстникам как к партнерам по игре. Мнение сверстника приобретает особую значимость. Тип вопроса, формируемый на данном этапе: альтернативный- со словом "или", "Какой?". Упражнения, способствующее формированию умения задавать вопросы : "Вопросник"- ребенок ходит по комнате, смотрит на все и приносит пять вопросов со словом "какой", воспитатель отвечает, ребенок проверяет, правильный ответ или нет, отвечать можно шуточно.

5-6 лет. Особенности развития: Ребенок может произвольно управлять своим поведением, а также процессами внимания и запоминания, эмоциональными реакциями, в любом виде деятельности может выйти за пределы сиюминутной ситуации, осознать временную перспективу, удерживать в сознании одновременно цепочку взаимосвязанных событий или разные состояния вещества или процесса, ведущее значение приобретает развитие воображения. Тип вопроса, формируемый на данном этапе: вопросы-гипотезы, вопросы обращенные к самому себе. Упражнения, способствующее формированию умения задавать вопросы : -воспитатель загадывает слово на определенную тему, дети по очереди задают вопросы и пытаются угадать слово.

-«Угадай, о чём спросили». Воспитатель загадывает себе вопрос, не произнося его вслух. Например, вопрос : «Вы любите спорт?». Воспитатель отвечает: «Я люблю спорт». Детям надо догадаться, каким был вопрос.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Что мы видим на картинке?» Дидактическая игра «Что мы видим на картинке?» Цель: 1. Учить детей задавать вопросы разного типа? 2. Упражнять детей в умении отвечать.

Как надо отвечать на детские вопросы Подрастает ребенок и начинает задавать вопросы. Как отвечать на них и так ли это важно? "Где?","Куда?","Когда?".Постепенно ребенок накапливает.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Как научить ребенка задавать вопросы»
Опубликовано: 19 февраля 2014 в 20:42
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Как научить ребенка задавать вопросы»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Шефер в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД