Галина Свердлова
Консультация «Как научить ребенка узнавать и называть цвета»
▼ Скачать + Заказать документы
Общеизвестно, что в последние годы значительно увеличилось число детей,
имеющих узкий кругозор и соответственно небогатый словарный запас. У таких детей лексика ограничена, бедна, они испытывают трудности в подборе слов, в том числе слов признаков, называющих цвет предметов. Часто родители, обеспокоенные речью детей, жалуются, что они хотели бы выучить цвета, но не могут. Бывает, что даже в подготовительной группе вопрос «Какого цвета этот предмет?» ставит ребёнка в тупик. Напомним, что различие цветов дети усваивают довольно рано, поскольку оно основано на зрительном восприятии. К 5 годам развивающийся по возрасту ребёнок знает и использует в речи названия основных цветов (красный синий, жёлтый, зелёный) и оттеночных цветов (розовый, фиолетовый, коричневый, голубой, серый, салатный и т. д.) Мы расскажем, как помочь запомнить цвета, используя методические рекомендации, изложенные в книге Л. Г. Парамоновой.
Публикация «Консультация „Как научить ребенка узнавать и называть цвета“» размещена в разделах
1. Прежде всего убедитесь, что у ребёнка всё в порядке со зрением и он хорошо видит предметы и различает цвета.
2. Начинайте с одного из основных цветов и работайте над ним до тех пор, пока ребёнок прочно не усвоит и не будет сам легко называть его. Только после этого принимайтесь за следующий цвет. Так, выучив один из тёплых цветов (красный или жёлтый, принимайтесь за холодный цвет (синий или зелёный, и так чередуйте цвета далее.
3. Начините с работы над пониманием и пополните пассивный словарный запас. Для этого заранее приготовьте образцы цветов. Их вы будете показывать ребёнку, а потом повесите в детском уголке, чтобы ребёнок мог обращаться к ним для сравнения и заучивать названия. В уголке должны висеть только те картинки- образцы, которые он знает. По мере обучения вы будете добавлять новые. На картинке-образце нарисован предмет нужного цвета. Проследите за тем, чтобы цвет был насыщенным и чтобы назвать его можно было однозначно – например, жёлтым, а не оранжевым и не коричневым. Назовите картинку и представьте цвет так : жёлтый желток, красный кран, синий василёк, зелёная зелёнка.
Предложенные словосочетания содержат названия предмета (при этом предмет хорошо знаком ребёнку, он часто его видит в своём быту) и название признака по цвету (при этом цвет – постоянный признак этого предмета и его также легко увидеть, кроме того название цвета звучит похоже на название самого предмета и легко запоминается: стоит произнести желток как само собой говоришь - жёлтый).
Попросите найти такие же по цвету картинки, игрушки, предметы. Подносите образец, сравнивайте и уточняйте – такой ли цвет (спрашивайте, употребляя именно это слово). И комментируйте демонстрируемое : солнце такое же, как жёлтый желток – жёлтое. Когда ребёнок будет без ошибок находить и показывать такие же по цвету кубики, мячи, ленты и т. д., понимание сформировано.
4. Переходим к формированию правильного употребления и наполнению активного словарного запаса. учите ребёнка отвечать на вопрос «какой по цвету?», задаваемый к предметам известного ему цвета. комментируйте сами и поощряйте повторять или отвечайте сами, если ребёнок молчит.
солнце такое же, как жёлтый желток – жёлтое.
5. Активно используйте названия цветов в повседневной детской жизни: называйте цвета одежды, фруктов и овощей, поощряйте описывать предметы, рисуйте карандашами, красками, фломастерами, лепите из пластилина, стройте из кубиков и т. п. и говорите. Вам помогут лото «Какого цвета», книжки с наклейками или вкладышами разных цветов, обучающие цветные раскраски.
6. Выучив основные цвета, переходите к оттеночным цветам, используя тот же принцип представления нового цвета : розовая роза, сиреневая сирень, фиолетовая фиалка, коричневая кора, голубой глобус, оранжевый апельсин.
7. В трудных случаях заучивайте стихи о цвете. Например:
С мамой жёлтые цыплятки
Целый день играют в прятки.
В одуванчиках сидят,
Не найти никак цыплят!
8. Научите прислушиваться к словам и толковать такие названия как малиновый, салатный, изумрудный, золотой, лимонный.
При систематических и увлекательных занятиях ребенок обязательно усвоит названия цветов.
Используемая литература: Л. Г. Парамонова. Пиши и говори правильно. Пособие для педагогов и родителей. – СПб: «Дельта», 1996. – 384 с., ил.